Автор кейсаNinesevenЛоготип компании

Digital-инфраструктура магазина мобильного оператора

Заказчик
Интернет-магазин МТС — крупнейший интернет-магазин мобильного оператора в Беларуси.
Задача
Сделать удобный с точки зрения масштабирования проект, который может наращивать свои мощности на ближайшие 5-7 лет, а также обеспечить его поддержку.

Треть онлайн-покупок всех смартфонов в Беларуси совершают в интернет-магазине МТС, помимо этого у компании крупнейшая в стране сеть отделений. С проектом мы работаем с 2013 года и обеспечиваем поддержку разработанной площадки.

В условиях тендера было порядка 100 страниц документации функционала, основные требования сводились к базовым для магазина вещам: товарный каталог, корзина, личный кабинет, частичная интеграция с 1С через SOAP.

Архитектура магазина

Вопросов по выбору платформы не было, так как клиент уже провел исследование и определился с платформой. «Битрикс» отлично справляется с товарной базой до 100 000 позиций, поэтому от нас только требовалась грамотная интеграция. 

Товары заводятся непосредственно в «Битрикс». Импорт теперь работает через SOAP с актуализацией остатков каждые 15 минут. 1С формирует пакет с изменениями по ценам и остаткам согласно WSDL-схеме в формате XML и высылает его в интернет-магазин на обработку. Магазин принимает пакет и обновляет данные в течение минуты. Работа и учет с заказами ведутся в 1С, поэтому для интеграции был написан SOAP-клиент, который передает информацию в 1С.

 

Дорожная карта

По договору на проект были жесткие сроки со штрафами за просрочку, так как клиент терял деньги из-за плохой работы старого магазина. Чтобы не выбиться из сроков, этапы разделили по мере роста сложности.

  1. Подготовка HTML-шаблонов, первичная натяжка на «Битрикс».
  2. Создание структуры в «Битриксе», набивка статичных разделов контентом.
  3. Сборка товарного каталога, настройка работы фильтров, импорт цен.
  4. Реализация личного кабинета, корзина, оформление заказов.
  5. Проброс заказов в 1С, множественные цены, перелинковка СКУ.

Очередность обычно выстраивается по принципу «как можно раньше пустить клиента в админку и предоставить работу над каталогом», так как каталог — это 90% работ. Таким образом, на этапах корзины и интеграции с 1С у нас уже есть реальный каталог, а это снижает процент ошибок при интеграции.

Продуктовая подача достаточно стандартная:

  • Фильтрация
  • Товарная сетка 3 на 6
  • Короткие характеристики под товарами при наведении курсора
  • Цена без акции, с акцией и в рассрочку

Также добавили сравнение с выделением побед. Чтобы система корректно определяла выигрышные опции, сделали систему весов. Чем больше вес, тем лучше позиция. Интернет-магазин при сравнении выделяет значения с максимальным весом.

Сердце магазина — это процесс оформления товаров. На итоговом продукте не видно эволюции, но каждый шаг и поле активно обсуждались, ведь лишние поля — это минус конверсии. Активная работа с расширенной электронной торговлей Google Analytics и внедрение продажи в 1 клик позволило увеличить конверсию более чем на 30%.

Кроме классических товаров, продаются сим-карты. У них своя подача и свой тип товара.

Статические страницы акций снабдили виджетом для привязки товаров к акциям. Можно динамически формировать список акционных товаров.

Поисковый движок может работать в классическом режиме, но может и подсказывать популярные позиции. Это повышает переходы и конверсию.

Также поиск происходит по синонимам — при вводе на русском результаты находятся на английском.

При поиске по части запроса будут найдены подходящие предложения.

Типовые для личных кабинетов вещи:

  • Личные данные
  • История заказов
  • Избранное
  • Управление подпиской
  • Сменить пароль
  • Выйти

Технические решения и особенности проекта

Разработка подобных проектов всегда идет от клиента, поэтому технические решения нужно дорабатывать под клиента, его процессы и структуру.

13 цен у каждого товара

Самая большая особенность данного проекта — это его работа с ценами. Из-за того, что это не просто магазин, а сайт оператора, у него на каждый товар может быть восемь цен.

Если вы абонент МТС, то можете покупать по акции. Это специальные цены с дисконтом. Практически любой товар можно купить в рассрочку на 7, 12 или 24 месяца, а некоторые товары с рассрочкой даже на 36 месяцев.

