5 дней съёмок, 15 дней монтажа, 3 локации, 10 часов контента, 21 урок, 19 практических упражнений и путь от 600 участников на курсе до 1500+. Это результаты совместной работы тренера публичных выступлений Седы Каспаровой и нашей команды видеопродакшена Videoset-insta.
В 2020 году Седа снимала курс «Голос может» с видеографом на одну камеру. И качество съемки, и подача были хорошими, но можно было сделать лучше. Эксперты высочайшего уровня — такие, как Седа — совершенствуются каждый день и хотят, чтобы их обучающие продукты соответствовали этой планке. Картинка низкого или среднего качества плохо сочетается с превосходным материалом, который готов давать эксперт.
В 2021 году мы пришли к Седе с предложением: команда Videoset-insta организует и проведет для неё съемки на уровне мировых звёзд — Кристины Агилеры, Натали Портман, Нила Геймана, Гордона Рамзи. Седа Каспарова, которая и раньше переписывала целые уроки ради одной врезки, отозвалась на предложение мгновенно.
Результат — 10 часов контента премиум-качества. Контента, который Седа впервые не будет перезаписывать, а сможет использовать как основу для новых потоков. Благодаря этой записи у нее появилось время на масштабирование своей школы и написание книги об ораторском искусстве.
Сравните. Вот так было:
А так стало:
Онлайн-курсы в России только начинают приближаться по качеству к работам таких лидеров ниши, как MasterClass и Outlier. Качественно снятых курсов немного, они выделяются на общем фоне. Их авторы делают профессиональную съёмку не потому что это «модно» или «хочется как в телевизоре».
Премиальная картинка — это инвестиция. Стратегический шаг, который позволяет оторваться от легиона экспертов, всё ещё записывающих уроки на смартфон.
Конечно, получать отзывы «вау, картинка как по телеку» приятно, но видеоупаковка точно нужна не только для этого. Красивая картинка — это:
Вот что по этому поводу думает сама Седа Каспарова: «Сейчас рынок инфопродуктов развивается так быстро, что ты просто обязан давать красивую картинку. Одной пользы мало. Нужна дополнительная ценность. Я почти 11 лет работала на радио и телевидении, нас приучали к тому, что должно быть красиво. Именно поэтому курсы, которые я в разное время покупала и смотрела как пользователь, меня часто удручали. Ну, знаете, эти съемки на фоне обоев, каких-то странных книжных стеллажей. Вроде бы смотришь и понимаешь: это полезно. Но хочется чтобы ещё и красиво было. У зрителя красивая картинка повышает уровень мотивации во время обучения, он физически ощущает причастность к чему-то большему. А у тебя как эксперта это выход на новый уровень. У тебя не просто курсик или вебинарчик, который склепан на коленках. Когда видишь себя в красивом антураже и ощущаешь принадлежность к целой команде, то понимаешь: это дорогого стоит. Это большая ответственность за результат, это профессионализм. Такой подход, конечно, влияет и на общий фон процесса, и на сам продукт, и на самоценность эксперта».
Мы просматриваем сайты и соцсети клиента, узнаём тематику курса, чтобы правильно подобрать площадку и стилистику для будущих видеоматериалов. Анализируем сильные и слабые стороны прошлых видео, если они есть. Подбираем референсы, уточняем вкусы и предпочтения автора онлайн-курса.
Референсом к упаковке курса Седы Каспаровой стал курс актерского мастерства Натали Портман.
Он лучше всего подходил к тематике публичных выступлений, где в центре внимания только автор курса и материал, который он даёт. Поэтому мы не использовали никаких отвлекающих элементов и делали красивое качественное «кино», как в курсе Натали.
Второй этап — встреча с продюсером и режиссером, где мы обсуждаем концепцию и детали съёмки, согласовываем локации, подачу материала, приёмы вовлечения.
Мы говорим с автором курса о его опыте видеосъёмок, о работе с суфлёром, об объёме текста, который он может выдавать без перерыва. Всё это нужно знать, чтобы команда видеографов могла расписать сценарный план и выстроить комфортный для клиента съёмочный процесс.
В работе с Седой суфлёр не понадобился. Она — эксперт такого уровня, что могла одновременно удерживать в голове и всю структуру курса, и весь теоретический и практический материал. Могла давать информацию такими фрагментами и с такой качественной подачей, что часть материала мы записывали с одного дубля. Это потрясающий опыт и для нас тоже.
Подготовка одновременно идёт и на стороне клиента, и на стороне студии видеопродакшена. Пока автор онлайн-курса готовит содержательную и методическую части, мы подбираем локации, стилистические решения, заставки, анимацию. Всё это высылается клиенту на согласование. Клиент присылает свои любимые фотографии, чуть позже на их основе визажист будет собирать образ.
