Известно, что CRM-система облегчает работу менеджеров по продажам, а CRM-система, в которой накоплены данные о продажах юридическим лицам за несколько лет - рабочий инструмент в руках грамотного менеджера.
Сегодня с нашим CTO Владом Тимофеевым расскажем как мы обогатили данными CRM-систему Bitrix24 и помогли продавать в сегменте B2B.
О заказчике: 2 федеральных интернет-магазина, в которых независимо друг от друга велась клиентская база юридических лиц с накопленными данными за весь период работы.
Ключевая задача: создать единую клиентскую базу юридических лиц (в Bitrix24) и обогатить ее данными из двух существующих баз данных (БД) интернет-магазинов для последующих продаж.
Для этого нужно:
Для удобств назовем интернет-магазины А и В.
Для прозрачности работы - составили пошаговый план, в котором отразили важные этапы проекта.
Шаг 1. Формирование идеального результата.
Шаг 2. Сбор информации. Погружение в инфраструктуру.
Шаг 3. Проектирование
Шаг 4. Выгрузка данных: извлечение, преобразование, загрузка
Шаг 5. Тестирование и отладка
Шаг 6. Ввод в эксплуатацию
Теперь подробнее о каждом шаге.
Собираем информацию, что хотим видеть в CRM, какие сущности, и какие свойства у них должны быть заполнены. Какие требования необходимо применить к проверке данных. То есть формируем идеальный результат наших действий.
В Bitrix24 выделили три сущности, с которыми будем работать:
Компании - сущность, которая содержит информацию по юридическому лицу, организационно-правовую форму, реквизиты, банковский реквизиты.
Контакт - сущность, представляет карточку с информаций о контактом лице в конкретной компании, т.е. менеджера по закупкам в компании. Контакт привязывается к компании.
Определили бизнес-требования для CRM Bitrix24:
На этом этапе предстояло ответить на следующие вопросы:
Для полного представления об инфраструктуре мы встретились с каждым представителем интернет-магазина и обсудили важные детали:
Определили технические ограничения: какие данные сможем получить и в каком виде. Также нам передали документацию по структуре данных юридических лиц.
В итоге мы получили полное представление об инфраструктуре обоих интернет магазинов и всю необходимую информацию. Можно приступать к написанию конструкторской документации (КД).
В конструкторской документации (КД) мы описали
Команда QA описала тест-кейсы. После согласования КД со всеми заинтересованными в ней участниками, техлид приступил к написанию спецификации.
Итогом третьего шага стало:
О том, как выгружали данные, плюс немного технических моментов.
Для решения задачи необходимо реализовать два режима выгрузки данных:
Объем данных:
В интернет магазине А - 75 000 контактов, 53 000 компаний
В интернет магазине В - 600 000 контактов, 125 000 компаний
За основу реализации взяли процесс ETL.
ETL – аббревиатура Extract. Transform. Load. Дословно – Извлечение. Преобразование.Загрузка.
На данном шаге мы должны реализовать интеграцию с интернет-магазинами для получение “сырых” данных. Важно понимать, что “сырые” они только для новой CRM, в то время как для интернет-магазина это полноценный объем данных в его базе.
Интернет-магазин А предоставил реплику базы данных (БД), на этапе выгрузки мы забирали пачку данных, обрабатывали её и сохраняли. Для получения обновлений реализовали запуск скрипта раз в сутки с фильтрацией по дате обновления для постоянного обогащения CRM Bitrix24.
Интернет-магазин B предоставил топик в kafka, откуда мы получали обновление в realtime, а для полной выгрузки нам передали json-файлы.
Итого мы реализовали три метода получения данных:
Теперь важно реализовать очистку и преобразование данных для будущих сущностей, чтобы они соответствовали потребностям бизнес-модели:
Отдельным блоком выделили валидацию компаний (нужны только действующие компании). Для реализации этого требования воспользовались сервисом ЕГРЮЛ, для получения данных о компании. Bitrix24 имеет готовый модуль “из коробки” для получения сведений из ЕГРЮЛ по ИНН.
Но данные приходили “сырые”, мы должны были убедиться, что ИНН валидный перед тем, как сделать запрос в ЕГРЮЛ. Такой запрос стоил времени, на него уходило 0,4 сек, что уменьшало скорость обработки выгрузки.
Для ИНН реализовали стандартную проверку на длину и символы: ИНН должен состоять из 10 или 12 цифр. А также реализовали проверку контрольных чисел: проверка, которая определяет корректность номера ИНН с помощью математической формулы. Данная формула - унифицированная для всех ИНН.
По итогам проверки: в ЕГРЮЛ отправляются вопросы только с валидным ИНН, что сократило время выполнения скриптов на 30-40%.
Теперь мы получили очищенные данные, и сохранили их в БД как сущности CRM:
Данный шаг был одинаковым для 3 источников (БД, kafka, файлы) На этапе написания спецификации мы учли, что данный этап в нашей выгрузке будет повторятся и заранее определили формат и состав данных, с которым будем работать, и тем самым сократили объем ресурсов на реализацию.
Реализацию разделили между разработчиками, задачу по загрузчику (Loader) поставили в приоритет, т.к. он общий для всех источников. Параллельно, второму разработчику, передали в работу с задачей выгрузки (extractor) из интернет-магазинов. Выгрузку из интернет-магазина А выполнили первой, и разработчик приступил к выгрузке обновлений из Kafka интернет-магазина Б.
Первым релизом - выпущены выгрузка из интернет магазина А, с общим загрузчиком.
Вторым релизом вышла выгрузка обновлений из интернет-магазина Б.
Третьим вышла полная выгрузка исторических данных из интернет-магазина Б.
Таким образом, даже на этапе разработки, мы непрерывно снабжали новыми данными менеджеров по продажам.
Для тестирования использовался процесс e2e тестирования, т.е. когда систему тестируют с помощью воздействия на нее через внешние ресурсы, в нашем случае интернет-магазины. По результатам теста выполнены работы по отладке, и задача была подготовлена к релизу.
Полную выгрузку из интернет-магазинов запускали в ручном режиме. Для получения обновлений из магазина А установили регулярную задачу (cron-job), раз в сутки забирали свежие данные. Из магазина В, благодаря kafka получили обновления в realtime.
Bitrix 24 была обогащена, нам удалось выгрузить более 170 000 действующих компаний, более 264 000 контактов по обоим интернет-магазинам
Менеджеры по продажам получили накопленную базу клиентов из двух больших торговых сетей. Это дало возможность работать со старыми клиентами, добиваться повторных продаж и по максимум использовать для этого функционал CRM Bitrix24.
Заказы получены и конвертированы в сделки, отчеты и вся аналитика доступна по щелчку мышки.
Отмечу, что в этом случае только благодаря коммуникациям “бизнес-разработчики-бизнес” удалось реализовать поставленные задачи, тк разработчики знают как быстро интегрироваться и как получить те или иные данные, но только при грамотно построенной коммуникации между бизнесом и разработчиком возможно достичь целей и остаться довольным своей работой. Ну и как в этом кейсе - получить данные для увеличения продаж.