В итоге у нас есть обычные цены, цены с акцией и у каждой еще три цены с рассрочкой. И еще особая цена на черную пятницу. Всего 13.

Для хранения такого объема мы доработали стандартную схему торгового каталога, расширив каждый товар своим набором цен, а также их проектом из 1С. Таким образом, клиент может выгрузкой управлять каждым типом цен независимо и в любой момент времени.

Все цены работают нативно с ядром «Битрикс», поэтому механика оформления корзины, купоны, скидки и прочие фишки «Битрикса» по-прежнему работают с данными ценами.

Как SKU, но не SKU

Электроника и бытовая техника иногда отличаются только несколькими характеристиками. У «Битрикса» для этого есть готовая схема «товар — торговое предложение», но из-за особенностей хранения товаров нам такое решение не подходило. Мы реализовали свою механику объединения нескольких товаров в единые карточки не ломая архитектуру.

Печать ценников

Проект shop.mts.by — это не только онлайн-торговля, но и крупнейшая в стране сеть отделений. Для них мы разработали модуль печати ценников на местах. Менеджеры МТС могут обновлять цены в магазинах централизованно через наш модуль.

Полная интеграция с Onliner

Мы полностью интегрировали торговый каталог сайта с Onliner. У клиента единая точка входа — панель «Битрикс». Товары к выгрузке можно формировать прямо из админки. Заказы, оформленные на Onliner, автоматически формируются в заказы в магазине. Смена статусов отображается автоматом на onliner.by.

Авторизация MobileID

Мы спроектировали и интегрировали авторизацию не только через популярные соцсети, но также по протоколу MobileID, который позволяет авторизовываться по номеру телефона с подтверждением через сим-карту.

Мы разработали для клиента модули, повышающие эффективность работы бэк-офиса

Модуль скоринга

Система автоматически, на основе оформленного заказа, формирует запрос в систему скоринга и помогает консультантам, уменьшая объемы ручного скоринга.

Модуль очереди обработки заказов

Модуль принимает заказы и формирует из них распределенную очередь по всем консультантам с учетом занятости и важности заказа.

Модуль расчета консультантов

Модуль формирует отчеты расчета с консультантами и готовит закрывающие документы.

Надежность системы

Хороший проект должен быть не только удобным, ускорять работу для сотрудников, но и работать безотказно. Интернет-торговля — это бизнес, где каждая минута простоя выливается в потерянные заказы и негативные отзывы. Построить надежную систему помогают наработки «1С-Битрикс» и умелое использование технологий.

Все узкие места (каталог и товары) активно кэшируются. Количество незакэшированных запросов не превышает 25-30 на страницу. Кэш храним в memcached, что значительно ускоряет считывание кэша. Кроме этого, на проекте настроена технология композитного кэширования от «1С-Битрикс».

Самое сложное для такого проекта — пережить «Черную пятницу». Как правило, это многократный рост нагрузки. Если обычная нагрузка составляет 100 одновременных соединений, то в «Черную пятницу» может быть 1000 и более. shop.mts.by проходит эту проверку без падений.

Результаты

  • Разработали десктопную и мобильную версии интернет-магазина.
  • Интеграция с 1С и Onliner упростила управление данными, автоматизировала обработку заказов и синхронизацию цен.
  • Разработали собственный модуль объединения товаров, так как стандартная схема от «Битрикса» не подошла.
  • Использование расширенной Google Analytics и внедрение продажи в 1 клик позволило увеличить конверсию более чем на 30%.
  • Для сети офлайн-магазинов МТС разработали модуль печати ценников, который позволяет менеджерам централизованно обновлять цены в магазинах.
  • Авторизация через MobileID упростила процесс входа для клиентов.
  • Для повышения эффективности работы бэк-офиса разработали модули: автоматический скоринг заказов, распределение очереди между консультантами по важности и занятости, а также расчет с консультантами с формированием отчетов и документов.
  • Сайт успешно выдержал пиковые нагрузки, включая «Черную пятницу», без сбоев.

Перейти на сайт

В карточку агентства

Письмо автору кейса

Пользуйтесь реальным опытом в IT и следите за успехами потенциальных подрядчиков и конкурентов
Подпишитесь на рассылку
Читайте также
Кейсы по теме#Товары народного потребления