«Зарядье» – очень масштабный проект. Мы разработали сложную логику, которая распространяется не только на сайт, но и на мобильное приложение.
Проект состоял из следующих компонентов:
Сайт — с информацией о парке, новостями и, главное, афишей мероприятий. Их можно фильтровать по теме, дате и аудитории. На сайте можно купить билеты, проверить наличие мест и зарегистрироваться на мероприятия, оставить заявку на просветительские программы.
Приложение. Во многом оно дублирует функции сайта — там тоже можно посмотреть афишу и записаться на мероприятия, купить билет. Но в приложении абсолютно другая навигация по афише, а также добавлены маршруты по окрестностям «Зарядья».
Личный кабинет. Можно авторизоваться — через соцсети или «Госуслуги» — и пользоваться сайтом и приложением через личный кабинет. А также смотреть свой календарь избранных мероприятий, хранить билеты.
Корпоративный портал. В нём осуществляется групповая работа над задачами, обновляется внутренняя лента новостей, доступна визуальная структура проекта и телефонный справочник компании.
Интернет-магазин, где располагается сувенирная продукция парка, а также изделия от известных дизайнеров.
Звучит не так уж сложно? На деле для того, чтобы всё это реализовать, мы интегрировались с семью сторонними коммерческими сервисами и ещё тремя городскими.
Несколько раз приходилось, буквально, как в настольной игре возвращаться на первую клетку и начинать всё заново. А правила игры иногда менялись прямо посреди очередного кона.
Под общественными пространствами мы подразумеваем такие места, где постоянно проходят массовые мероприятия: это могут быть крупные парки вроде «Зарядья», музеи, выставочные центры.
В чём сложность для тех, кто будет проектировать веб-сервисы для подобного пространства? На одном сайте — и в приложении — нужно создать сложную логику: есть афиша, которая постоянно обновляется, к ней должна быть прикручена возможность покупки билетов и регистрации на мероприятия. Добавьте еще интернет-магазин, карту и маршруты, личный кабинет, программу лояльности...
И все это должно работать без перебоев, потому что сайт — часть самого пространства. Если не будет работать опция покупки билетов или, например, невозможно будет зарегистрироваться онлайн из-за технических проблем, люди просто не придут на мероприятие.
При создании сайта и приложения потребуется множество интеграций со сторонними сервисами — онлайн-кассами, платёжными и билетными сервисами, информационными киосками и так далее. К тому же культурно-просветительские проекты обычно связаны с городом — значит, все согласования становятся многоуровневыми, потому что в принятии решений участвует несколько структур.
Мы столкнулись со всеми этими сложностями во время проекта, который мы делали для «Зарядья». Расскажем, как удалось с ними справиться.
На одно лишь строительство и реконструкцию парка «Зарядье» городские власти потратили 14 млрд рублей. Проект получил массу номинаций и премий в области градостроительства и туризма: победил в международной премии ArchDaily, попал в рейтинг «Топ-100 лучших мест мира» по версии журнала Time в 2018 году, стал финалистом престижной архитектурной премии MIPIM Awards 2018.
Естественно, цифровое представительство такого проекта должно быть на уровне. Сайт и приложение «Зарядья» — дополнительные инструменты для привлечения в парк как местных жителей, так и туристов. И эти платформы должны быть красивыми, функциональными, иметь сложную архитектуру и работать быстро и без перебоев.
На пути к релизу у нас появлялось множество препятствий. Оказалось, что идеи команды парка — очень смелые и интересные — не всегда совпадали с ограничениями контракта. Дело в том, что парк разрабатывал свои требования параллельно с нашей работой — и нам постоянно приходилось искать компромиссные варианты. В итоге ряд ключевых механик — таких как составление афиши или покупка билетов — пришлось проектировать заново.
Потом, уже в середине всех согласований, появились новые лица, принимающие решения. В принципе, это не редкость для любого крупного проекта: команды — и соответствующие ЛПР — могут меняться, расширяться, схлопываться. На длинном проекте это понятные и известные для нас риски.
Чтобы минимизировать их, мы постоянно вели формальную переписку.
Совет — фиксируйте все вехи по проекту, составляйте список ЛПР и обозначайте стратегии поведения с ними. Но всё равно, когда появлялись новые участники, приходилось что-то переделывать — это, как я уже упомянула, неизбежный риск крупного проекта.
Потом, прямо в процессе нашей разработки, вышел новый закон — о необходимости подключать онлайн-кассу для передачи данных о продажах в налоговую. Разговоры об этом законе шли ещё тогда, когда разработка только начиналась, и мы были морально готовы.
Поэтому, когда закон приняли, мы бросили усилия разработчиков на решение этой проблемы — хорошо, что подготовились и заранее усилили команду! И рекомендуем: очень полезно постоянно мониторить законодательство в сфере ИТ и смежных отраслях.
Мой главный ответ — потому что на проекте не было системного архитектора, который как раз и должен был следить, чтобы все продукты были совместимы, требования к разным продуктам согласовывались между собой и интеграции проходили гладко.
Поэтому первый этап в таком сложном проекте должен быть следующим — назначить системного архитектора. Если его нет со стороны клиента, взять это на себя, а оплату его услуг заложить в смету.
Что ещё нужно учесть, если вы проектируете сайт или приложение общественного пространства или другого проекта со множеством интеграций?
Создайте мастер-хранилище — единое место, куда все системы будут передавать информацию.
Убедитесь перед началом разработки, что все участники интеграционного процесса работают по единому сценарию. Если появляется новый участник, он должен ознакомиться со всеми существующими артефактами до того, как присоединиться к процессу.
Если работаете с городом, закладывайте больше времени на все процессы. Для интеграции с городскими системами требуются специальные ключи и сертификаты. На получение каждого уходит от трёх дней до двух-трёх недель, техподдержка отвечает долго. Наберитесь терпения.
Общайтесь! Как и в отношениях между людьми, в процессе разработки важно постоянно обсуждать всё со всеми подрядчиками, получать обратную связь и вовремя вносить коррективы.
Управляйте требованиями. Если изменится хотя бы одно требование хотя бы к одной системе, нужно пересматривать весь процесс интеграции: это изменение наверняка затронет как минимум одну другую систему, и, скорее всего, это будет ваш сайт.
Результаты сотрудничества
Проект по разработке сайта и приложения для «Зарядья» оказался очень амбициозным — одновременно непростым и крайне увлекательным. Это был один из самых технически сложных проектов за всю многолетнюю историю существования агентства Notamedia.
Сегодня сайт и приложение парка уже запущены — ими ежедневно пользуются тысячи туристов и жителей Москвы.