Автор кейсаВидеосетЛоготип компании

Как мы сняли онлайн-курс целиком за один день, сможете ли вы так же и что для этого нужно

Заказчик
Павел Кондрашин, один из известнейших визажистов-стилистов Санкт-Петербурга
Задача
Снять видеокурс целиком за один день и смонтировать к моменту запуска

Меня зовут Анна Хлебникова, я руководитель и основатель студии видеопродакшена Videoset-insta. Я расскажу, как мы сняли 30 видеоуроков всего за 10 часов, а затем смонтировали и подготовили к запуску онлайн-курс меньше, чем за неделю. И главное — в каких условиях это можно сделать, а в каких не стоит и пытаться.

Что нужно знать о проекте

Клиент — Павел Кондрашин, один из известнейших визажистов-стилистов Санкт-Петербурга. У Паши есть своя школа, где он учит делать макияж и прически, но прежде уроки там проходили только в офлайн-формате. Для первого онлайн-запуска его команда выбрала нашу студию видеопродакшена Videoset-insta.

Ограничения по срокам были очень жесткими.

Во-первых, Павел живет и работает в Санкт-Петербурге, у него плотный график. Специально для съемок он приехал в нашу московскую студию, но остаться мог только на один день. Если бы мы не успели отснять материал, запуск мог сорваться.

Во-вторых, съемки проводили за неделю до старта курса. К началу обучения все уроки должны были быть готовы — нам нужно было за неделю сделать заставку, добавить презентацию, анимацию и графические элементы, смонтировать и согласовать 30 видеоуроков с клиентом. Это очень сложная задача с высокими рисками — сроки выхода курса, за который ученики уже заплатили, сдвинуть невозможно.

Как мы решали задачу и что пошло не так

Снимали на нашей студии с циклорамой, использовали собственное оборудование.

Снимать на своей студии безопаснее, особенно когда сроки сжатые. При аренде студии договоренности могут сорваться, и придется в спешке искать другой вариант. Кроме того, аренда студий почасовая, вас могут попросить уйти до того, как вы снимете весь запланированный материал. На своей студии такого не случиться — вы сможете пользоваться ей столько, сколько потребуется.

Собственное оборудование упрощает съемки. Всё настроено и многократно проверено: нет риска, что звуковая или видеодорожка запишется с браком или возникнут проблемы со светом.

Циклорама — еще один важный элемент. Запись видео в интерьере предполагает, что одежду эксперта нужно подбирать под детали фона, либо наоборот. Пример: когда мы записывали видеоролики для проекта Таисии Кудашкиной «Кудашкина шоу», мы каждый раз согласовывали макияж, одежду, прическу Таисии и интерьер с ее стилистом. Съемки с использованием циклорамы решают эту проблему. Кроме того, добавлять графические элементы и слайды презентации проще при съемке на белом фоне.

Когда ограничения по срокам настолько жесткие, минимальной командой не обойтись. 

С нашей стороны на проекте работали два оператора, ассистент, продюсер, три режиссера монтажа, режиссер на площадке, гример, а также руководитель проекта.Мы использовали две камеры, снимали с разных ракурсов. Участие двух операторов в том числе позволяет быстро снять крупные детали: баночки с кремом, кисточки, тушь, палетки, помаду и пр., которые Паша демонстрировал в уроках.

Со стороны клиента в процессе активно участвовал продюсер Паши Кондрашина, Антон Чернявский. Он присутствовал на съемках, а после них оставался на связи 24/7, всегда с готовностью отвечал на вопросы, оперативно проверял материал и присылал комментарии и правки. Сам Павел Кондрашин проверил и утвердил только первый урок — остальные согласовывал его продюсер.

Съемки прошли хорошо: они длились 10 часов почти без перерывов, команда очень устала, но в итоге мы сняли весь запланированный материал.

А вот на этапе монтажа нас ждал сюрприз. Презентацию делали на стороне клиента, но к началу работы над монтажом она была еще не готова.

Слайд из презентации в онлайн-уроке

К работе привлекли расшифровщика. Он смотрел каждый урок и готовил расшифровку, по которой делали презентацию. Это сильно замедлило процесс — условия и ограничения по срокам оказались еще жестче, чем мы ожидали изначально.

По нашему опыту, один режиссер монтажа может смонтировать за день максимум 2–3 урока длительностью от 20 минут с учетом правок по комментариям заказчика. Поэтому на проект взяли трех монтажеров из нашей команды.

Главная сложность в таких ситуациях — нужно, чтобы монтаж всех уроков был сделан в едином стиле. Поэтому сначала режиссер монтажа подготовил заставку и первый урок, внес правки по просьбе заказчика, согласовал результат. Именно на утвержденную версию видеоурока при монтаже ориентировались все трое специалистов.

