Плюсы:
Минусы:
Со всеми плюсами и минусами задача вполне укладывалась в типовой план продукта «сайт от контента», который мы обычно разворачиваем на Wordpress. В общих чертах план выглядит так.
Ответ более-менее очевиден. Часы работы, анонсы выставок, описание достопримечательностей. Что важнее? Тут уже сложнее. Мы посмотрели зарубежные исследования и увидели, например, следующее. Каждый второй посетитель музейных сайтов хочет «спланировать поездку», а каждый пятый пришел без внятной цели.
Информация про планирование поездки — самое важное. Это не единственная ценная мысль, которую мы вынесли из изучения статей. Вы можете скачать список тезисов, от которых мы отталкивались, продумывая общую концепцию.
Тут нужно небольшое пояснение. Например, есть глобальный тренд: музейные коллекции становятся доступными онлайн. Но это — огромный объем работы, не вписывающийся в рамки нашего проекта. Поэтому нам пришлось вернуться в реальность: в первую очередь — помочь посетителям спланировать поездку, все остальное — факультативно.
Про это нам рассказал заказчик. Посетители звонят и задают конкретные вопросы, а общими впечатлениями и пожеланиями делятся в группе музея во «ВКонтакте». Да, у музея образцово-показательное представительство в этой соцсети, что, конечно, упростило нам жизнь.
Кстати, если вы надеетесь, что публикация какой бы то ни было информации избавит от одинаковых вопросов, — спешим разочаровать. Спрашивать все равно будут, всегда есть люди, которые предпочитают личное общение.
Мы просмотрели около сотни сайтов — от Эрмитажа и музея Ван Гога до музея деревянной ложки в Нытве и замка в японском самурайском городке Осака. Если вам тоже интересно, вот шикарная подборка сайтов со всего мира от Исторического факультета МГУ и ссылки на 18 сайтов замков.
В информационных проектах вместо описательных портретов пользователей удобно использовать матрицу. У нас получилось двенадцать пользователей.
Параллельно с изучением пользователей собираем информацию от заказчика: описание программ, стоимость билетов, историческая справка, фото достопримечательностей.
Прикидываем информационную структуру.
Упрощаем.
Детализируем в объектно-информационной модели.
Wordpress позволяет сразу упаковывать контент в более-менее финальном виде, поэтому над формой и содержанием работали параллельно. Копирайтер отвечал на вопросы пользователей, где-то ориентируясь на собственный опыт, где-то — на материалы заказчика.
Конечно, никому не придет в голову публиковать такую простыню в надежде, что пользователь будет вчитываться.
Это полуфабрикат для проектировщика или верстальщика — информационно насыщенный структурированный документ, по которому создают страницы сайта. Один абзац верстальщик трансформирует в карту, другой сократит до трех пунктов с пиктограммами, а третий — где кратко сформулировано самое важное — скопирует целиком.
Параллельно с текстами мы работали уже непосредственно над сайтом — выбрали тему Vestige Museum, установили, допилили под наши нужды.
И пошли верстать. Процесс шел нелинейно. Заказчик присылал новые материалы, мы корректировали структуру, предлагали варианты решения той или иной страницы. Что-то делали прямо на сайте, когда нужно было учитывать возможности и ограничения темы, что-то сначала прототипировали, когда требовалось быстро набросать вариант для обсуждения внутри команды или с заказчиком.
Главная страница сразу отвечает на самые важные вопросы: что, где, когда и сколько денег приготовить. Главное меню — на все остальные.
Если можно упростить жизнь пользователей с помощью стороннего сервиса — нужно это сделать. А иногда просто необходимо. Так, мы вставили на сайт расписание автобусов и электричек.
Если можно дать ссылку на сайт, где пользователь легко решит свою задачу, — нужно дать.
Важный момент: не стоит размещать на сайте готовое расписание или список гостиниц в надежде, что кто-то будет своевременно обновлять данные. Чаще всего такие сведения вначале просто устаревают, потом мумифицируются…
Мы находили потрясающие артефакты былых времен на действующих сайтах: «актуальное» расписание автобуса, который лет пять как отменен, настоятельный совет посетить кафе, закрывшееся в прошлом веке. Еще поискать — так и новейшее расписание драккаров на Wiborgs slott найдется.
В общем, не делайте так. Пользователи спасибо не скажут.
* * *
Рассказали, чем можно заняться в музее. Вот тут, кстати, было просто необходимо съездить, посмотреть, послушать и руками потрогать. Потому что вводные вводными, но с чужих слов писать всегда сложнее, чем по личным впечатлениям. Да и поговорить с мастерами или продавцами музейной лавки — бесценно, даже если в финальный текст почти ничего не попадет.
Плиточная верстка страницы — стандартная возможность выбранного нами шаблона.
Основная информация на страницах активностей вынесена в правый блок.
Реставрация — первая и главная задача новой дирекции музея. Так что отчитываться просто необходимо — и о намеченном, и о сделанном.
И так далее, и тому подобное. Лучше просто посмотреть на созданный сайт.
Сайт запущен. Планировать поездки с его помощью теперь легко и удобно, но возможностей развиваться еще сколько угодно: создавать более подробные описания экспозиций, выкладывать фото, запускать спецпроекты… Стоп, что-то мы увлеклись.
Результат получился неплохим, и дирекция может переключиться на другие дела. А дел у сотрудников музея, поверьте, хватает. Впрочем, про сайт они тоже не забывают, там уже понемногу появляются новые материалы.
Подробнее на сайте.