Треть онлайн-покупок всех смартфонов в Беларуси совершают в интернет-магазине МТС, помимо этого у компании крупнейшая в стране сеть отделений. С проектом мы работаем с 2013 года и обеспечиваем поддержку разработанной площадки.
В условиях тендера было порядка 100 страниц документации функционала, основные требования сводились к базовым для магазина вещам: товарный каталог, корзина, личный кабинет, частичная интеграция с 1С через SOAP.
Вопросов по выбору платформы не было, так как клиент уже провел исследование и определился с платформой. «Битрикс» отлично справляется с товарной базой до 100 000 позиций, поэтому от нас только требовалась грамотная интеграция.
Товары заводятся непосредственно в «Битрикс». Импорт теперь работает через SOAP с актуализацией остатков каждые 15 минут. 1С формирует пакет с изменениями по ценам и остаткам согласно WSDL-схеме в формате XML и высылает его в интернет-магазин на обработку. Магазин принимает пакет и обновляет данные в течение минуты. Работа и учет с заказами ведутся в 1С, поэтому для интеграции был написан SOAP-клиент, который передает информацию в 1С.
По договору на проект были жесткие сроки со штрафами за просрочку, так как клиент терял деньги из-за плохой работы старого магазина. Чтобы не выбиться из сроков, этапы разделили по мере роста сложности.
Очередность обычно выстраивается по принципу «как можно раньше пустить клиента в админку и предоставить работу над каталогом», так как каталог — это 90% работ. Таким образом, на этапах корзины и интеграции с 1С у нас уже есть реальный каталог, а это снижает процент ошибок при интеграции.
Продуктовая подача достаточно стандартная:
Также добавили сравнение с выделением побед. Чтобы система корректно определяла выигрышные опции, сделали систему весов. Чем больше вес, тем лучше позиция. Интернет-магазин при сравнении выделяет значения с максимальным весом.
Сердце магазина — это процесс оформления товаров. На итоговом продукте не видно эволюции, но каждый шаг и поле активно обсуждались, ведь лишние поля — это минус конверсии. Активная работа с расширенной электронной торговлей Google Analytics и внедрение продажи в 1 клик позволило увеличить конверсию более чем на 30%.
Кроме классических товаров, продаются сим-карты. У них своя подача и свой тип товара.
Статические страницы акций снабдили виджетом для привязки товаров к акциям. Можно динамически формировать список акционных товаров.
Поисковый движок может работать в классическом режиме, но может и подсказывать популярные позиции. Это повышает переходы и конверсию.
Также поиск происходит по синонимам — при вводе на русском результаты находятся на английском.
При поиске по части запроса будут найдены подходящие предложения.
Типовые для личных кабинетов вещи:
Разработка подобных проектов всегда идет от клиента, поэтому технические решения нужно дорабатывать под клиента, его процессы и структуру.
Самая большая особенность данного проекта — это его работа с ценами. Из-за того, что это не просто магазин, а сайт оператора, у него на каждый товар может быть восемь цен.
Если вы абонент МТС, то можете покупать по акции. Это специальные цены с дисконтом. Практически любой товар можно купить в рассрочку на 7, 12 или 24 месяца, а некоторые товары с рассрочкой даже на 36 месяцев.
В итоге у нас есть обычные цены, цены с акцией и у каждой еще три цены с рассрочкой. И еще особая цена на черную пятницу. Всего 13.
Для хранения такого объема мы доработали стандартную схему торгового каталога, расширив каждый товар своим набором цен, а также их проектом из 1С. Таким образом, клиент может выгрузкой управлять каждым типом цен независимо и в любой момент времени.
Все цены работают нативно с ядром «Битрикс», поэтому механика оформления корзины, купоны, скидки и прочие фишки «Битрикса» по-прежнему работают с данными ценами.
Электроника и бытовая техника иногда отличаются только несколькими характеристиками. У «Битрикса» для этого есть готовая схема «товар — торговое предложение», но из-за особенностей хранения товаров нам такое решение не подходило. Мы реализовали свою механику объединения нескольких товаров в единые карточки не ломая архитектуру.
Проект shop.mts.by — это не только онлайн-торговля, но и крупнейшая в стране сеть отделений. Для них мы разработали модуль печати ценников на местах. Менеджеры МТС могут обновлять цены в магазинах централизованно через наш модуль.
Мы полностью интегрировали торговый каталог сайта с Onliner. У клиента единая точка входа — панель «Битрикс». Товары к выгрузке можно формировать прямо из админки. Заказы, оформленные на Onliner, автоматически формируются в заказы в магазине. Смена статусов отображается автоматом на onliner.by.
Мы спроектировали и интегрировали авторизацию не только через популярные соцсети, но также по протоколу MobileID, который позволяет авторизовываться по номеру телефона с подтверждением через сим-карту.
Модуль скоринга
Система автоматически, на основе оформленного заказа, формирует запрос в систему скоринга и помогает консультантам, уменьшая объемы ручного скоринга.
Модуль очереди обработки заказов
Модуль принимает заказы и формирует из них распределенную очередь по всем консультантам с учетом занятости и важности заказа.
Модуль расчета консультантов
Модуль формирует отчеты расчета с консультантами и готовит закрывающие документы.
Хороший проект должен быть не только удобным, ускорять работу для сотрудников, но и работать безотказно. Интернет-торговля — это бизнес, где каждая минута простоя выливается в потерянные заказы и негативные отзывы. Построить надежную систему помогают наработки «1С-Битрикс» и умелое использование технологий.
Все узкие места (каталог и товары) активно кэшируются. Количество незакэшированных запросов не превышает 25-30 на страницу. Кэш храним в memcached, что значительно ускоряет считывание кэша. Кроме этого, на проекте настроена технология композитного кэширования от «1С-Битрикс».
Самое сложное для такого проекта — пережить «Черную пятницу». Как правило, это многократный рост нагрузки. Если обычная нагрузка составляет 100 одновременных соединений, то в «Черную пятницу» может быть 1000 и более. shop.mts.by проходит эту проверку без падений.