Автор кейса«Собака Павлова»Логотип компании

Каким должен быть сайт музея

Заказчик
Выборгский замок — единственный сохранившийся средневековый замок в России, главная достопримечательность Выборга. Не просто музей, скорее — сердце города, центр культурной и всякой вообще жизни. Тут все время что-то происходит — не средневековый фестиваль, так музыкальный, не рыцарский турнир, так регата, не что-то театральное, так что-нибудь спортивное. И хотя в Выборге и другого интересного немало, туристы приезжают в город в первую очередь ради замка.
Задача
В конце 2015 года музей «Выборгский замок» реорганизовали. Раньше он подчинялся комитету по культуре Ленинградской области, а сейчас вошел в состав «Выборгского объединенного музея-заповедника». Новый музей объединил замок, средневековые памятники в Выборге (ратуша, средневековые дома и т.д.), а также заповедник Ялкала в Ильичево. И новому музею нужен новый сайт. А еще замок — и другие исторические здания «объединенного музея» — наконец начинают восстанавливать. И про реставрацию обязательно надо рассказывать, потому что это больной вопрос для жителей Выборга и главное дело для новой дирекции.

Плюсы:

  • Делаем для людей. Заказчик изначально хотел сделать сайт, который упростит жизнь туристам. Поэтому и обратился именно к нам
  • Доступ к информации. У музея есть описание экспозиций, историческая справка, информация о реставрации. Не нужно писать все с нуля.
  • Это же Выборг! Чего скрывать, мы с коллегами любим этот город и хотим, чтобы у главной его достопримечательности был достойный сайт.

Минусы:

  • Время директора. Руководитель музея непосредственно участвовал в создании сайта. Вообще-то это плюс. Но у директора хватает и других забот, и поэтому проект рискует затянуться.
  • Бюджет. Региональный музей не может себе позволить вложить в сайт миллионы. Мы понимали, что придется чем-то пожертвовать — не сможем сделать фотосессию, приехать на неделю в командировку, сверстать спецпроект из интервью со всеми сотрудниками.
  • Расстояние. От Петербурга до Выборга — пара часов дороги. Вроде и не очень далеко, но слишком часто ездить не могли ни мы, ни заказчик. Так что вместо регулярных личных встреч — переписка и общение по телефону.

Со всеми плюсами и минусами задача вполне укладывалась в типовой план продукта «сайт от контента», который мы обычно разворачиваем на Wordpress. В общих чертах план выглядит так. 

  1. Понять, какая информация должна быть на сайте. 
  2. Подготовить контент: тексты, фото. 
  3. Установить Wordpress и выбрать тему. 
  4. Упаковать контент с учетом возможностей и ограничений этой темы. 

Аналитика

Что важно посетителям сайта музея? 

Ответ более-менее очевиден. Часы работы, анонсы выставок, описание достопримечательностей. Что важнее? Тут уже сложнее. Мы посмотрели зарубежные исследования и увидели, например, следующее. Каждый второй посетитель музейных сайтов хочет «спланировать поездку», а каждый пятый пришел без внятной цели. 

Информация про планирование поездки — самое важное. Это не единственная ценная мысль, которую мы вынесли из изучения статей. Вы можете скачать список тезисов, от которых мы отталкивались, продумывая общую концепцию.

Тут нужно небольшое пояснение. Например, есть глобальный тренд: музейные коллекции становятся доступными онлайн. Но это — огромный объем работы, не вписывающийся в рамки нашего проекта. Поэтому нам пришлось вернуться в реальность: в первую очередь — помочь посетителям спланировать поездку, все остальное — факультативно.

Что важно посетителям Выборгского замка? 

Про это нам рассказал заказчик. Посетители звонят и задают конкретные вопросы, а общими впечатлениями и пожеланиями делятся в группе музея во «ВКонтакте». Да, у музея образцово-показательное представительство в этой соцсети, что, конечно, упростило нам жизнь.

Кстати, если вы надеетесь, что публикация какой бы то ни было информации избавит от одинаковых вопросов, — спешим разочаровать. Спрашивать все равно будут, всегда есть люди, которые предпочитают личное общение. 

Как у других? 

Мы просмотрели около сотни сайтов — от Эрмитажа и музея Ван Гога до музея деревянной ложки в Нытве и замка в японском самурайском городке Осака. Если вам тоже интересно, вот шикарная подборка сайтов со всего мира от Исторического факультета МГУ и ссылки на 18 сайтов замков. 

Как никого не забыть? 

В информационных проектах вместо описательных портретов пользователей удобно использовать матрицу. У нас получилось двенадцать пользователей.

Какая информация у нас уже есть? 

