Над интернет-магазином одежды zolla.com уже работала штатная продуктовая команда, но бизнесу необходимо было повысить ряд коммерческих показателей, в частности, коэффициент конверсии, средний чек, глубину просмотров страниц и другие KPI.
Чтобы достичь целей, нам было необходимо взглянуть на проект свежим взглядом, провести анализ UX и UI, найти препятствия на пути к конверсии и слабые места, которые могут вызывать затруднения у пользователей.
Предпроектное обследование мы всегда начинаем с анализа корректности работы систем аналитики — собираются ли важные данные и правильно ли это делается.
Нередко мы замечали, что на сайтах не учитываются микроконверсии — важные действия пользователей на пути к завершению конверсии. Например, многие не отслеживают переход пользователя в корзину.
Когда показатели микроконверсий ниже нормы, то это сигнализирует о проблемах, которые можно устранить. Последующий анализ сеансов пользователей и тепловых карт позволяет понять, какими элементами посетители пользуются, а какие игнорируют. И уже на основе этих данных можно целенаправленно дорабатывать интерфейс.
На следующем этапе работы мы провели глубокий анализ сайта: проанализировали текущий UX и UI, изучили сеансы пользователей и провели опросы на сайте.
Для онлайн-опросов пользователей использовали специальный сервис — UX Feedback, он позволяет получать детализированную обратную связь от пользователей: они могут выставлять оценки и давать развернутые комментарии.
На данном проекте мы проводили два типа опросов:
После настройки систем веб-аналитики и проведения онлайн-опросов мы стали собирать качественные и количественные данные о работе сайта. А через некоторое время, когда объем данных стал статистически верным, мы смогли приступить к их изучению.
При анализе мы искали точки пересечения количественных и качественных данных.
То есть сначала находили проблему, о которых могли говорить цифры или прямая речь пользователей, затем выдвигали гипотезу о причине. После чего подтверждали ее другим опросом или данными из систем веб-аналитики.
Таким образом все гипотезы подтверждались дважды, а решения о доработках были основаны на данных, а не догадках.
По результатам аудита выявили некоторое количество ошибок в логике работы текущего дизайна, которые сбивали с толку посетителей и в результате снижали процент конверсий.
1. Рекомендации по разделу «Навигация»
По данным фидбека от посетителей сайта, постоянная перезагрузка страницы при переходе между вкладками «Мужчины» и «Женщины» сильно их раздражала. Теперь при переключении между вкладками меню обновляется динамически.• Внедрить последовательное меню на мобильных устройствах.
На мобильных устройствах в меню вываливался список категорий со всех разделов. Тяжело было найти нужную информацию.
Вместо отображения списка ссылок на все доступные категории внедрили последовательное меню. Большой плюс такого решения — это возможность легко масштабировать структуру сайта.
При первом открытии сайта появляются уведомление для выбора города. На мобильных устройствах это окошко занимало почти половину экрана, мешая просматривать контент. Теперь выпадающее окно выезжает сверху над шапкой, не перекрывая основной экран.• Исключить главную страницу как разводящую по гендерному признаку.
По данным тепловых карт, в меню явно было видно, что часто кликают именно на ссылки категорий из раздела «Одежда». Пример карты кликов по элементам блока «Актуально».
После внедрения нового дизайна раздел «Одежда» решили сделать первым в меню.
По данным аналитики, показатель отказов на главной странице составлял 40%.
Убрали разводящие страницы «Женщины» и «Мужчины». Теперь пользователи попадают на главную страницу, а переход между разделами происходит через меню.
2. Рекомендации по разделу «Поиск по сайту»
Поиск по сайту не отвечал базовым принципам удобства и простоты, которые являются ключевыми для любого интернет-магазина.
У многих респондентов это вызывало раздражение и недовольство, что в итоге приводило к снижению общей эффективности сайта.• Улучшить поиск по сайту, интегрировав готовые решения.
Веб-аналитика также подтвердила неудобства в поиске, замеченные пользователями сайта. Например, высокий процент запросов с уточнениями и низкий показатель просмотров страниц с поисковыми результатами.
1. Поиск выдает не все товары. Например, по запросу «платье» в результате поиска всего 14 товаров, хотя в каталоге их более 100.
2. В поиске выводятся товары, которых нет в наличии. Например, по запросу «платье» в первом списке у 3 из 4 товаров нет ни одного размера в наличии.
3. Отсутствует фильтр, сортировка и разбивка по категориям. По данным аналитики, пользователи, которые вводили запрос «джинсы», часто уточняли поиск запросами типа: «джинсы мужские», «джинсы женские», «джинсы черные» и т. д.
4. Узкое поле ввода запроса. На мобильных устройствах запрос не помещается в поле ввода
5. Автоподсказки, распознавание синонимов, сленга и сокращения слов. По данным аналитики, пользователи часто вводят запросы-синонимы, сленговые выражения, слова с ошибками. Например, по запросу «джинсовка» поиск выдает нулевой результат, хотя по запросу «джинсовая куртка» товары есть.• Возвращать пользователей на то же место в списке товаров.
Для улучшения эффективности поиска по сайту важно было сделать его более удобным, понятным и эффективным для пользователей, чтобы повысить их удовлетворенность и лояльность к сайту.
Мы рекомендовали интегрировать готовые решения: поиск по сайту AnyQuery от Diginetica, либо модуль «Умный поиск для Битрикс».
На сайте Zolla был внедрен многофункциональный поиск AnyQuery, который полностью соответствует стандартам юзабилити поиска на всех платформах.
3. Рекомендации по разделу «Каталог товаров»
Анализируя статистические данные, мы обнаружили, что опцией «Показывать по…» практически не пользуются. В связи с этим решили удалить эту функцию, чтобы не отвлекать пользователей.
Подобное решение было реализовано крайне неудобно — при клике выпадал большой список ссылок на все разделы сайта (дублирование из меню). Оно не помещалось на экране, а модальное окно сразу же скрывалось, как только курсор мыши уходил за ее границы. Было решено убрать данный блок.
Согласно статистическим данным, среднее количество пользователей, взаимодействующих с фильтром на страницах каталога, составляет 16%. Каждый раз, когда нажимается кнопка «Применить», страница перезагружается. И это усложняет выбор товаров, особенно неудобно это на мобильных устройствах.
Рекомендуем реализовать фильтр через Ajax-подгрузку контента и вывод кнопки «Применить». Тогда после выбора определенного параметра или комбинаций фильтров контент страницы будет автоматически подгружаться из базы при клике на кнопку, без видимой перезагрузки всей страницы.
Такой подход позволит пользователям быстрее получить доступ к нужному товару.
4. Рекомендации по разделу «Карточка товара»
Хлебные крошки расположили в привычном месте — в левом верхнем углу под шапкой сайта и над карточкой товара. Эти навигационные элементы упрощают ориентирование, позволяя посетителям понять свое местоположение и при необходимости вернуться на уровень выше.
Сформировали готовые комплекты вещей в образы. И если человек купил одну из вещей, то в карточке товара предлагаем дополнить комплект.
Для быстрого перехода до блока с образами вывели дополнительную кнопку.
Согласно аналитическим данным, пользователи проявляют высокую активность при взаимодействии с блоком «Найти магазин».
В контексте улучшения пользовательского опыта и доступа к информации о ближайших магазинах, предлагаем дополнительно внедрить функцию просмотра интерактивной карты с отмеченными на ней торговыми точками.
Вывод суммы о бесплатной доставке (от N-ой суммы) позволяет клиентам оценить стоимость товара и понять, насколько выгодно предложение. Это также стимулирует их к покупке, так как не нужно думать о стоимости доставки. Кроме того, бесплатная доставка может стать дополнительным бонусом для покупателей, которые обычно не заказывают товары на таких условиях.
5. Рекомендации по разделу «Корзина и оформление заказа»
Всплывающее окно подписки на рассылку дезориентирует пользователя. Особенно на мобильных устройствах, где из-за этого скрывается 90% экрана смартфона. Убрали pop-up в корзине и на странице оформления заказа.
Процесс оформления заказа начинался с заполнения контактных данных. Далее переход к выбору способа доставки, где пользователь может ознакомиться со стоимостью доставки по каждому варианту.
По данным аналитики, часть пользователей покидала сайт с данного этапа, из-за неожиданно высокой стоимости доставки. Это негативно сказывалось на пользовательском опыте, тем более на первом этапе было затрачено много времени на заполнение контактных данных.
Для оптимизации процесса оформления корзину вынесли отдельным этапом, куда добавили блок выбора способа получения и функцию выбора города.
В случае когда некоторые товары становятся недоступными, они выделяются в отдельный раздел внизу корзины, чтобы пользователь случайно не заказал их.
Далее следует этап оформления заказа, на котором осуществляется заполнение всех необходимых данных и выбор удобного способа оплаты.
Информация о бесплатной доставке выводилась только в выпадающей корзине. Дополнительно вывели этот блок и на страницу корзины.
Многие пользователи используют корзину как список желаний, беспорядочно набрасывая туда товары из разных категорий, а оформляют только часть.
На основе данных «Вебвизора», мы заметили, что посетители сайта, находящиеся на странице корзины, часто возвращаются к карточкам товаров, чтобы изменить цвет или размер. Поэтому мы предлагаем предоставить посетителям возможность легко изменять параметры товара прямо на странице корзины, тем самым сокращая лишние действия.
Рекомендуем протестировать сервис для оплаты покупок по частям («Подели»/«Долями»). Функционал можно выводить не только в чекауте, но и на всех этапах воронки продаж.
В товарном блоке выводить только дополняющие товары, что может положительно повлиять на сумму покупки.
Результаты