Кадр из заставки к онлайн-урокам

На монтаж заставки и первого урока, внесение правок и согласование с клиентом ушло три рабочих дня. Зато после этого процесс пошел гораздо быстрее: во-первых, работали уже трое режиссеров монтажа, а во-вторых, было понятно, какой результат хотят видеть клиент и его продюсер.

В итоге проект мы сдали досрочно, и запуск курса прошел без неприятных сюрпризов.

Что получилось в итоге

Чистая картинка, отличный звук, красивые эффекты анимации. Динамичный монтаж с использованием графики, чередованием ракурсов и крупных/средних планов: видеоуроки Паши Кондрашина интересно смотреть, они не воспринимаются как «скучная говорящая голова».

И немного цифр:

  • 10 съемочных часов.

  • 14 дней на монтаж.

  • 30 уроков.

  • Стоимость проекта — 22,5 тыс. рублей за час готового материала и 5 тыс. рублей за работу гримера. Это средний ценовой сегмент.

Нашей работой доволен не только клиент, но и его продюсер. Довольны и ученики, которые пришли на онлайн-курс Паши.

Съемка и монтаж в сжатые сроки: что нужно для отличного результата

Скажу сразу: съемка большого количества уроков за один день и монтаж онлайн-курса меньше, чем за неделю, — это очень серьезное испытание. Многое может пойти не так, поэтому я не рекомендую вам рисковать, особенно если шанса сдвинуть сроки уже не будет.

Но если так случилось, вам нужно быстро подготовить онлайн-курс, я расскажу, без чего нельзя обойтись.

Содержание курса отлично проработано

Однажды к нам в студию Videoset-insta пришла клиентка с запросом: нужно срочно снять обучающий курс премиум-уровня. Мы стали уточнять структуру курса, количество, продолжительность уроков и другие детали, но девушка не смогла ответить ни на один вопрос. Она не понимала, какой курс хочет снять, и только твердила, что качество должно быть премиальным и сделать надо как можно быстрее. Мы отказались — выполнить такой проект в сжатые сроки невозможно.

У Паши Кондрашина была другая ситуация — его команда детально проработала все вопросы до съемок, он точно знал количество, темы уроков, содержание каждого из них. Структуру курса не приходилось перерабатывать во время съемок. Не возникало ситуаций, когда эксперт на ходу решал, какой материал нужно добавить, а какой убрать. Это очень упрощает и ускоряет процесс.

Эксперт хорошо ориентируется в материале

У Паши своя офлайн-школа и большой опыт преподавания, поэтому у него не возникло сложностей с тем, чтобы вести уроки на камеру. Он не пользовался телесуфлером, не сбивался, не забывал материал и записывал не больше двух дублей за раз. Также нам не приходилось доснимать кусочки уроков — эксперт подавал материал, не упуская ничего.

Если преподаватель «плавает» в материале и при этом не пользуется телесуфлером и подсказками, по нашему опыту, даже съемка короткого урока может затянуться на несколько часов. 

У эксперта сильная мотивация и высокий уровень выносливости

Многие люди могут сниматься не больше 3–4 часов подряд. Чем дольше идут съемки, тем сильнее человек устает и тем сложнее ему говорить. Во-первых, это еще больше затягивает процесс: приходится делать больше дублей, устраивать частые перерывы, включая перекусы, и пр. Во-вторых, в кадре видно, что эксперт вымотался, а это плохо сказывается на качестве онлайн-уроков.

У Паши невероятный уровень выносливости и очень сильная мотивация. Сам он после съемок сказал: «У меня раза четыре открывалось второе дыхание. В какие-то моменты я чувствовал, что мой лимит энергии закончен. Но я делал перерывы и так воодушевлялся, что, кажется, закончились 10 часов практически непрерывной съемки, а я могу отснять что-нибудь еще. В моменты, когда я чувствовал, что энергия кончается, я думал о результате, думал о своих учениках, думал о том, какие колоссальные знания они могут получить на этом курсе. И тогда у меня открывалось второе дыхание, и мне хотелось продолжать. При меньшей мотивации я бы рекомендовал разбивать съемки на несколько дней и снимать по три, максимум четыре часа в день».

Эксперт уверенно чувствует себя в кадре и отлично подает материал

Паша Кондрашин не боится ни камеры, ни публичных выступлений, на съемках он чувствует себя спокойно и уверенно. У него прекрасно поставлена речь, он легко формулирует свои мысли, не запинается и не сбивается.

Но, по опыту, это редкий случай.

Если эксперт боится камеры, он не сможет говорить уверенно, — понадобится больше времени на подготовку, будет больше дублей. Вполне вероятно, потребуется телесуфлер. Хотя и он не всегда помогает: у нас в студии Videoset-insta был случай, когда эксперт волновался так сильно, что не мог прочитать собственный текст с телесуфлера. Тогда продюсер встала возле камеры и стала задавать вопросы по материалу — общаясь с живым человеком, а не с невидимой аудиторией, эксперт почувствовал себя увереннее.