Параллельно с изучением пользователей собираем информацию от заказчика: описание программ, стоимость билетов, историческая справка, фото достопримечательностей. 

Как собрать из всего этого сайт? 

Прикидываем информационную структуру.

Упрощаем.

Детализируем в объектно-информационной модели. 

Контент и верстка 

Wordpress позволяет сразу упаковывать контент в более-менее финальном виде, поэтому над формой и содержанием работали параллельно. Копирайтер отвечал на вопросы пользователей, где-то ориентируясь на собственный опыт, где-то — на материалы заказчика. 

 

Конечно, никому не придет в голову публиковать такую простыню в надежде, что пользователь будет вчитываться. 

Это полуфабрикат для проектировщика или верстальщика — информационно насыщенный структурированный документ, по которому создают страницы сайта. Один абзац верстальщик трансформирует в карту, другой сократит до трех пунктов с пиктограммами, а третий — где кратко сформулировано самое важное — скопирует целиком. 

Параллельно с текстами мы работали уже непосредственно над сайтом — выбрали тему Vestige Museum, установили, допилили под наши нужды.

И пошли верстать. Процесс шел нелинейно. Заказчик присылал новые материалы, мы корректировали структуру, предлагали варианты решения той или иной страницы. Что-то делали прямо на сайте, когда нужно было учитывать возможности и ограничения темы, что-то сначала прототипировали, когда требовалось быстро набросать вариант для обсуждения внутри команды или с заказчиком.

 

Что получилось

Главная страница сразу отвечает на самые важные вопросы: что, где, когда и сколько денег приготовить. Главное меню — на все остальные.

Если можно упростить жизнь пользователей с помощью стороннего сервиса — нужно это сделать. А иногда просто необходимо. Так, мы вставили на сайт расписание автобусов и электричек.

Если можно дать ссылку на сайт, где пользователь легко решит свою задачу, — нужно дать.

Важный момент: не стоит размещать на сайте готовое расписание или список гостиниц в надежде, что кто-то будет своевременно обновлять данные. Чаще всего такие сведения вначале просто устаревают, потом мумифицируются… 

Мы находили потрясающие артефакты былых времен на действующих сайтах: «актуальное» расписание автобуса, который лет пять как отменен, настоятельный совет посетить кафе, закрывшееся в прошлом веке. Еще поискать — так и новейшее расписание драккаров на Wiborgs slott найдется. 

В общем, не делайте так. Пользователи спасибо не скажут. 

* * * 

Рассказали, чем можно заняться в музее. Вот тут, кстати, было просто необходимо съездить, посмотреть, послушать и руками потрогать. Потому что вводные вводными, но с чужих слов писать всегда сложнее, чем по личным впечатлениям. Да и поговорить с мастерами или продавцами музейной лавки — бесценно, даже если в финальный текст почти ничего не попадет. 

Плиточная верстка страницы — стандартная возможность выбранного нами шаблона.

Основная информация на страницах активностей вынесена в правый блок.

Реставрация — первая и главная задача новой дирекции музея. Так что отчитываться просто необходимо — и о намеченном, и о сделанном.

И так далее, и тому подобное. Лучше просто посмотреть на созданный сайт.

Результат

Сайт запущен. Планировать поездки с его помощью теперь легко и удобно, но возможностей развиваться еще сколько угодно: создавать более подробные описания экспозиций, выкладывать фото, запускать спецпроекты… Стоп, что-то мы увлеклись. 

Результат получился неплохим, и дирекция может переключиться на другие дела. А дел у сотрудников музея, поверьте, хватает. Впрочем, про сайт они тоже не забывают, там уже понемногу появляются новые материалы.

Смысл 

  • Смысл раз, банальный. Работать с тем, что любишь, — как мы любим Выборгский замок — нелегко, но очень приятно. 
  • Смысл два, товарно-денежный. Скромный бюджет — не повод для рыданий. Да, иногда хочется сделать все «как в лучших домах Парижа», чтоб и онлайн-экспозиция, и прогулки интерактивные… Но и минимум миниморум можно сделать хорошо, внятно и для людей. 
  • Смысл три, человековедческий. Если нельзя сделать все и сразу, нужно найти главные вопросы и ответить на них. Туристам рассказать, как доехать, как пройти и чем заняться. Горожанам — когда отремонтируют Олафа, когда Цехгаузы и спасут ли Часовую башню. 
  • Смысл четыре, зловещий. Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от готовых расписаний автобусов.

 

Подробнее на сайте


Перейти на сайт

В карточку агентства

Письмо автору кейса

Пользуйтесь реальным опытом в IT и следите за успехами потенциальных подрядчиков и конкурентов
Подпишитесь на рассылку
Читайте также
Кейсы по теме#Комплекс услуг
Проекты компании Proactivity Group