Кейс будет интересен не только продавцам книг, но и тем, кто продает товары с сезонными колебаниями спроса. Вы узнаете:
Рассказывает Эльдар Курманов, руководитель отдела рекламы агентства Bodysite.
Магазин книг Books-spb.ru специализируется на продаже учебной литературы. Каналы продаж: свои розничные точки, книжные ярмарки, оптовые продажи по телефону. Продаж через интернет не было, хотя сайт существовал. Платную рекламу не использовали.
В ассортименте магазина есть товары с сезонным спросом. Это школьные учебники и тетради, пособия для подготовки к экзаменам:
Кривая поискового спроса на учебную литературу для школы за год
В июле 2021 books-spb.ru обратились в агентство Bodysite с запросом подключения к маркетплейсу. Нужно было развивать интернет-канал продаж. Параллельно магазин вел работу над сайтом. Стартовать на маркетплейсах можно как без готового сайта, так и на этапе его разработки.
При выборе маркетплейса нужно учитывать:
Яндекс.Маркет: книги на тот момент были плохо представлены. Шло объединение моделей с оплатой за клик (ADV) и модели маркетплейса (FBS). Часто менялись правила и было много ошибок.
Wildberries: хотели начать с этой площадки, но не было технической возможности выгрузить остатки.
OZON: изначально был площадкой, где продавались книги, он был хорошо заточен под литературу. Была возможность интеграции и автоматизации. Выбор в пользу Ozon был очевидным.
Модель размещения — это варианты распределения процессов между магазином и маркетплейсом. При выборе модели нужно учитывать:
На OZON есть три модели размещения:
Модель размещения можно менять, комбинировать разные, изменять ассортимент в разных моделях, например:
Выбрали модель FBS и хранили товар на складе магазина. Заказы поступали из нескольких источников (продажа оптом и в розницу на своих точках), и в розничных магазинах маржинальность продаж была выше. Замораживать остатки товаров с активным сезонным спросом было нецелесообразно.
Работу по подключению начали в июле, а в августе уже ожидали пик спроса на учебники и тетради для школы. Нужно было подготовить контент и загрузить товары на маркетплейс. В этой части процесса есть детали и тонкости, если их не учитывать, придется исправлять ошибки и терять время.
Для загрузки ассортимента нужно было собрать контент::
Cоставили техническое задание, где указали все характеристики и требования к контенту. По заданию магазин быстро подготовил контент.
Для первичного размещения, чтобы не терять время, выбрали только сезонные товары — учебники, рабочие тетради для школы.
Чтобы загрузить товары на OZON, можно скачать шаблон в формате XLS в личном кабинете и заполнить его вручную. И часто это очень неудобно.
YML-формат для загрузки товаров OZON не принимает. Мы использовали конвертер, он преобразует YML-фид Яндекс.Маркета в CSV, который затем можно адаптировать под прайс-листы для Ozon.
Поддерживать актуальные остатки важно в период распродаж и другие пиковые периоды, когда заказы поступают часто и в большом количестве.
По правилам маркетплейса остатки должны обеспечить продажи в течение нескольких часов, иначе товар должен быть снят с продажи. Даже по API нельзя синхронизировать остатки в реальном времени. Если передан «остаток 0», это не гарантирует, что заказ на этот товар не придет.
Единственное решение — считать скорость продаж для каждой позиции и вычислять, когда она закончится. И снимать ее с продажи хотя бы за один час. Если этого не сделать, поступят заказы на товары не в наличии и эти заказы придется отменить.
А отмены заказов снижают рейтинг продавца. Озон блокирует магазин, если превышено максимальное значение по одному из следующих показателей:
Обновлять остатки можно вручную или автоматически:
Обновление остатков настроили по API, но «скорости реакции» нам все равно не хватило. И это стало причиной блокировки магазина.
Для того, чтобы Ozon заблокировал магазин достаточно 2% отмен за неделю продаж. Закончилась одна позиция и на нее за 2 минуты пришло три заказа с доставкой «сегодня», «завтра» и «послезавтра».
В октябре 2021 мы выпустили приложение «Интеграция с OZON», где функция обновления остатков была доработана и улучшена.
Если цены меняются из-за колебаний курса или изменения условий поставщиков, то на маркетплейсе их нужно обновить максимально быстро. Если своевременно не обновить цены, придется отгружать по невыгодным условиям или отменять заказы. Это также повышает показатель процента отмен, а значит влияет на объем продаж.
Также, как и остатки, их можно обновить вручную и автоматически.
Обновление цен настроили через YML-фид, оно происходит раз в 4 часа. Этой периодичности достаточно для того, чтобы поддерживать актуальные цены на маркетплейсе.
При размещении на маркетплейсе магазин оплачивает комиссии. Её размер продавцы закладывают в цену товара, и на маркетплейсе она имеет минимальное возможное значение.
Чтобы сделать размещение недорогих товаров рентабельным, продавцы могут:
В нашем случае это были тетради по школьным предметам. Тетрадь нужна покупателю в одном экземпляре. Объединить в комплект невозможно, количество единиц в нем может быть самым разным. Объединить в набор тоже проблематично, тут может быть множество комбинаций.
Для размещения таких товаров мы использовали метод гибкой наценки. Для магазина Books-spb расчет был таким:
Применение формулы происходит автоматически при загрузке товаров и обновлении цен через приложение «Интеграция с Ozon». Наценка может зависеть не только от стоимости, но и от категории товара. Позже, по просьбе магазина, сделали третий вариант расчета наценки — фиксированная плюс наценка в процентах.
Автоматизации обработки заказов изначально не было. Магазин переориентировал менеджеров из других отделов. Нужно было уделить внимание новым процессам:
Все этапы важные, изменения нужно вносить оперативно. В интенсивном режиме очень легко допустить ошибку, так как эта работа требует внимания и концентрации.
Товары оказались популярными, и в первый же день магазин получил 30 заказов. Самый высокий показатель объема продаж был 31 августа — 530 заказов. Магазин справился с этой нагрузкой: сборщик подготавливает заказ к отправке за 30 секунд. В пике организация обрабатывает более 5000 заказов ежедневно.
По словам менеджера магазина, выручка за август и сентябрь была обеспечена лишь 10% товаров, которые магазин мог бы разместить. Предложения расширить номенклатуру были, но магазин это не делал, так как этот объем продаж магазин мог обрабатывать текущим штатом.
Позже настроили обмен между CMS сайта и кабинетом продавца Ozon. Менеджеры видят заказы в привычном интерфейсе сайта, обрабатывают их и выставляют статусы. Статусы заказов автоматически передаются на Ozon.
При старте работ ставили план — 4 заказа в сутки.
В первый день размещения поступили заказы на 30 товаров. Затем продажи постепенно увеличивались, поступали заказы на 50-60 товаров в день.
Продажи за сентябрь были выше, чем за август почти в 2 раза.
И могли быть еще больше, если бы не блокировка магазина в начале сентября, когда спрос еще сохраняется.
Мы не можем разглашать объем продаж в деньгах, чтобы показать динамику, примем продажи за август за 100%:
август | сентябрь | октябрь | ноябрь | |
ЗАКАЗАНО ТОВАРОВ (шт.) | 1 901 | 1 932 | 1 138 | 2 790 |
СУММА ЗА ЗАКАЗЫ | 100% | 167% | 88% | 205% |
После спада ажиотажа на учебники магазин продолжал работу, и мы вывели новую группу ассортимента. Это позволило сохранить обороты.
Итак, для того, чтобы эффективно отработать сезонный пик спроса, нужно: