«Луч» — журнал не об атомной энергетике, а о людях, которые связаны с отраслью напрямую — работают на АЭС, или косвенно — живут рядом и строят бизнес, воспитывают детей, занимаются благотворительностью.
Целевая аудитория журнала — жители атомных городов, командировочные, сотрудники атомной промышленности и студенты. Для них важно знать, чем живет город. Интересно, как живут люди в таких же небольших закрытых городах: как они развиваются, проводят выходные, занимаются спортом и любуются природой.
Над созданием материалов для издания работают параллельно несколько редакторских команд — одной из таких команд с июля 2023 стали мы. Самый важный этап нашей работы с изданием — выбор тем для статей. Темы должны соответствовать полезному действию журнала. Иногда идеи для статей нам приносил заказчик. Присылал тему, контекст, давал контакты экспертов и героев для интервью. Иногда мы подбирали темы самостоятельно и утверждали их с клиентом.
Чтобы найти героев и экспертов, мы сидели в городских пабликах, обзванивали библиотеки и администрации городов, подключали знакомых. Так, одним из героев материала стала заместитель директора городской библиотеки Певека Ирина Данилова. Она переехала в Певек в 1998 году, и четверть века прожила в самом северном городе России. Ирина рассказала, как менялся город, чем занимаются его жители, и что они думают о соседстве с плавучей атомной станцией (ПАТЭС).
Героем другой статьи стал машинист той самой ПАТЭС у берега Певека Владислав Неясов. Он поделился рабочими буднями — рассказал, как атомщики живут на ПАТЭС по полгода и устраивают свой быт. Прислал фотографии каюты, спортзала и тренажерки. Поделился снимками Певека с борта станции и северного сияния.
Из-за разницы во времени в девять часов нашим авторам приходилось общаться с героями после полуночи или обмениваться аудиосообщениями. Часть фактуры проходила проверку со стороны «Росатома», так как фото и видеосъемка на режимных объектах запрещена.
В журнале есть рубрика «Наука». Там публикуют статьи об атомной энергетике, написанные понятным, живым языком — без сложных терминов и научных формулировок. Объясняют, как устроена атомная станция, что внутри реактора и зачем обогащать уран.
В одной из статей мы разобрались, как выстроен процесс добычи и обогащения урана. Провели интервью с доктором технических наук, профессором Томского политехнического университета Алексеем Орловым. Чтобы детально разобраться в теме, нам пришлось дважды пообщаться с профессором. Затем переложить теорию на понятные примеры, чтобы описать все процессы.
Для подготовки другого материала мы провели двухчасовое интервью с руководителем пресс-службы международного Проектного центра ИТЭР госкорпорации «Росатом» Александром Петровым. Разобрались в термоядерном синтезе и узнали, как реализуется проект строительства самого большого в мире термоядерного реактора. В статье рассказали, почему это важно, и объяснили, что такое термояд на понятных примерах.
Спойлер: термоядерный синтез может избавить человечество от необходимости добывать углеводороды. Нас ждет технологический скачок, подобный изобретению радио, электричества или автомобиля.
Одна из больших задач журнала — сломать стереотип, что атомная энергетика — это что-то плохое и ужасное. После ряда катастроф тема ядерного апокалипсиса стала излюбленным сюжетом в массовой культуре.
На самом деле, современные АЭС во многом, более безопасны для планеты, чем тепловые или даже гидроэлектростанции. Чтобы развенчать популярные мифы, мы искали спорные моменты в современных играх, сериалах и фильмах. Вместе с экспертами разобрались, где правда, а где ложь.
Вести бизнес в небольших закрытых городах непросто. Но журналу важно показать, что в атомградах есть предприниматели, которые сумели достичь успеха. Мы искали таких героев по соцсетям и в бизнес-справочниках. Списались с представительствами региональных центров «Мой бизнес» и просили поделиться контактами.
Так, мы вышли на Фёдора и Лилианну Соколовых, владельцев бара Bloom в Димитровграде. В 2021 году ребята сняли помещение на одной из самых оживлённых улиц Димитровграда и открыли уникальное, по местным меркам заведение. Мы провели интервью — ребята с удовольствием поделились своей историей. Рассказали, как выбирали место, разрабатывали меню, формировали коллектив и продумывали концепцию.
После публикации первых статей о бизнесе, сработало сарафанное радио. Предприниматели стали рассказывать друг другу об опыте взаимодействия с нами и присылать контакты новых героев.
С нашим редактором связалась соосновательница мебельной фабрики «Мама» Наталья Богданова из Глазова, и рассказала про свой бизнес. Наталья с мужем в 1998 году начали делать шкафы-купе на заказ в небольшом гараже. А сейчас мебель «Мамы» знают по всей России и даже за рубежом.
Мы взяли интервью у Натальи и расписали путь становления бизнеса «Мама», сквозь призму бережливого производства.
Большинство статей для журнала не были привязаны к инфоповодам. Поэтому мы просто согласовывали темы и утверждали график публикаций. Все дедлайны и статусы заносили в общую таблицу, чтобы было удобно отслеживать производственный процесс.
Бывало такое, что герой или эксперт, с которым мы договорились на интервью, не выходил на связь. Мы объясняли ситуацию заказчику и на ходу перестраивали контент-план — искали новые темы, подбирали новых экспертов. Или брали тему, которую предлагал клиент. В результате, производственный процесс не останавливался ни на один день.
Сам процесс работы выглядел так:
1. Генерируем темы. У нас есть список городов, к которым должны быть привязаны статьи. Мы ищем информацию о них по открытым источникам, выходим на общественные и культурные центры, общаемся с людьми и находим интересные истории. Утверждаем список тем на месяц и дедлайны.
2. Проводим интервью. Общаемся с героями и экспертами, собираем фактуру по открытым источникам. Запрашиваем дополнительные материалы у героев.
3. Согласовываем структуру. На основе полученной фактуры собираем план статьи и утверждаем его с заказчиком.
4. Пишем статью. Готовим материал с учетом комментариев к плану. Придерживаемся редполитики издания, не своевольничаем. Если в ходе подготовки материала нужно внести изменения в структуру, согласовываем это в чате.
5. Согласовываем с экспертом. Готовую статью отдаем эксперту, чтобы он внес свои комментарии, если мы что-то написали не так. Отрабатываем комментарии до финального «ок».
6. Согласовываем с заказчиком. Отдаем статью клиенту и прикладываем скрин согласования с экспертом. Так, заказчик поймет, что в статье нет фактических ошибок и недосказанности.
7. Вносим правочки. Если клиент просит что-то дополнить или раскрыть подробнее, мы отрабатываем все комментарии. Снова связываемся с экспертом, если в этом есть необходимость.
Чаще всего процесс выглядел именно так. Но иногда приходилось пересогласовывать статью по нескольку раз: вносили правки, согласовывали с заказчиком, потом с экспертом. Снова вносили правки, снова согласовывали заказчиком. Так, до тех пор, пока статья не будет согласована всеми участниками процесса.
Наши авторы полюбили «Луч» за возможность общаться с интересными людьми, узнавать новое и писать живые некоммерческие тексты. А команда «Луча» оценила нашу вовлеченность в процесс и внимание к деталям.
С июля по декабрь 2023 года мы написали 26 статей. Большая часть из них уже опубликованы, остальные — вот-вот появятся на главной странице.