Юридические услуги— одна из сложных ниш для SMM. Нужно донести до клиентов ценность таких услуг и снять негатив, потому что к юристам люди чаще всего обращаются в сложной жизненной ситуации. Попытки развлекать аудиторию, нормальные для других ниш, здесь могут быть не поняты.
Но даже в таких условиях можно продвигать проект в соцсетях и получать продажи на миллионы рублей. Как мы это сделали для компании «Смолин без партнеров» — рассказываем в кейсе.
«Смолин без партнеров» — это юридическая компания, которая занимается сопровождением процедуры банкротства физических лиц. К ним обращаются люди, у которых есть проблемы с долгами, а команда юристов Кирилла Смолина помогает законно от них избавиться.
Такие услуги предлагают много компаний на рынке. Особенно актуальной тема стала после прихода коронакризиса. Люди стали терять работу и копить долги, с которыми не в состоянии расплатиться, — приходилось идти на банкротство.
Еще на этапе обсуждения проекта нас подкупило основное преимущество компании — списание долгов с гарантией. В договоре прописывалось четкое условие: «Проиграем — вернем полную стоимость наших услуг». Это важный фактор для услуги со средним чеком 180 тыс. рублей, которая часто становится для людей последней надеждой.
Проблема продвижения юристов этой сфере в России — в негативном отношении людей к банкротству. И это отношение отчасти оправдано из-за проблем, с которыми сталкиваются люди с долгами. Фактически нам нужно было сформировать аудиторию с принятым за рубежом восприятием этой практики: на Западе она стоит где-то рядом с кредитами и ипотекой.
Поэтому мы решили работать над просвещением людей: объяснять их права, рассказывать, как общаться с коллекторами и банками, раскрывать положительные и негативные аспекты банкротства.
Главная цель —увеличение количества продаж из соцсетей.
Основное целевое действие — привлечение заявок. Стоимость и количество конверсий мы рассчитывали на каждом этапе от перехода до заключения договора.
Изначально работу вели в трех соцсетях: «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook. После успешного внедрения стратегии расширили присутствие в социальных каналах: подключили Instagram и Telegram.
Перед запуском проекта изучили нишу, проект, конкурентов и особенности пользовательского поведения. Результаты аудита оформили в двух документах: как конкуренты работают с контентом и рекламой. Ими руководствовались при дальнейшем создании стратегии продвижения юридических услуг в интернете.
По части контента мы отобрали четырех наиболее активных конкурентов и изучили их аудиторию, особенности публикаций и основные воронки.
Фрагмент сводной таблицы сравнительного анализа конкурентов
Демографический анализ аудитории по городу и возрасту
Демографический анализ аудитории по полу и семейному положению
Проанализировав контент конкурентов, мы выяснили, что больше всего реакций собирают следующие форматы постов:
Пост с ответом на вопрос о стоимости банкротства для физлиц
Пост с полезным видеороликом от эксперта
Описание законных оснований для банкротства и стоимости процедуры в конкретных обстоятельствах
Интересно, что основная целевая аудитория конкурирующих проектов — не люди старшего возраста, как мы предполагали изначально, а молодежь 27–35 лет. По полу аудитория делится примерно пополам.
Главные особенности стратегии конкурентов:
При этом у всех конкурентов мы отметили невысокое качество визуального стиля.
Изучили рекламу семи основных конкурентов в сфере банкротства физлиц.
Сначала выделили сегменты целевой аудитории.
Среди основных офферов оказалась бесплатная консультация, хорошо работающая на аудиторию, которая и так оказалась в долгах
На сегменты аудиторию делили по различным признакам, которые могли привести к банкротству
Для примера собрали ряд рекламных объявлений конкурентов с интересными офферами и визуальными решениями.
Рекламная публикация с краткими итогами одного судебного дела со ссылкой на подробности
Рекламная публикация с полезным видеороликом и оффером со скидкой на юридические услуги по банкротству
Рекламная публикация с упором в боль аудитории и ссылкой на полезный материал
После анализа стало понятно, что чаще всего конкуренты используют такие промопосты:
На основе собранных данных и собственных наработок мы создали стратегию продвижения юридической фирмы в соцсетях.
В первую очередь создали майнд-карту с точным портретом аудитории и сегментами, с которыми планировали работать.
Майнд-карта с портретом аудитории
Далее составили рекламную воронку.
Основной поток трафика решили направлять на лендинг. Далее собирать аудиторию ретаргета и перенаправлять ее на заявку с помощью лендинга и приложений «ВКонтакте» (анкеты, заявки). Также решили собрать аудиторию в сообществе и прогревать с помощью полезных постов для оставления заявки.
Рекламная воронка
Основными офферами выбрали:
В первой версии рекламной воронки мы планировали вести аудиторию напрямую на продажу через сайт и частично прогревать аудиторию в сообществе. Среди офферов использовали полезные материалы с сайта.
