Периодически лекарства нужны всем. Это товар повышенного спроса, который может потребоваться в любое время суток. Покупатели, наряду с пищевыми продуктами и прочими вещами, предпочитают заказывать лекарства через интернет. Онлайн-аптека — это выгодное направление деятельности. Если правильно организовать бизнес, то интернет-магазин, продающий лечебные средства, будет приносить хороший доход. Товарооборот может быть намного выше, чем в обычной аптечной точке.
Зачем аптеке нужен сайт
С 2020 г., после начала пандемии, в России законодательно разрешена онлайн-торговля безрецептурными лекарственными средствами. С марта 2023 г. в столице, МО и Белгородской области начался трехлетний эксперимент по дистанционной продаже лекарств, отпускаемых по рецептам. При этом по-прежнему психотропные, наркотические, спиртосодержащие (более 25%) и сильнодействующие вещества в онлайн-аптеках купить невозможно. Но даже без них список препаратов, разрешенных к продаже, весьма внушительный. Крупные фармацевтические компании предлагают до 10000 лекарств, в небольших аптечных киосках до 1000 наименований.
Собственный сайт поможет удачно расширить офлайн-продажи — заметно увеличится число клиентов, к ним добавятся жители других районов города.
Преимущества онлайн-бизнеса:
- небольшие первоначальные вложения;
- недорогая реклама, способствующая продвижению в интернете;
- круглосуточная торговля без продавцов;
- быстрый выход на высокий товарооборот.
Некоторые клиенты стесняются что-то покупать в офлайн-аптеке, на сайте они смогут оформлять покупки анонимно, что тоже способствует повышению продаж.
Разработка бизнес-плана
Аптечную деятельность контролирует государство, она под пристальным наблюдением госслужб. Обман покупателей, халатность, торговля просроченными препаратами, непреднамеренно допущенные ошибки быстро приведут к краху бизнеса. Перед планированием нужно тщательно изучить ФЗ-105 с изменениями 2023 года.
Основные пункты бизнес-плана:
- Описание товаров, услуг. Обоснование выбора аптечных средств.
- Определение потребностей, спроса. Рынки сбыта.
- Пакет документации — лицензия на право деятельности; регистрация ООО или ИП в ФНС; разрешения Роспотребнадзора, Росздравнадзора, СанПиН, пожарной инспекции; санитарные книжки наемных работников.
- Помещение, оборудование для хранения лекарств — шкафы, стеллажи, витрины, метабоксы, холодильники.
- Персонал, организационная структура — директор, 2 фармацевта, упаковщик, курьеры, охранник склада.
- Финансовый план (финансовая модель аптечного интернет-магазина) — организационные и ежемесячные текущие расходы, расчет доходов-расходов, затраты на рекламу.
- Просчет возможных рисков — задержки поставок, колебания курсов валют.
При разработке плана продумывают политику работы с поставщиками, прорабатывают ассортимент. Наряду с разрешенными лекарственными препаратами можно продавать предметы гигиены, товары для младенцев, лечебную косметику, медицинские приборы. Срок выхода на окупаемость не должен превышать 2 года, иначе торговая точка будет нерентабельной. Проще открывать интернет-аптеку на базе действующей аптечной точки, у которой уже есть ассортимент лекарств, обслуживающий персонал, складские хранилища.
Особенности аптечного онлайн-бизнеса
Фармацевтическими продажами вправе заниматься специалисты с высшим медицинским или фармакологическим образованием, с опытом работы в фармацевтике не менее трех лет. Аптечный бизнес можно начать с нуля без специального образования: сам бизнесмен ведет административную работу, а за фармацевтику отвечают сотрудники со спецобразованием.
Что нужно предусмотреть на сайте:
- Простота оформления — покупателям понятно, куда ведет кнопка или надпись, для чего ее нажимать. Дети, инвалиды, пожилые люди должны без труда находить нужные лекарства.
- Дизайн — привлекательный, но ненавязчивый, декоративные элементы или яркие иллюстрации не должны затруднять поиск нужной информации.
- Взвешенная установка цен. Если они будут слишком высокие, покупатели уйдут к конкурентам. Если слишком низкие — вызовут подозрение, последуют проверки контролирующих органов.
- Разные способы оплаты — 100% предоплата при оформлении заказа, оплата наличными при доставке. Бонусные программы, скидки и льготы для отдельных категорий граждан.
- Размещение отзывов об аптеке, ее услугах, о лекарствах, купленных в этой аптечной точке. Это повысит доверие пользователей.
