На электронной торговой площадке СДЭК Market размещены товары интернет-магазинов, которые пользуются услугами транспортной компании СДЭК. На сайте можно купить одежду, обувь и другие промышленные товары ведущих брендов мира с быстрой доставкой и круглосуточной обработкой заказов. Особенность проекта — высокая нагруженность, так как нужно было объединить тысячи продавцов по всей России.
Компания СДЭК — российский оператор экспресс-доставки документов и грузов не только в сфере b2c, но b2b, то есть многие продавцы доставляют покупателям свои товары через СДЭК. Фактически СДЭК уже возил тысячи товаров по всей России, поэтому возникла идея объединить всех продавцов на одной площадке и помочь им решать задачи бизнеса.
Изначально клиент обратился к нам по поводу стандартного модуля «Служба доставки СДЭК» для CS-Cart. Но, используя его, можно было реализовать всего 10-20% возможностей логистики СДЭК, поэтому мы предложили клиенту с нуля создать масштабный маркетплейс, сразу разрабатывая его под существующие бизнес-процессы.
Нужно было учесть важный момент. Клиентами СДЭК выступают самые разные продавцы, в том числе весьма далекие от онлайн-продаж и IT. Они знают, как отправить товар через офис СДЭК, но работать с интернет-магазином они не умеют. Чтобы маркетплейс стал для них решением проблем, а не очередной головной болью, нужно было сделать процессы в нем простыми и прозрачными, по-максимуму автоматизировать и упростить работу, не урезая возможности CS-Cart.
Перед нами, как разработчиками, встала задача разработать масштабный маркетплейс, объединяющий тысячи продавцов по всей России. При этом:
Начинать столь масштабный проект было необходимо с разработки новой архитектуры сайта, то есть определить, кто является участниками маркетплейса, какие внешние системы надо интегрировать и как это все увязать в одну схему работы. И уже исходя из этого, составить требования проекту.
Чтобы покупатель, продавец и СДЭК могли взаимодействовать максимально быстро, мы объединили 1C, Битрикс24 и CS-Cart для маркетплейсов. Подобное сочетание — отличная база для автоматизации онлайн- и офлайн-бизнеса.
Вот подробная схема того, как должен работать маркетплейс от регистрации нового пользователя до уведомления о доставке заказа. При этом все необходимые документы и накладные должны генерироваться автоматически с помощью интегрированных сервисов и API, а данные подтягиваться из заполненных продавцом и покупателем форм.
Для дизайна был выбран премиум-шаблон YOUPI для CS-Cart. Он хорошо подходит для создания нагруженного сайта: максимально эффективен для продаж, разработан с учетом SEO, технологичности и юзабилити, адаптивен для любых устройств. Дизайн темы помогает вовлечь пользователя в выбор товара: нет отвлекающих факторов в каталоге, а на карточке товара можно легко добавлять новые блоки, дополняя потребности покупателя и максимизируя чек. Шаблон был кастомизирован под корпоративные цвета СДЭК и добавлены элементы фирменного стиля.
Когда происходит взаиморасчет продавца и покупателя на площадке, важно предусмотреть, чтобы оплаченные средства не дошли до продавца раньше, чем тот отправит товар. В нашем случае гарантом того, что покупатель получит товар, а продавец — деньги, выступает сам маркетплейс.
Это выглядит так. Покупатель оформляет заказ, но деньги с его счета не списываются, а резервируются. В личном кабинете маркетплейса после заказа товара формируется номер накладной. Продавец по этому номеру передает товар в доставку СДЭК. СДЭК, получив товар для отправки, меняет статус заказа, и только тогда продавец получает деньги. Таким образом, участники процесса застрахованы от недобросовестного исполнения обязательств.
Чтобы максимально упростить работу с маркетплейса, мы настроили автоматическую генерацию документов и накладных с помощью шаблонов тарифов и доставки.
Когда продавец начинает свою работу в маркетплейсе он выбирает тариф и по этому тарифу добавляет себе желаемые способы доставки и настраивает дополнительные опции. Благодаря шаблонам большая часть информации там уже введена.
Продавцу достаточно лишь ввести свой код-ключ — и можно начинать продавать товары с доставкой СДЭК.
В итоге логистика проекта выглядит так. Администратору требуется настроить шаблоны, а продавцу — заполнить их. Проверка корректности ввода происходит в автоматическом режиме. И все. Никакой бумажной работы и несогласованности действий.
Маркетплейс — это крупная система денежных расчетов. Чтобы в ней участвовать, продавцам нужно вводить свои реквизиты, а маркетплейс должен быть уверен в том, что введенные данные достоверны. Так возникла необходимость настроить автоматическую проверку юридических данных продавцов. Мы подключили к маркетплейсу три внешних сервиса: «Контур.Фокус», «DaData», «За честный бизнес». Эти сервисы проверяют реквизиты по актуальным базам ФНС.
Продавец при регистрации заполняет всего несколько полей. Данные по API передаются в любой из трех подключенных сервисов, где продавец проверяется по ИНН. Если такой контрагент существует, его деятельность не приостановлена и информация верна — внешний сервис подтверждает продавца, а также передает недостающую юридическую информацию в маркетплейс и Битрикс24, где она автоматически заполняется. После этого в CRM менеджер составляет 2 договора: на участие в маркетплейсе и на пользование услугами доставки СДЭК. При этом все необходимые реквизиты для договоров у него уже подтянулись из внешних сервисов, их не надо дополнительно запрашивать и проверять.
Еще мы подключили API Яндекса: как только продавец начинает заполнять адрес, в маркетплейс подтягивается информация из Яндекс.Карт о его местоположении.
Регистрация продавца в маркетплейсе проходит легко, юридическая информация подтверждена, ручная работа сведена к минимуму.
Мы настроили интеграцию с 1С, благодаря чему автоматически формируется любая бухгалтерская отчетность: еженедельные отчеты по заказам, акты сверки, акты выполненных услуг, всевозможные реестры. Эти отчеты позволяют отслеживать задолженности и исполнение обязательств.
После тестового открытия маркетплейса, продавцы с разных точек мира стали одновременно загружать тысячи товаров. Чрезмерная нагрузка на сервер привела к очень медленной работе сайта. Пришлось экстренно исправлять ситуацию.
Раньше обработка товаров была потоковой, то есть товары загружались практически по живой очереди. Поставщику приходилось много ждать, чтобы загрузить свою базу товаров в маркетплейс. Мы внедрили «карусельную» обработку импортируемых каталогов. Это означает, что в каждом потоке находится одновременно несколько продавцов. Все их каталоги разбиваются на части и загружаются на сайт по очереди: по одной части от каждого продавца. Не надо ничего ждать, загрузка товаров происходит быстро и без ошибок.
1. Крупный независимый маркетплейс. Удобный для взаимодействия администраторов, продавцов и клиентов, где реализована роль клиента как логистической компании.
2. Существенно сокращена бумажная работа и упрощено взаимодействие продавца с административной частью. Это экономит время и минимизирует риск ошибок. Произошло это за счет двух главных доработок:
3. Создание системы учета и автоматическое формирование всех необходимых документов. Интеграция с 1С позволяет контролировать ведение бухгалтерской отчетности.
4. Оптимизация скорости работы с учетом большого числа просмотров, заказов и номенклатуры. Продавцы могут загружать товары одновременно, что существенно экономит их время, а маркетплейс готов принимать больше продавцов и больше товаров.
5. Быстрая работа при нагруженном сервере.