Также есть эксперты, которые не умеют хорошо подавать материал: постоянно сбиваются, запинаются, уходят далеко от темы, вставляют в речь «эээ» и «ммм». Это затягивает процесс съемок и усложняет монтаж. В худших случаях эксперт заучивает прямо на съемочной площадке и проговаривает на камеру по одному предложению за раз.

Поэтому, если есть возможность, мы снимаем пробный урок или визитку. Это позволяет заранее увидеть, как эксперт подает материал и насколько быстро он устает, а также понять, как мы могли бы помочь преподавателю на съемках.

На съемочной площадке всё готово к записи

Если есть проблемы с оборудованием или его нужно настраивать, это очень усложняет и затягивает съемки. В студии к началу записи все должно быть полностью готово, каждый специалист должен знать, за что он отвечает, — тогда не будет споров, бракованных аудиодорожек и плохо поставленного света.

Мы использовали для съемок собственную студию. Это очень важный момент: мы не зависели от прихоти хозяев сторонней студии, могли заранее подготовить съемочную площадку и снимать столько, сколько нужно, без риска, что нас попросят уйти.

Продюсер Паши Кондрашина, Антон Чернявский, сказал после съемок: «Мы сегодня приехали, и все было подготовлено. Нас уже ждали, был распечатан план работы. Если работают профессионалы, просто нет вариантов, что что-то может пойти не так».

За видеопродакшн отвечает команда

Онлайн-курс невозможно быстро снять и подготовить к запуску, если вы не работаете с командой, а ищете отдельных специалистов. Во-первых, слаженную работу фрилансеров трудно организовать. Во-вторых, по опыту, если что-то идет не так, каждый начинает сваливать вину на другого. В-третьих, любой из специалистов может перестать выходить на связь или сорвать сроки — и это поставит под угрозу весь проект. Если нет сработанной команды, страдает качество онлайн-курса, а о том, чтобы подготовить его быстро, не может быть и речи.

Если проектом занимается команда, за организацию процесса и за результат отвечает руководитель. Он знает возможности своих сотрудников, понимает, кому какие задачи лучше поручить, адекватно оценивает сроки. Он может сделать так, чтобы работа шла слаженно и максимально быстро. 

Если специалиста нужно заменить или быстро усилить команду еще одним режиссером монтажа или оператором, руководитель сделает это без проблем. В нашем случае возможность привлечь больше людей имела огромное значение: иначе мы бы не успели вовремя закончить монтаж видео.

Кроме того, на площадке будут все, кто нужен, включая гримера, который присутствует на съемках до последней минуты. Гримеры, которые не входят в команду видеопродакшена, обычно работают с клиентом только перед съемками. Они не готовы оставаться на площадке несколько часов и следить, чтобы эксперт классно выглядел в кадре.

Согласование максимально быстрое

Антон Чернявский был на связи 24/7, быстро просматривал материал и сразу присылал комментарии и правки. Благодаря этому мы не застряли на этапе монтажа.

Чем дольше длится согласование, тем выше риск, что срок запуска онлайн-курса будет сорван.

Материалы для курса полностью готовы

Всё, что требуется для монтажа, включая презентацию, должно быть готово до начала съемок. Обязательно убедитесь не только в том, что материалы подготовлены, но и в том, что их не нужно корректировать.

Не рекомендую повторять наш опыт с версткой слайдов презентации до съемки: это может поставить под угрозу весь проект.

Отзыв клиента

Вы превзошли все наши ожидания. Это оказалось даже круче, чем я мог себе вообразить. Такого уровня, такого качества я, наверное, не встретил бы нигде, кроме как в Videoset-insta. Спасибо вам большое!

Отзыв продюсера

Нынешнего клиента сложно обдурить некачественным контентом, посредственной работой. Когда рынок перенасыщен контентом, люди уже могут отличить хорошее от плохого. Работа с классным видеопродакшеном — это когда ты оказываешься на несколько шагов впереди конкурентов.

Большое счастье, что нам повезло поработать с Videoset-insta. Они любят свое дело, они на рынке уже много лет, работали и на телевидении, и со звездами шоу-бизнеса. Я считаю, что любой продюсер, который хочет получить качественный продукт, не мурыжа своего эксперта, должен обращаться к таким профессионалам.

Я вижу, как горят глаза у моего эксперта, когда он работает с этой командой. И вижу, как растет ценность курса — мы предлагаем качественный крутой продукт, за который не стыдно брать деньги.



В карточку агентства

Письмо автору кейса

Пользуйтесь реальным опытом в IT и следите за успехами потенциальных подрядчиков и конкурентов
Подпишитесь на рассылку
Читайте также
Кейсы по теме#Красота, мода
Проекты компании Proactivity Group