Но в дальнейшем мы доработали воронку, добавив в нее ключевой элемент — прогревающую рассылку с цепочкой писем по лестнице Бена Ханта. Эта коррекция стратегии помогла добиться максимального результата.
Чтобы публиковать полезные и важные для аудитории посты, собрали основные принципы работы с контентом: определили форматы постов, краткий портрет целевой аудитории, с которой общаемся в текстах, и выбрали позиционирование.
Принципы работы с контентом описали в формате майнд-карты
Чтобы наладить позитивное восприятие контента, использовали посты от лица основателя компании Кирилла Смолина. Дали возможность аудитории задать вопрос экспертам проекта.
Перед разработкой плана публикаций собрали рубрикатор постов — таблицу, в которой описали основные рубрики в рамках трех видов контента. Так в дальнейшем мы могли опираться на рубрикатор при придумывании конкретных тем постов.
К каждому виду контента также создали небольшое описание, объясняющее его предназначение
В дальнейшем мы расширили представление в соцсетях, подключив Instagram. Для него мы разработали отдельную стратегию, основанную на стратегии продвижения в других соцсетях.
Стратегия продвижения проекта в Instagram
Рубрикатор контента в Instagram
Основа контент-стратегии:
Визуальное оформление аккаунта должно соответствовать статусу опытных экспертов в юридической сфере.
Сначала мы разработали дизайнерское оформление в черно-белом стиле с акцентным красным цветом.
Шаблон для полезных публикаций
Шаблон для публикаций с отзывами
Гиф-шаблон для публикаций со статистикой
Обложка для сообщества «ВКонтакте»
В процессе пересмотрели дизайн сообщества, отказались от черно-белого оформления и красного акцента. Решили упростить оформление, сделав его более статусным. При этом основными цветами остались черный и белый.
Шаблон для полезных публикаций
Шаблон для публикаций с отзывами
Обложка для сообщества «ВКонтакте»
Оформление хайлайтс в Instagram
Контент как главный инструмент прогрева аудитории
Сложность ниши юридических услуг в сфере банкротства в том, что здесь не подходят обычные воронки продаж.
Во-первых, в этой нише практически невозможно вовлекать. Люди, как правило, находятся в сложной жизненной ситуации и не хотят выставлять свои проблемы в открытый доступ.
Во-вторых, прямые продажи тоже затруднены из-за высокого среднего чека и долгого периода созревания клиентов.
Поэтому мы поступили так: убрали продающий контент в традиционном понимании и сосредоточились на полезном и репутационном контенте, через него подводя к записи на бесплатную консультацию.
Единственным элементом вовлечения были обучающие опросы и публикации в формате «Вопрос — ответ». В них собрали важные для аудитории проблемы и давали экспертные рекомендации. В сложных ситуациях приглашали на бесплатную консультацию.
Пост в рубрике «Задайте вопрос», в котором мы отвечали на вопросы подписчиков
Опрос на тему, связанную с банкротством
Важной частью контента были полезные посты, которые помогали формировать экспертность компании. В них разбирали все аспекты прохождения процедуры банкротства: от общения с коллекторами до рассмотрения дела в суде.
Публикация c разбором новости об отмене кредитов под залог имущества в МФО
Полезная публикация о нюансах учета долгов в в процедуре банкротства
Для укрепления доверия к компании рассказывали о команде, делились отзывами клиентов и описывали интересные случаи банкротств.
Отзывы клиентов о работе компании
История об одном из интересных дел из практики компании
Публикация о команде одного из отделов компании
Перед созданием собственных креативов мы уже увидели, что конкуренты используют визуально примитивные объявления. Проанализировав их, предположили, что в этой нише дизайнерские картинки не работают, и также стали использовать наиболее вызывающие и понятные визуалы. В дальнейшем наше предположение подтвердилось — такие креативы были самыми эффективными.
Объявление с призывом списать долги через банкротство и ярким визуалом
В нише сопровождения банкротства очень сложно выбрать эффективные офферы. Мы тестировали много вариантов, и худшие результаты показали офферы, которые воздействуют на аудиторию с уже сформированной потребностью и пониманием, что такое банкротство.
Лучше всего работали офферы, понятные холодной аудитории, которые помогали в формировании потребности в услугах компании. Они показывали связь между надоевшими коллекторами и банкротством. Лучшим стал оффер «как общаться с коллекторами».
Рекламная публикация с оффером «Подпишись и узнай, как общаться с коллекторами»
Вели аудиторию мы на две посадочные страницы:
Первый вариант мы больше всего использовали на старте проекта, еще до запуска рассылки. Вели аудиторию на лендинг с описанием услуг, офферами, подтверждающими экспертность статьями и прочими элементами. Такое количество информации, с одной стороны, позволяло прогреть аудиторию, но с другой стороны — отпугивало. Из-за перенасыщенности информацией сайт приносил клиентов с переменным успехом. Выходом стала рассылка, о которой расскажем ниже.
Объявление с предложением получить пособие по общению с коллекторами за подписку на рассылку
Среди офферов также использовали УТП компании и удобные инструменты по подсчету стоимости банкротства и проверке возможности ее прохождения.
Объявление с продвижением калькулятора банкротства на сайте
Объявление с продвижением теста, который показывает, подходит ли человеку процедура банкротства
Рекламное объявление с УТП компании
Интересно, что одним из лучших направлений рекламы для юристов стало продвижение публикаций. Мы отправляли в рекламу новые полезные посты на аудиторию своих сообществ и часто получали хороший результат. Некоторые публикации продвигали больше полугода, и они постоянно приносили новые заявки.
Продвижение публикации с историей банкротства
Продвижение публикации с подборкой лучших материалов о банкротстве
Отдельным направлением продвижения стал ФССП-бот, которого разработала команда Кирилла Смолина. Этот бот — помощник по определению задолженностей. Он проверял наличие долгов по базе ФССП и раз в неделю или по запросу присылал человеку отчет в личные сообщения. На него мы также вели аудиторию с целью постепенного прогрева.
Объявление с продвижением бота для проверки задолженностей
Рассылка — самый эффективный инструмент продаж
Большинство каналов и инструментов, которые мы использовали, как-то работали, но не давали возможности масштабирования. Поэтому мы решили попробовать другой формат — рассылку. В итоге этот канал приносил больше всего заявок за счет поэтапного прогрева аудитории.
Рассылки мы реализовывали в рамках Telegram, «ВКонтакте» и email. Направлений работы тоже было несколько:
Подписная страница на рассылку с оффером «Инструкция по самостоятельному банкротству»
Первое письмо из прогревающей цепочки писем. В нем рассказываем о том, какие права имеют коллекторы, и переводим аудиторию на полезный материал на сайте
Прогревающие цепочки — это сборники полезных писем на разные темы, связанные с банкротством. С их помощью мы формировали потребность в услугах компании, показывая их как решение проблем с коллекторами и долгами.
Работала прогревающая цепочка согласно лестнице Ханта
Работали мы начиная со второй ступени: у нашей аудитории уже была проблема, связанная с долгами и коллекторами. Поэтому первым сообщением предлагаем решение, а затем подкрепляем его подробным рассмотрением положительных и негативных аспектов банкротства.
Второе письмо из рассылки, показывающее, что банкротство решает проблему человека и подходит ему
Третье письмо из рассылки, показывающее, что последствия банкротства на самом деле не так страшны и есть много положительных сторон
Четвертое письмо из рассылки, показывающее самостоятельный вариант прохождения банкротства и его сложности
Письмо, формирующее понимание о стоимости сопровождения банкротства
Письмо, описывающее преимущества работы с компанией «Смолин без партнеров»
Письмо, в котором предлагаем бесплатную консультацию и описываем, почему она необходима
Таких писем в рассылке было около двадцати, в зависимости от оффера, на который изначально подписывался человек.
ФССП-бот работал проще, но позволял быстро получить необходимые данные. В нем нужно было указать свои Ф.И.О. и дату рождения, а через несколько минут получить полную сводку по задолженностям.
Первичное общение с ботом
Вот так бот отвечал, если находилось исполнительное производство
А такую сводку бот высылал уже еженедельно
В дальнейшем бот предлагал еженедельно перепроверять задолженности и отправлять сводку снова. Кроме этого, по аудитории бота мы рассылали разовые прогревающие письма с анонсами новых полезных постов.
Разовое письмо в чате с ботом
Отдельно работали над email-рассылкой. Пользователи подписывались на нее на сайте компании и получали прогревающую цепочку писем, которую клиент настраивал самостоятельно. Мы же отправляли разовые письма со ссылками на полезные статьи на сайте.
Пример письма в email-рассылке
Какие результаты получили
Благодаря комплексной работе над привлечением и прогревом аудитории мы привлекли больше 4 400 заявок и конвертировали их в 320 бесплатных консультаций. Далее над дожимом аудитории работал клиент, и 86 человек оформили договор на сопровождение банкротства. Объем продаж составил 18 млн 446 тыс. рублей.
Даже в сложных нишах можно эффективно использовать SMM, если правильно подойти к процессу продвижения. Для этого важно:
Отдельно хотели бы поблагодарить генерального директора компании «Смолин без партнеров» Кирилла Смолина. Очень круто работать с партнером, который выстроил отличную систему маркетинга и аналитики, а также постоянно содействовал нашим предложениям по продвижению проекта. Без него этого кейса бы не вышло ;)
Если вам нужна помощь в продвижении компании с помощью социальных каналов для достижения окупаемости и привлечения клиентов на миллионы рублей — обращайтесь.