В середине 2015 года к нам пришло приглашение поучаствовать в тендере на разработку сайта “Сибирской генерирующей компании”. Помимо нас приглашение получили топовые компании по Сибири и пара по Москве. Всего было 5 участников включая нас. Много копий сломано про то стоит ли участвовать в тендере или нет, но мы решили попробовать. В итоге для презентации своего видения мы накидали практически готовый к употреблению прототип в нашем горячо любимом сервисе онлайн-вёрстки webflow. Тендер мы выиграли и работа закипела.
Надо отметить, что заявленный нами бюджет для тендера в итоге после всех обсуждений с клиентом был урезан примерно на половину. Но, так или иначе, проект всё равно был рентабелен.
Основная цель переделки была озвучена как “Создание современного сайта”. Описание расплывчатое и мы начали копать в глубь. Подразделений у компании СГК весьма не мало и хотелось осветить деятельность каждого в разных городах Сибири. А так же запрос на редизайн и всё основное проектное общение велось с сотрудниками отдела по связам с общественностью. Поэтому мы решили сделать “новостной портал”.
Пересмотрели кучу порталов и различных решений, и, что было не удивительно, многие из них не очень интересны в плане дизайна. Но, всё же, держа в голове направленность на новости, мы предложили хорошее, но не сильно интересное дизайн-решение. В итоге, первая обратная связь от клиента немного нас озадачила. Сайт показался скучным и неинтересным. Пришлось сделать второй подход к снаряду. Во второй версии мы серьёзно подшаманили силистику дизайна, логику некоторых блоков, и сделали упор на мелкую анимацию то тут, то там и макет “заиграл”. Попутно придумали (или нас попросили?) крутую интерактивную 3Д-карту всего завода (обязательно посмотрите на сайте в динамике).
Повезло, что у клиента уже была готовая модель. Без текстур и “шарма”, но всё же модель. Для получения текстур максимально приближенных к реальности мы, делегацией в составе 3-х человек, напросились на экскурсию на территорию завода. Около часа мы гуляли по заводу и фотографировали всё что можно и что хоть сколько-то можно интересно показать на сайте.
Кстати, перед началом дизайна нам сказали, что сайт для одной из дочерних организаций СГК переделывался дважды с нуля просто потому, что в итоге не понравился одному из ЛПРов. Наш первоначальный концепт в итоге не претерпел кардинальных изменений, а лишь немного был стилизован. Это нам льстит до сих пор.
Вёрстку мы по традиции решили делать в сервисе webflow. Это была гигантская ошибка, которую мы исправляли по ходу всего проекта во время реализации. Webflow хорошо себя показал на мелких проектах типа посадочных страниц и корпоративных сайтах, но для большого и разнообразного во всяких мелочах сайта он явно не подходил. Избыточность кода и различные нетиповые решения (читай, костыли) для типовых блоков вроде каруселей и всплывающих окон, которые выдавал webflow очень злили разработчика. Я уверен, он и до сих пор злиться :). Постоянная замена блоков на более типовые решения (например на owl-carousel) в итоге породила множество мелких и разношёрстных заплаток, которые потом приходилось приводить к одному виду, как визуально так и по коду. Это был мучительный для отдела разработки момент, но мы справились и определённо сделали выводы.
Сайт мы делали не с нуля, а на базе уже работающего сайта, который программировала одна из топовых московских студий. Решив, раз сайт от опытной команды, то можно сильно не копать мы не достаточно детально изучили существующие компоненты и решения. То что разработчик отчаянно кричал “Код — говно”, особо во внимание не принимали, т. к. я не встречал ещё ни одного разработчика, который смотря на чужой код этого бы не кричал. Это как “Привет, как дела?” при встрече — малозначимая информация. Но, как оказалось, не всегда.
Т. к. сайт уже имеет достаточно почтенный возраст, многие существующие решения оказались мягко-говоря не самыми современными и оптимальными. Но т. к. на этих решениях были завязаны очень многие части сайта, а переделка их вытекала в фактически разработку с нуля, и полное изменения существующей базы нами решено было всё же оставить некоторые части и причесать их на современный лад. Сайт долго сопротивлялся и слал проклятья в виде всевозможных багов.
Все описанные выше проблемы на этапе запуска вылились в гигантские тормоза всего сайта.
Как решали:
Сейчас ещё есть что оптимизировать и работа продолжается, но в итоге перечисленных работ сайт в прямом смысле ожил, что для меня как для руководителя отдела разработки, маленькая победа.
Справедливости ради, замечу, что на момент написания кейса скорость немного снизилась. Сейчас она 1.35 сек и бегунок находится в секции "Не быстро". Потому мы продолжаем битву за скорость. Так же, что особенно раздражает, эта статистика в один и тот же момент времени модет отличаться ~5-10% в разных браузерах. Поэтому родному спидометру Битрикса доверять очень хочется, но нельзя.
Они были практически по всему ходу проекта. От начал и до конца. Вот только некоторые из них:
На текущий момент мы продолжаем работу над ускорением сайта. В планах перевод сайта на композит. Проектировка и дизайн личного кабинета абонента, доработка новых пожеланий по текущим страницам и многое другое.
Если появилось желание посмотреть сай живьём, то заходите www.sibgenco.ru
Не знаю читают ли сотрудники СГК эту статью, но хочется поблагодарить их за терпеливость и профессионализм.