Как показали исследования, в России наблюдается устойчивый инвестиционный спрос на вхождение в малые и средние проекты разработки месторождений полезных ископаемых, в том числе со стороны физических лиц.
Но на российском рынке не было общедоступных, агрегированных и достоверных данных о наличии на рынке объектов для инвестирования или продажи компаний с лицензиями на пользование недрами, а также аренду месторождений.
Обычно компания, занимающаяся геологоразведкой, получает лицензию на пользование недрами и проводит поисково-оценочные или геологоразведочные работы для выявления месторождений полезных ископаемых. В этот период перед компанией встает вопрос о покупке техники, найме людей, организации цепочек поставок, что требует больших финансовых вложений.
Денег у геологоразведочных компаний, как правило, нет. Но они есть у институциональных инвесторов, специализирующихся на инвестировании в сфере недропользования. Кроме того, средства физических лиц, рассматривающих возможность инвестирования в высокорисковые, но перспективные предприятия, также могут быть источником финансирования проектов развития таких организаций.
В Канаде или США такие компании называются юниорными — на фондовом рынке они выставляют на продажу свои акции, а физлица могут купить эти акции за небольшую сумму и тем самым становятся соинвесторами в этой компании.
В России такого рынка нет. Маленькая компания не может разместить свои ценные бумаги на бирже. Ей приходится искать деньги на проведение поисково-оценочных или геологоразведочных работ для выявления месторождений полезных ископаемых другими способами.
В процессе своей деятельности, связанной с регулированием сферы недропользования, наши заказчики выявили следующие проблемы:
Совокупность этих факторов натолкнула на идею создать уникальную платформу купли-продажи долей в предприятиях с лицензиями на пользование недрами и аренды месторождений.
Идея проекта — разместить в карточке объекта недропользования все необходимые верифицированные документы, чтобы потенциальному инвестору было легче принять решение об инвестировании.
Необходимо было разработать новый для рынка недропользования проект с интуитивно понятным функционалом.
Для этого мы провели объемную и кропотливую аналитическую работу.
На российском рынке не было ничего похожего, поэтому мы ориентировались на различные сервисы с функционалом проведения аукционов и размещения объявлений. Параллельно мы изучали проекты по продаже готовых бизнесов, узкоотраслевые проекты (например, работающие только с золотом) и связанные с инвестициями. Мы ориентировались на те примеры, к которым люди привыкли. В результате мы отобрали и проанализировали 11 проектов.
На карте и в каталоге мы решили использовать условные обозначения полезных ископаемых, привычные нам со школьной скамьи, чтобы у людей сработала зрительная память и не составило труда определить полезное ископаемое по обозначению.
В цветовом оформлении мы ориентировались на сайт государственного регулятора на рынке недропользования. Основным цветом выбрали синий. Для акцентов в тексте и выделения информации использовали сочный мятный.
При проектировании структуры сайта решили отказаться от разделов, связанных с информационным контентом, и сосредоточились на сервисной модели.
Суть проекта: инвестору – дать возможность найти нужный объект, продавцу – найти инвестора.
На платформе спроектировали следующие разделы:
В течение трех месяцев с момента запуска проекта на сайте было зарегистрировано 65 объектов, в том числе составных, включающих несколько лицензионных участков. Общее количество лицензионных участков на портале превысило 80.
Проект NEDRARU оказался востребованным на рынке недропользования и продолжает динамично развиваться.