Нужно предоставить возможность посетителям сайта получать консультации по телефону, почте, через мессенджеры. Должна быть отлаженная двухстороння связь: покупатели оставляют комментарии, сотрудники быстро отвечают, дают полезные советы, подбирают нужные препараты. Общение через чат с онлайн-консультантом увеличит продажи на 30%.
Удачное дополнение к интернет-магазину — блог с познавательными статьями о различных лекарственных средствах. Для ведения онлайн-проекта удобно нанять контент-менеджера, который будет составлять ежемесячный план работ, заказывать контент или сам сможет писать новые статьи. Блог увеличит приток посетителей, они будут больше времени проводить на сайте, попутно изучат все странички, станут постоянными покупателями. Им не захочется искать лекарства в другом месте.
Если сложно организовать доставку своими силами, то при большом количестве заказов заключают договоры с курьерскими службами. Важно обеспечить сохранность препаратов при транспортировке. Для поддержания специальных режимов применяют термоконтейнеры или сумки-холодильники.
Разработка сайта для аптеки
Любой интернет-проект состоит из двух частей: программной и интерфейсной. Программная часть скрыта, но она помогает пользователям производить какие-либо действия на сайте. Интерфейс, дизайн — это то, что видят посетители на экране: расположение элементов, шрифты, цвета, изображения, надписи.
Можно самому сделать магазин на платформе-конструкторе — нужно читать появляющиеся на экране подсказки и выполнять все действия последовательно, по шагам. Но даже такой вариант подходит лишь тем, у кого есть опыт создания интернет-проектов, кто детально представляет процесс сайтостроения.
Объем профессиональных работ включает:
- Исследование рынка, анализ бизнеса, выявление целей и задач.
- Изучение целевой аудитории, основных конкурентов.
- Разработку технического задания.
- Составление и подписание договора, согласование стоимости работ.
- Проектирование, разработку прототипов страниц.
- Создание макета, дизайн, верстку.
- Покупку домена и хостинга, установку движка.
- Заливку сайта на хост, настройку.
- Добавление нужных модулей, публикацию контента.
- Интеграцию с полезными сервисами.
- Тестирование работоспособности.
- Составление технических документов для Google и Яндекса.
- Запуск проекта, регистрацию в поисковых системах.
- Рекламу, продвижение, поддержку, сопровождение.
Это неполный список работ над аптечным интернет-магазином. Есть много промежуточных операций. Каждый этап влияет на результат — на продуктивность, на способность проекта приносить прибыль.
Разделы, страницы
На сайте делают общий каталог, включающий наименования лекарств в алфавитном порядке, и производят отдельную каталогизацию по разделам: по брендам аптечных товаров, по болезням, по видам лекарств. Для магазина важны карточки товаров, где пользователи смогут на фотографиях увидеть каждый препарат в упаковке и без упаковки, прочесть краткое описание.
Для каждого товара нужно указать:
- производителя;
- форму выпуска — мазь, таблетки, раствор для инъекций, сироп;
- способ применения;
- дозировку, состав, основное действующее вещество;
- условия отпуска — по рецепту или без него;
- показания к применению, противопоказания;
- срок годности, условия хранения;
- отпускную розничную цену.
В каждой карточке размещают два вида кнопок с надписями: «Купить», чтобы сразу перейти к оформлению заказа и оплате, и «Добавить в корзину», чтобы продолжить выбирать другие нужные лекарства. Если на сайте проставлены цены, пользователям не придется задавать уточняющие вопросы. Они смогут быстрее купить товар, будут охотнее обращаться туда, где их обслужили быстро, без проволочек.
На «Главную» страницу выводят самую важную информацию — товары высокого спроса, новинки, сведения о проводимых акциях. Делают отдельные страницы: «Доставка», «Оплата», «Возврат товаров», «Контакты». В футере дублируют основные разделы, дают ссылки на обратную связь, на свои странички в социальных сетях.
Краткие выводы
Продажа фармацевтической продукции и медицинских товаров через интернет-аптеку позволит ее владельцу организовать успешный прибыльный бизнес. Его коммерческий проект поможет людям восстановить здоровье, улучшить самочувствие, повысить качество жизни.
Для организации бизнеса понадобится 2–2,5 млн. рублей. Точные цифры станут известны после составления бизнес-плана и подсчета всех затрат. Нужно предусмотреть финансовую подушку на несколько месяцев, до первой прибыли.
Сайт можно создать самостоятельно с помощью конструктора, но процесс отнимет много сил, времени, ненужных хлопот. Неизбежны ошибки, которые трудно устранить. Лучше привлечь профессионалов. Затраты окупятся с лихвой в первые месяцы. За полгода аптека выйдет на хороший доход.