Рассказываем о том, как автоматизировали приемную кампанию университета СФУ — одного из самых крупных вузов страны. С помощью автоматизированной информационной системы университет принял около 93 000 заявлений, от 24 000 абитуриентов — на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. Интегрировали сервис с ФИС и ЕПГУ, упростили подачу заявлений для абитуриентов и облегчили работу сотрудников приемной комиссии.
СФУ создан в 2006 году, и с тех пор дипломы о высшем образовании здесь получили более 100 000 выпускников. Ежегодно университет набирает на первый курс более 5300 человек. Количество заявлений, которые необходимо принять от абитуриентов — более 90 000.
Ранее у сотрудников было собственное решение для автоматизации, но каждый год появлялись новые требования к приемной кампании от государства, понадобилась интеграция с ФИС и ЕПГУ. Поэтому руководство обратилось к нам, чтобы с нуля создать новый кастомный сервис, который сможет закрыть все задачи СФУ, связанные с набором студентов.
Университету нужно было новое решение, удобное для сотрудников и абитуриентов. Требовалось реализовать двухсторонний обмен данными с ЕПГУ, получение информации из ФИС, использование простых электронных подписей. Заказчик хотел получить современный сервис, который поддержит имидж СФУ, как ведущего вуза Восточной Сибири, укрепит его собственный бренд.
ERP должна была включать в себя:
На реализацию проекта у нас было мало времени, так как фактически разработка началась с середины января 2022 года — до начала приемной кампании оставалось всего 5 месяцев.
В основе архитектуры приложения лежат элементы чистой архитектуры. Внедрили в наше решение микросервисную архитектуру, развернули его в ЦОДе СФУ с применением Kubernetes.
Благодаря такому подходу поддержка и развитие сервиса становятся проще и дешевле: элементы внутри программы изолированы друг от друга, и при необходимости можно изменить отдельный блок, не внося изменений во всей системе.
Приступили к разработке сервиса вместе с нашими партнерами — командой Бро.Agency: с их стороны были аналитика и UX/UI-дизайн.
Абитуриенты СФУ могут подавать заявления несколькими способами:
Мы предусмотрели варианты для любого сценария:
СФУ — многопрофильный ВУЗ, который, при создании, объединил несколько разных университетов. Из-за этого он имеет сложную структуру: 22 института, 3 филиала, 6 научно-образовательных центров, 108 лабораторий, 32 базовые кафедры.
Мы упорядочили базу данных о подразделениях и сотрудниках, чтобы руководители могли видеть количество задействованных людей и управлять доступом к информации.
Обычно в приемной кампании СФУ участвуют около 300 операторов. Они принимают заявления, консультируют абитуриентов и выполняют всю работу, связанную с приемной кампанией. Мы погрузились в эти процессы и разработали личный кабинет оператора, в котором можно:
Функционал личного кабинета сотрудника зависит от его уровня доступа и прав.
Подать заявление можно с помощью формы в личном кабинете. Мы продумали ее логику так, чтобы заполнить ее неправильно было сложно. Заявление с ошибочными данными или без нужных документов просто не получится отправить.
Чтобы пользоваться информационной системой СФУ было удобнее, мы разработали кроссплатформенное мобильное приложение для абитуриентов. В нем доступен весь необходимый поступающим функционал:
Приложение легко скачать на мобильное устройство, чтобы следить за статусом своего заявления и оставаться в курсе новостей.
Добавили в ERP модуль, автоматизирующий документооборот, чтобы снизить нагрузку на операторов, сэкономить их время. Система автоматически формирует заявления, составляет отчеты, заполняет большое количество бланков. Доступны форматы Excel и PDF.
Многие абитуриенты подают заявления из других городов. Чтобы они могли заверить документы или заключить договор с вузом без личного визита, мы предусмотрели возможность использовать простую электронно-цифровую подпись. Для этого абитуриенту нужно ввести цифровой код, который приходит в смс-сообщении.
Сложной частью разработки оказалась настройка интеграции с двумя общероссийскими сервисами — ФИС и с суперсервисом ЕПГУ «Поступление в вуз онлайн». Обмен данными с Госуслугами должен быть двусторонним: в АИС Абитуриент должны поступать заявления, поданные через ЕПГУ, и наоборот.
С этим возникли проблемы:
Но над проектом работала большая команда, поэтому мы оперативно справлялись с проблемами и доработками прямо в процессе приемной кампании.
Для развертывания АИС Абитуриент на production-сервере мы использовали Kubernetes.
К началу приемной кампании мы запустили версию АИС Абитуриент с основным функционалом и продолжили доработку в процессе. Также на протяжении всей приемной кампании мы занимались поддержкой всего сервиса, помогали операторам разобраться в нем. В связи со сложностью и сжатыми сроками реализации, были на связи постоянно, работали с вузом с 8:00 до 20:00 в онлайн-формате 6 дней в неделю. Реагировали на возникающие проблемы незамедлительно, чтобы не нарушать процессы приемной кампании.
На старте кампании на серверы многих российских вузов была проведена массивная DDOS-атака, в том числе и на СФУ. Работа сервиса была замедлена, но мы помогли защитить данные абитуриентов. Атака была остановлена за 1,5 дня.
Мы изучили бизнес-процессы и разработали кастомную информационную систему, в которой «клиентами» являются абитуриенты. Учли все потребности сотрудников приемной комиссии и снизили для них количество рутинной работы. Продумали удобный и понятный интерфейс, в котором легко разобраться даже далекому от технологий человеку.
Мобильное приложение упростило подачу заявлений для поступающих и позволило отслеживать их статус.
В результате наш продукт позволил СФУ успешно провести приемную кампанию 2022.