Сценарий съёмок строится на структуре онлайн-курса и на содержании уроков. Опираясь на них, мы предлагаем автору те или иные интерактивные приёмы. Например, у Седы Каспаровой в одной из уроков был модуль про неудобные вопросы и то, как правильно на них отвечать. В съёмках мы это обыграли: Седа-зритель задавала из зала вопросы Седе-эксперту и сама же отрабатывала их в ответах со сцены. Получилось интересно и живо.
Мы часто практикуем пробный день на площадке. Эксперт приезжает на место съёмок накануне, чтобы освоиться и понять, где что будет происходить. В день съёмок и команда, и автор курса уже знают особенности площадки и происходящего — так у всех меньше стресса и волнения.
Пока команда готовит площадку и корректирует работу световых приборов, визажист создаёт ранее продуманный образ, а эксперт репетирует. Если эксперт читает текст с телесуфлёра, то сначала мы репетируем само чтение, затем выступление, а потом пишем два дубля: основной и технический.
Что делает команда проекта:
В среднем за съёмочный день мы снимаем порядка восьми уроков по 20 минут. Для неподготовленного человека 4 часа в кадре — серьёзная нагрузка.
Весь отснятый материал поступает к видеомонтажерам. На монтаж первого урока онлайн-курса уходит больше времени, чем на работу с остальными — нужно согласовать формат, оформление, стилистическое решение. Затем работа идет быстрее: в среднем специалисты Videoset-insta монтируют по две лекции в день.
Огромную роль в продажах обучающего инфопродукта играет демонстрация закулисья. В процессе съёмок и Седа, и команда Videoset-insta делились бэкстейджем в соцсетях.
Это вызвало шквал хвалебных комментариев от подписчиков. Многие ждали запуска, потому что увидели, насколько круто сделаны фрагменты курса и как много эксперт вкладывает в его создание. Ценность обучающего продукта росла на глазах с каждой сторис со съёмочной площадки.
Кроме сторис с места съёмок мы собрали забавные моменты, смешные ляпы и казусы в одно коротенькое видео, которое чуточку снижает градус серьёзности и показывает эксперта простым человеком, а не только супергуру. Это видео было включено в программу выпускного на курсе «Голос может», а также использовалось для прогрева продающего вебинара. Участники могли увидеть всю кухню создания большого обучающего продукта. Седа до сих пор использует бэкстейджи тех съёмок в прогревах новых запусков.
Для одного из запусков Седа решила снять видео курс, на котором открывались продажи курса «Голос может», у нас.
Вебинар длительностью 4 часа, десятки гостей в зале, 5000+ человек на пике в онлайне, включения зрителей в онлайне и офлайне, включения по зуму и скайпу, выступления кураторов, выпускников и участников предыдущих потоков, съёмка с нескольких точек, как на телевидении, — вот результат нашей совместной работы.
В том числе за счет профессиональной съемки уроков и вебинара продажи инфопродукта Седы Каспаровой выросли на 30%. Во время открытия продаж люди, которые увидели профессиональный подход к созданию обучающего мероприятия были готовы покупать без сомнений в ценности курса.
Есть несколько способов выделиться на фоне конкурентов и повысить ценность онлайн-курса еще на этапе подготовки.
Чтобы получить красивую картинку, нужна профессиональная техника. Не просто смартфон на штативе и петличка, а несколько камер, оптика, свет и рельсы для съёмки в движении.
Например, курс Седы мы снимали в формате 4K. Использовали до семи камер, снимали одновременно крупные планы, средние, общие и детали. Съёмка с разных точек позволила сделать картинку динамичной, объёмной и интересной. Вот фрагмент, посмотрите, как это выглядит.
Это уже не просто формат «говорящая голова», которую в какой-то момент становится скучно смотреть, хочется переключиться, полистать ленту в соцсетях и т. д. Это сюжет, драйв, динамика. Концентрация материала и объёмная подача помогают участникам лучше запоминать информацию и максимально погружаться в курс.
В записи уроков часто используют нейтральный фон или баннер с логотипами. Это нормальное рабочее решение, но важно понимать, что статичный скучный фон не управляет вниманием зрителя, вся нагрузка по удержанию аудитории ложится на спикера, основная задача которого всё-таки обучать и выдавать качественный контент.
В онлайн-обучении нет зрительного контакта с лектором, как на очных занятиях, поэтому добиваться максимального погружения и вовлечения участников курса в процесс можно другими способами. Могут помочь:
В этом небольшом видео мы показываем внутреннюю кухню и то, как мы работали с локациями, планами, светом и другими эффектами. Что касается создания объёмного пространства, то это отдельная история.
Для съёмки курса Седы Каспаровой мы перебрали множество локаций, от простых студий до драматических театров. Выбирали большое пространство. Важен был не просто «богатый» антураж, но и то, как он соответствует смыслу курса и речи тренера.
Это был тот ещё квест, во время пандемии найти доступную и открытую площадку, которая подходила под наши требования.
На курс Седа набрала более 1500 участников. Нам важно было показать масштаб, достичь такого эффекта, будто Седа выступает перед огромной аудиторией, как настоящая телезвезда. Этот подход значительно отличается от записи уроков в маленькой студии или домашнем офисе с расчетом на пару десятков зрителей.
Слово Седе Каспаровой: «Это онлайн-образование нового уровня. Вкладываешься больше, чем делал бы это наедине с собой, включив камеру в телефоне, или со знакомым оператором. Когда я увидела, сколько людей вовлечены в процесс, как это всё организовано, то подумала, что попала в кино. У меня даже пересохло во рту и появилась мысль: а достаточно ли хорошо то, что я делаю? Соответствует ли оно картинке такого качества? Не пойти ли мне и не подготовиться ещё больше? Съёмочный процесс забирает силы. Кажется, что говоришь на камеру, но на самом деле энергии уходит, как будто вещаешь на зал с 500 слушателями. Потому что в таком антураже и с такой командой делаешь это более вовлечённо и выкладываешься больше. И даже если сложно и хочется всё бросить, думаешь: ну если они могут, то и я справлюсь».
Каждый человек на съёмочной площадке Videoset-insta, от режиссёра до ассистента, заинтересован в том, чтобы эксперту было комфортно, чтобы он выигрышно и естественно смотрелся в кадре. А ещё — чтобы он получил картинку, раскрывающую его экспертность, показывающую ценности, которые он несёт аудитории.
В процессе записи вам максимально помогут, но надо понимать, что профессиональная съёмка видеоуроков — это большой труд, в том числе физический. Будьте готовы:
Всё это требует невероятных энергетических затрат. Поэтому лучшее, что можно сделать для подготовки к профессиональной записи онлайн-курса, — это начать репетиции хотя бы за неделю.
Иначе может случиться разочарование. Вы приедете на съёмку, вас накрасят, оденут, настроят свет, камеры… Команда будет ждать отдачи, а вы через два часа записи просто не сможете продолжать, потому что выдохлись.
Репетиции с разными текстами помогут заранее узнать, на сколько часов вам хватает голоса, какой объём материала вы можете проговаривать без пауз и перерывов, что нужно, чтобы успевать восстановиться между дублями.
Вот что говорит об этом Седа Каспарова: «Что может быть лучше, чем то, что у нас получилось, я не знаю. И контент, и картинка вышли на тот уровень, о котором я мечтала. Это просто кино. Самостоятельно так снять не получится. Мы работали на площадке много часов. В Videoset-insta чудесная команда, все такие терпеливые и милые. Я благодарна каждому за то, что с такой душой и любовью подошли к процессу и перенесли свой телевизионный опыт в онлайн-образование — это огромный шаг. Спасибо вам огромное за то, что делаете цифровой мир лучше».
Премиальную упаковку курса важно делать на этапе масштабирования, когда онлайн-школа может спрогнозировать финансовые результаты. Тогда эти расходы будут инвестицией, а не дырой в бюджете.
Расходы на видеопродакшн должны составлять не более 10–15% от выручки предполагаемого запуска. К этой цифре пришли не только мы, её подтверждают основные игроки рынка: эксперты и продюсеры. Затраты на видеопродакшн могут быть больше, если вы уверены, что инфопродукт будет работать несколько запусков подряд. Если сложно уложиться в 10–15%, обговорите варианты со студией видеопродакшена. Возможно, это будет не премиальный курс, а средний или бизнес-уровень с профессиональной съёмкой в студии. Это тоже будет вполне рабочий продукт.
Используйте в прогреве все бэкстейджи со съёмок, демонстрируя таким образом заботу о будущих учениках и поднимая ценность инфопродукта в их глазах.
Проверяйте подрядчика, прежде чем доверить ему съёмку всего курса. Проведите тест-драйв, закажите пробный продукт: видеовизитку или пробный урок. Это покажет, подходит ли вам съёмочная команда и сработаетесь ли вы. Если снимаете в незнакомом месте, эксперту желательно освоиться заранее: походить по сцене, привыкнуть к размеру зала, познакомиться со съёмочной бригадой и ключевыми действующими лицами. Тогда в день съёмок не будет растерянности, эксперт будет чувствовать себя комфортнее и увереннее.
Собирайте кросс-команду для создания контента. Конечный продукт получится намного лучше и интереснее, в нём удастся реализовать больше задумок, если до и во время съёмок в процессе будут задействованы и команда эксперта (методолог, продюсер, маркетолог), и представители команды видеопродакшена (режиссёр, продюсер).