Содержание сайтов образовательных учреждений регламентировано Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 №785 "Требования к структуре официального сайта образовательной организации в ИТС “Интернет” и формату представления на нем информации”. Полнота и достоверность информации, представленной на сайте образовательного учреждения, отражает соблюдение федерального законодательства в части информационной открытости. Отсутствие информации или несвоевременное ее размещение на официальном сайте влекут за собой серьезные последствия в виде административной или дисциплинарной ответственности.
Актуальность информации на сайте предполагает оперативное информирование обо всех кадровых перестановках, изменениях в учебных программах и стандартах, изменениях динамики контингента и т. п. Все изменения вносятся в соответствующие разделы в течение краткого определенного законодательством срока. Большой процент таких изменений происходит в начале учебного года, следовательно, именно на этот период приходится основная нагрузка по представлению информации на сайте. Половина образовательных учреждений не справляется с этой задачей.
Чтобы своевременно предоставлять всю необходимую информацию на всеобщий обзор, в штате должен быть отдельный специалист, который будет не только — и не столько — заниматься обновлением данных на сайте, но — в первую очередь — заниматься сбором этих самых данных, контактируя с подразделениями учреждения, отвлекая сотрудников от их основной деятельности. Такой подход не очень эффективен, хотя и является вынужденной мерой.
Например, в крупнейшем колледже России – в СПБ ГБПОУ СПО «Петровский колледж» эта работа была организована следующим способом:
Однако, нельзя исключать человеческий фактор: публикация на сайте происходила с задержкой в 1-2 месяца, что совершенно не допустимо, так как ведет за собой серьезные последствия в виде административной или дисциплинарной ответственности.
В результате анализа нормативных актов, регламентирующих размещение ОУ информации на сайте и структуру данных в "1С:Колледж" было определено, что большая часть информации, которую необходимо публиковать на сайте, уже присутствует в учетной информационной системе.
В «Петровском колледже» работает внутренний Портал на базе Microsoft SharePoint Server , на котором публикуются и актуализируются сведения — внутренние приказы, должностные инструкции, учебные планы и т. п.
Необходимо было просто настроить автоматическую интеграцию данных из двух этих источников с официальным сайтом колледжа. И все! Проблема была бы решена!
Перед нами стояла задача получить данные из двух информационных систем (Microsoft SPS и 1С:Предприятие 8), реализованных с использованием различных технологий и имеющих независимые базы данных.
Для автоматической публикации информации на сайте колледжа была выбрана технология использования веб-сервисов — интерфейс обмена данными между различными приложениями, которые написаны не только на разных языках, но и распределены по объектам сети. Преимущества применения веб-сервисов заключается в том, что они:
Взаимодействие между системами (1С: Колледж, Портал и Сайт) было реализовано следующим образом:
1. Для системы управления сайтом — Host CMS — разработан дополнительный модуль «Образовательная организация», который позволяет организовать структуру официального раздела сайта в соответствии с требованиями Приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 №785 «Требования к структуре официального сайта образовательной организации в ИТС “Интернет” и формату представления на нем информации». Вся информация хранится в структурированном виде, что позволяет организовать автоматизированное взаимодействие сайта с другими системами колледжа.
Модуль Образовательная организация для HostCMs2. В 1С: Колледж и на Портале реализованы веб-сервисы, которые позволяют получать необходимую для сайта информацию в формате xml. Веб-сервисы публикуются на веб-сервере колледжа и доступны по URl-адресу. Сайт колледжа взаимодействует с веб-сервисами путем обмена сообщениями по протоколу SOAP. В качестве транспорта для сообщений используется протокол HTTP.
Веб-сервис
3. Модуль «Интеграция» в системе управления сайтом улучшен таким образом, чтобы иметь возможность обращаться к информационным системам образовательного учреждения. Модуль «Интеграция» состоит из двух разделов: Интеграция с 1С и Интеграция с Порталом.
Настройка подключения к веб-сервису
4. На сервере, где расположен сайт, настроено автоматическое выполнение отправки запросов к веб-сервисам по расписанию.
Настройка задачи для автоматического обновления данных на сайте
Нам удалось настроить бесшовную интеграцию между информационными системами колледжа (1С: Колледж, Портал) и сайтом. Все взаимодействие проходит незаметно для пользователей. Работники образовательного учреждения в рамках своих должностных обязанностей вносят и актуализируют информацию в "1С:Колледж" и на Портал, и она автоматически обновляется на сайте .
По итогам реализации проекта поставленные цели были достигнуты: мониторинг сайта в течение двух месяцев после запуска автоматической публикации данных показал, что: