Дано: завод-производитель дверей, который продает через сеть дилерских центров в 20 городах России. В каждом дилерском центре есть бригада замерщиков, которые выезжают по запросам конечных клиентов. Работа замерщиков — головная боль дилеров.
Цель: решить максимальное количество проблем дилеров, связанных с работой выездных специалистов.
Что придумали: приложение для замерщиков, которое позволило контролировать их работу и увеличить конверсию в продажи. А теперь — подробнее.
Все мы хоть раз в жизни были клиентами, к которым «уже выехал специалист». Устанавливали окна, покупали входные и межкомнатные двери, шили шторы и чехлы на мебель. Нам требовалась помощь, чтобы что-то измерить, оценить, посмотреть, застраховать и посчитать стоимость. В 100% случаев мы ждали, что к нам (вовремя) приедет специалист, который быстро поймет, что нам нужно, предложит варианты, поможет с выбором и назовет цену. А мы, не вставая с дивана, подпишем договор с компанией и заплатим деньги.
Вопрос к команде продавца: сколько выездов специалиста (замерщика, агента, страховщика, оценщика) оборачивается реальной сделкой? Как правило, ответа нет, потому что в большинстве существующих учетных систем затруднена статистика по заявкам со статусами «отказ клиента» — не говоря уже об аналитике причин, по которым он произошел. Второй вопрос: как продать клиенту именно то, что он хотел, и избежать ошибок на этапе передачи заказа в обработку? И где чаще всего срывается этот процесс?
Обсудив вопросы выше, мы сформулировали конкретные «боли» клиента:
1. Сложная цепочка взаимодействия при передаче заявки. Сначала — замерщику, а затем — в производство, на склад, в доставку. Сбои могли произойти на каждом этапе.
2. Непрозрачное ценообразование и обман клиентов. При первом выезде к клиенту специалист часто не называл итоговую сумму покупки, что провоцировало у замерщиков желание обмануть клиента и выгадать свой личный профит в обход интересов компании.
3. Неорганизованность в оповещении клиентов. На ключевом этапе продажи замерщики часто забывали проинформировать клиента об изменениях в заказе (например, о переносе даты установки или замене комплектации).
4.Оптимизация рабочего времени замерщиков. Замерщики грешили тем, что в рабочее время решали личные вопросы или подрабатывали на стороне.
При взаимодействии с конечным клиентом выездной специалист (в данном случае — замерщик) играет центральную роль. От его действия или бездействия зависит, превратится ли заявка в реальную продажу. Обязанности замерщика:
Мы поняли, что продажа состоится и работа станет организованной, если у замерщика будет портативное устройство, способное:
Итак, выездному специалисту нужен планшет. А планшету нужен софт. Оставалась одна проблема: на рынке продуктов для мобильных устройств нашим требованиям не соответствовало ни одно приложение. Поэтому софт для оптимизации работы монтажных бригад мы разработали сами.
Интернет и телефонная связь
По корпоративному тарифу оператора сотовой связи мы закупили SIM-карты, которые делают каждый планшет или смартфон IP-телефоном. При этом номера являются внутренними номерами IP-АТС компании, что позволяет без проблем маршрутизировать звонки и записывать переговоры замерщика с клиентом.
Интеграция с учетной системой
Когда мы начали разрабатывать приложение, оказалось, что невозможно напрямую соотнести его с учетной системой клиента (1С), чтобы собирать, структурировать и синхронизировать информацию. Поэтому мы подключили отдельный сервер, который адаптировал информацию с мобильных устройств для 1С и наоборот.
Интуитивно понятный интерфейс
Многие специалисты монтажных бригад никогда или почти никогда не использовали смартфоны и планшеты. Поэтому нужно было сделать простой интерфейс при сохранении широкого функционала. Мы дорабатывали интерфейс, пока тестирование в реальных условиях не показало, что приложение могут использовать даже начинающие пользователи.
