Кейс iZюматор: Создание платформы для онлайн-школы

Заказчик
Директор сети салонов сотовой связи и интернет-магазина iZюм Алексей Платонов.
Задача
Разработать внутреннюю (для начала) платформу для онлайн-курсов по работе в Excel, созданию презентаций, личной эффективности, ментальному здоровью и т.д.

Думаем наперед: онбординг новых сотрудников, который станет онлайн-университетом

Разработчик должен думать о потенциальном развитии продукта и закладывать инструменты “на вырост”, но по факту так работать получается далеко не всегда. Нам в Purrweb удалось создать платформу для онлайн школы, которую можно будет легко развивать и масштабировать за счет правильно выбранного стека. Меня зовут Елена Фарберова, я проектный менеджер в Purrweb. Расскажу, как мы это сделали.

Онлайн-университет для сотрудников

Чем больше компания, тем важнее роль онбординга — системы адаптации и обучения новичков. У нашего заказчика — директора сети салонов сотовой связи и интернет-магазина iZюм Алексея Платонова — он работал не идеально. Это был простой сервис для онлайн-курсов с примитивными дизайном и функциональностью.

Алексей обратился к нам летом 2020 года с просьбой разработать платформу для онлайн-курсов, например, по работе в Excel, созданию презентаций, личной эффективности, ментальному здоровью и т.д. На платформе должно было быть несколько ролей:

Выбрали нас, потому что заказчик — в хорошем смысле дизайнерский гик, а мы специализируемся на UI/UX дизайне. Геопозиция тоже сыграла за нас. Головной офис iZюма в Омске, и заказчику было важно работать с “соседями” — мы, как омская компания, идеально подходили.

Присматриваем за конкурентами и отстраиваемся

Первое время с системой будут работать только сотрудники, а позже проект может выйти в “мир” — заказчик планирует создать платформу для онлайн школы и продавать систему другим компаниям. Поэтому мы сразу смотрели на конкурентов: Coursera, Skillbox и Skillshare. Что общего было у нас с этими платформами? Во всех есть:

  • аудио;
  • видео;
  • тексты;
  • проверка ДЗ;
  • форум, где обсуждают задания.

В качестве отстройки сконцентрировались на UGC (пользовательский контент) — сотрудники сами могут создавать курсы для адаптации и развития новых сотрудников. Но это курсы не только о работе: можно делиться своим опытом по, например, рефинансированию ипотеки или инвестициям.

Страница курса с уроками

Также на площадке любой может стать ассистентом и проверять домашки. Чтобы создать такой курс, сотруднику нужно обозначить: что за курс, чему можно научиться и в какой сфере. Курс может быть публичным или частным, с общением на форуме и без него.

Здесь можно создать свой курс — добавить описание, материалы, указать стоимость

Чтобы разработать онлайн платформу, мы начали с MVP, поэтому в скоуп вошли дизайн и разработка альфа-версии для внутреннего пользования.

Для бэкэнда использовали Nest.js, на фронте — Next.js. Он подходит для площадок, которым нужна индексация — появление в выдаче поисковика в ответ на запрос пользователя. Мы знали, что заказчик планирует в будущем выйти с площадкой на рынок онлайн-образования, а значит индексация в поисковике будет крайне важна.

Команду собрали из двух дизайнеров, четырех разработчиков, тестировщика и проектного менеджера.

Ачивки в другой раз

В качестве референсов для дизайна заказчик ориентировался на Airbnb. Основной акцентный цвет — оранжевый с неоновыми подсветками на активных элементах, кнопках, чтобы перекликаться с Airbnb, но не дублировать.

Обычно мы работаем спринтами. Логично было за один спринт делать одну роль. Но из-за того, что они тесно связаны и включают одна другую, пришлось разбить спринты по-другому. В итоге работали от общего к частному:

  1. Авторизация.
  2. Уроки.
  3. Страницы для ученика: курсы, уроки, календари, личный профиль.
  4. Страницы для наставника: создание уроков, курсов, календарь.
  5. Страницы для админа: профиль, курсы, форум, календарь.
  6. Роль ассистента.
  7. Роль супервайзера.

Как это обычно бывает, на каждом созвоне заказчик генерировал новые идеи, которые выходили далеко за пределы MVP. Мы фиксировали все пожелания, но настаивали на работе в рамках изначального плана.

Например, в MVP не вошла возможность для админа просматривать календари пользователей, потому что это выходило за пределы дедлайна.

Наставники добавляют события в календари учеников

А вот система ачивок, которые мотивируют учиться и проверять домашки, в MVP не вошла, потому что их логика была непростой, на ее проработку у заказчика времени не было. Задачу временно убрали в бэклог, но в дизайне ачивки есть, поэтому в дальнейшем эту фичу можно реализовать без проблем.