Производительная работа в офлайн
Мы реализовали принцип офлайн-работы по типу Pocket — приложения, которое позволяет просматривать отмеченные статьи из интернета без подключения к сети. Монтажники могут заносить данные по заявкам без интернета, а затем синхронизировать их с сервером при наличии подключения. Такое решение экономит заряд батареи: планшет работает минимум один рабочий день без подзарядки.
С помощью приложения нам удалось главное: увеличить конверсию из заявки-замера в продажу и установку двери. Попутно мы закрыли смежные вопросы, в которых изначально видели проблемы, и решили ряд неочевидных задач. Остановимся на них подробнее.
Планшет и приложение — вместо пачки листов и дополнительного сотрудника
Каждый замерщик получил простую и понятную рабочую среду, организованную в виде календаря на каждый день с информацией о каждой заявке и возможностью дополнять или корректировать данные.
Изначально для этого использовались замерные бумажные листы, которые заполнялись вручную. В среднем за один рабочий день 5 замерщиков обслуживали каждый по 6 заказов. В конце дня у замерщика на руках оказывалось по 30 замерных листов. Чтобы оцифровать данные от всех замерщиков, компании приходилось оплачивать одного-двух штатных сотрудников. С внедрением приложения эта необходимость отпала.
Минимум ошибок
При ручной обработке заказов сотрудники постоянно допускали ошибки. Приложение свело количество ошибок к минимуму, что уменьшило пересорты на складах, сократило сроки доставки и установки, увеличило лояльность клиентов.
Конечная сумма заказа — при первом визите к клиенту
Мгновенный ввод и быстрая обработка данных позволили замерщикам называть клиентам конечную сумму заказа при первом визите. Мы добавили к планшетам стилусы и специальный функционал, чтобы клиент мог сразу подписать договор на установку. Использование технологий улучшает образ компании в глазах клиентов.
Технологичность влияет на лояльность.
Учет и контроль
Учет заявок, контроль их исполнения, анализ рабочего времени позволили вычислить нечестных замерщиков и оптимизировать количество специалистов. Кроме того, клиент получает более актуальную информацию: например, во сколько приедет замерщик (если он опаздывает) или о статусе заказа.
Сбор обратной связи
С помощью приложения компании стало проще собирать обратную связь от клиентов. После установки двери замерщик фотографирует результат, записывает отзыв клиента и размещает его после модерации на сайте завода-производителя с геометкой.
Интерактивная реклама в виде push-уведомлений для новых клиентов
Мы настроили браузерные push-уведомления, которые за счет геопозиции позволяют показать отзывы потенциальным клиентам. Например, «четыре ваших соседа уже установили нашу дверь» или «недалеко от вас только что установили новую дверь».
Мы придумали, как в будущем сделать приложение еще более полезным инструментом.
Сбор теплых лидов
Добавить ticks&trips — советы по выбору, уходу, установке, которые получит клиент, если введет в форму приложения адрес электронной почты. В итоге получаем win-win: при любом исходе сделки клиент получает полезные рекомендации, а маркетологи — контакты теплого лида, с которым можно выстраивать дальнейшие отношения.
Обучение персонала на реальных примерах
Запись диалогов замерщиков с клиентами в приложении позволяет не только контролировать, но и улучшать скрипты продаж. Записи диалогов могут стать основой для разработки интерактивных материалов для новых сотрудников или создания тренингов и регламентов по работе с возражениями, например.
Аналитика по дилерам и в целом
Головная компания получает возможность вести общий контроль заявок и мониторинг отзывов и анализировать работу каждого дилера. А у дилеров появляется возможность оценить эффективность рекламных кампаний и маркетинговых каналов.
Мы внедрили это решение для производителя дверей. Но такое мобильное приложение полезно для любого бизнеса, где продажи зависят от выездных специалистов:
По прогнозам американской консалтинговой компании Rapid Value Solution, к 2018 году до 70% выездных специалистов будут использовать в работе планшеты или другие мобильные устройства. С незначительной поправкой сроков этот прогноз справедлив и для российских компаний. А это значит, что сейчас самый удачный момент, чтобы выбрать и настроить приложение для своей компании.