Матрешка ролей

Мы ожидали проблему с разработкой системы ролей, и-таки столкнулись с ней. Если бы роли не взаимодействовали друг с другом и “жили” в отдельных аккаунтах, было бы проще. Но аккаунт у каждого человека один, и он может переключаться между профилями. При этом у наставника, ученика, супервайзера разные возможности и уровни доступа.

Роли выстраивались в иерархию: у админа права всех ролей, у наставника — права ученика и так далее. Получается, роли складывались как матрешка: каждая следующая включала полномочия предыдущей.

Между ролями можно переключаться прямо в настройках профиля: нужно просто нажать кнопку и выбрать роль из списка

Правильно выбранный стек

Продакт погрузил нас в роадмап проекта. Он рассказал, что заказчик планирует развивать площадку и выходить с ней вовне, чтобы предлагать другим компаниям размещать на ней свои курсы.

Чтобы создать платформу для онлайн школы, надо было правильно подобрать техстек. Мы могли бы использовать старый добрый React. В интернетах говорят, что поисковые боты (Google, Yandex и т.д.) умеют индексировать приложения на React, но на одном из прошлых проектов мы сильно облажались поняли, что это не так. Поэтому взяли Next.js для фронта. Мы обычно не используем его в корпоративных проектах (внутренних, закрытых от всех желающих). Но мы знали, что вскоре проект станет публичным, поэтому Next.js был хорошим выбором.

Вынужденная пауза и немного глухих телефончиков

Кадровые неурядицы преследовали нас с самого начала проекта. Дизайнер, который начал работать над проектом, ушел в отпуск и не до конца проговорил требования к проекту. Так новый дизайнер выполнил концепт в зеленых тонах.

Но, как вы помните, в качестве референсов заказчик указывал Airbnb, в котором сложно найти зеленые оттенки. Мы передали проект другому дизайнеру, она вернула концепт в гамму Airbnb. Уже в нем мы силами еще нескольких дизайнеров доделывали UI-киты и респонсивы, поправляли мелкие баги.

Команда разработки вместе с менеджером в разгар работы свалилась с ковидом. В итоге мы отставали от спринтов на две недели. Чтобы нагнать их, когда все вернулись в строй, в команду добавили еще двух разработчиков.

Пробуем новое в своих процессах

Трудности с дизайном подтолкнули нас к реорганизации дизайн-системы в рамках компании.

На предыдущих проектах дизайнеры работали над проектом сами по себе, поэтому одна рабочая неделя не могла превышать 40 рабочих часов дизайнера. Мы начинали работу с концепта и макет для разработки — готовили лишь верхнеуровнево, потому что так было эффективно и удобно. До момента, пока мы не решили попробовать новое и посмотреть, какой эффект могут давать иначе построенные процессы.

Сейчас на проектах работает команда дизайнеров, они делятся экспертизой и наработками друг с другом. Проекты двигаются быстрее, людей-то больше :) Теперь мы стартуем с майндмапа и концепта, готовим макет для разработки, сокращаем количество “дизайн-дыр” и уделяем еще больше внимания презентации визуала.

Вопреки и несмотря

Несмотря на ковид, мы сработали быстро и смогли создать платформу для онлайн школы. Уже в январе, через шесть месяцев после старта, мы выкатили первую версию платформы для внутреннего пользования. Сотрудники уже могут создавать и проходить курсы, делать домашние задания и обсуждать задачи на форуме.

При этом мы не просто отдали MVP, а подготовили проект, который можно легко масштабировать без рефакторинга.

Мы доделываем небольшие баги, которые всегда появляются после релиза и обсуждаем следующую итерацию работ. Заказчик тестирует сервис внутри команды и собирает фидбек. Из него будет понятно, что делать с проектом дальше. А пока планы такие:

  1. Обучить сотрудников внутри компании.
  2. Предоставить платформу другим компаниям для их курсов.
  3. Создать P2P-платформу (открытая платформа с платными курсами)
Менеджмент Дизайн Разработка Тестирование Контент
Елена Фарберова Илья Уткин Сергей Пономарев Марина Болдырева Анастасия Хмелевская
Никита Селиков Илья Саблин Константин Земляков
Анастасия Мартьян Даниил Герасименко
Юлия Вакуленко Максим Орлов
Юлия Тихий-Тищенко Глеб Комаров
Валерий Бойко

Перейти на сайт

В карточку агентства

Письмо автору кейса

Пользуйтесь реальным опытом в IT и следите за успехами потенциальных подрядчиков и конкурентов
Подпишитесь на рассылку
Читайте также
Кейсы по теме#Товары народного потребления