Автор кейсаJimdoЛоготип компании

Делимся опытом: создание мобильного приложения для конструктора сайтов

Опыт создания мобильного приложения, сделавшего Jimdo первым кроссплатформенным конструктором сайтов

сооснователь Jimdo Фридтьеф Детцнер

главный мобильный разработчик Jimdo Марк Фроули

дизайнер интерфейсов Jimdo Ян Шли

Записала и перевела Мария Тарасова


Какие факторы сегодня определяют успешность и востребованность сервиса среди пользователей? Среди прочего – его доступность всегда и везде. Современный ритм жизни зачастую настолько импульсивный и захватывающий, что сегодня просто необходимо быть мобильными. Именно поэтому всегда важно иметь по рукой все самые нужные инструменты для эффективной работы и насыщенной жизни.

Уже давно компьютер или ноутбук – это неотъемлемая часть жизни, важный инструмент в работе, источник развлечений и даже помощник в поддержании личных связей на расстоянии. Однако, совсем незаметно для многих сейчас происходит значительное повышение роли мобильных устройств и мобильного Интернета. Смартфон или планшет под рукой всегда, именно поэтому мобильный Интернет становится все более и более значимым. 

Очень многие онлайн сервисы смогли быстро уловить эту тенденцию в своей нише, перешли на кросс-платформенность и, таким образом, смогли завоевать значительную часть аудитории и выиграть рынок. Всем известные примеры таких SaaS – это Evernote или Dropbox. Ведь так удобно, когда на всех устройствах можно пользоваться одним и тем же сервисом – начать дома на компьютере и продолжить, например, в пути на смартфоне! 

Для нас в Jimdo тоже важно всегда оставаться инновативными и устанавливать стандарты на рынке, именно поэтому мы добавили мобильное приложение в линейку наших продуктов. Приложение увидело свет 22 августа 2013 года, но о его создании мы начали задумываться задолго до этого. С момента начала работы над Jimdo для iOS до его релиза прошел год, но мы рады, что смогли уделить этому проекту достаточно времени и не гнались за сроками, потому что мы хотели создать отличный от других, уникальный в своем роде продукт. 

За первую неделю после релиза приложение было скачано 70 000 раз и было рекомендовано Apple в 46 странах, включая Россию. Средняя оценка приложения по всему миру – 4,5 звезды. О том, как это было и чему мы научились, разрабатывая приложение, как раз и хочется рассказать в этой статье. 

Почему мобильное, а не веб-приложение?

Многие могут задаться вопросом: зачем браузерному конструктору сайтов мобильное приложение? Почему не использовать адаптивный дизайн и функциональность HTML 5, чтобы дать пользователям возможность использовать Jimdo на мобильных устройствах?

Стоит признаться, что первые три месяца мы пробовали создать веб-приложение для нашей CMS, но ничего хорошего из этого не вышло, и мы вынесли из этой затеи следующие уроки.

  1. Мобильные приложения работают быстрее, чем веб-приложения на мобильных устройствах. Кроме того, нативные приложения помогают обойти любые ограничения браузеров, а также в них есть возможности создания интерфейса, подходящего для небольших экранов и привычного для пользователей мобильных устройств. В нашем случае мы хотели, чтобы сайты можно было создавать и редактировать легкими движениями пальцев без каких-либо сложностей. 
  2. Мобильные приложения могут одновременно делать несколько задач, и у них есть возможность интерактивно взаимодействовать с пользоваетелем, например, посылать уведомления, сохранять информацию и т.д.
  3. Нативные приложения могут предоставить пользователю больше возможностей, чем веб-приложения. И, конено же, App Store и Google Play – это хорошие каналы привлечения новых пользователей. 

Кроме того, мы проанализировали нашу нишу рынка в мобильном сегменте. К тому времени уже существовали какие-то сервисы, похожие на наши, но то, как они были сделаны, давало нам шанс создать качественный продукт, который бы действительно смог захватить рынок. 

В мобильном приложении Jimdo нам были важны очень многие параметры: создание привлекательного и интуитивного интерфейса, идеальная работа технической стороны, функциональность, необходимая для создания сайта с нуля. Поэтому мы пошли по пути создания мобильного приложения, а не адаптации нашей CMS под мобильные браузеры.

На фото: первые наброски мобильного приложения Jimdo

Задачи в начале пути

Начать стоит с того, что основной продукт Jimdo – браузерный конструктор сайтов, и опыта создания мобильных приложений у нас не было. Однако, мы твердо решили: для нас важно, что выполнение этой задачи будет происходить внутри компании, и мы не будем пользоваться аутсорсингом. Это связано как с общей политикой Jimdo и нашей корпоративной культурой, так и с тем, что мы хотели научиться этому и с самого начала знали, что лучше нас никто не сможет воплотить наши идеи. 

Итак, опишем задачи и сложности, которые стояли перед нами в самом начале: 

* Собрать команду мобильного приложения: кто, как, сколько?

В самом начале в команде мобильного приложения было всего два человека – старший разработчик php и дизайнер интерфейсов. В тот момент мы имели очень расплывчатое представление о том, как будет выглядеть back-end и front-end. Безусловно, мы с самого начала понимали, что нам нужно будет увеличивать команду, но как и на сколько, мы не могли представить. 

Когда мы выпускали приложение, в нашей команде разработчиков мобильного приложения было 11 человек. Мы старались самостоятельно выполнить в команде все задачи, необходимые для идеальной работы приложения: front-end, back-end, дизайн интерфейсов, инфраструктура, обеспечение и контроль качества, в рамках которого проходят тестирования и обеспечение того, что приложение работает без сбоев, и так далее. Многие из тех, кто присоеденились к команде мобильного приложения, работают в Jimdo с самого начала, и они прекрасно знают все тонкости CMS и того, как проходит работа “за кулисами” Jimdo. 

Мы уже заметили преимущества такой многофункциональной команды. Например, сам процесс создания сайта при регистрации теперь происходит примерно в 20 раз быстрее, чем год назад. 

* Дизайн интерфейса: как угодить всем, да еще и на мобильном устройстве?

Мы хотели создать приложение, которое бы расширяло линейку продуктов Jimdo. До релиза у нас было три версии конструктора сайтов – бесплатная версия JimdoFree, и две платные – JimdoPro и JimdoBusiness. Нам было важно, чтобы пользователи всех версий чувствовали себя в мобильном приложении, “как дома”, то есть чтобы у них создавалось впечатление, что они работают в CMS Jimdo, но только на мобильном устройстве. Здесь нам было необходимо придерживаться принципов простоты и интуитивности, которыми так полюбилась многим наша браузерная версия для десктопов, а также быть близкими к дизайну Jimdo. В то же самое время нам было важно создать приложение, привычное пользователям iOS, которые еще не знают Jimdo, но смогут скачать его в App Store. В самом начале было даже трудно представить, как можно совместить эти два видения.

Кроме того, мы изначально создавали приложение под iPhone и под iPad. Причем приложение для iPad не было просто увеличенной версией для iPhone, а было именно отдельным приложением специально для iPad. В этом плане с ним было несколько легче, ведь экран iPhone все-таки сравнительно небольшой для целей приложения. 

У нас было много идей дизайна интерфейса в самом начале, например: панель управления в самом низу, рабочий стол, и другие не слишком просты вещи. Но у нас не было чувства, что хотя бы одна из этих идей правильная. К тому дизайну интерфейса, который доступен в приложении сейчас – навигационное меню слева и контент справа – мы пришли не сразу. Это заняло какое-то время и немалое количество усилий, но мы уверены, что потрачено оно было не зря, потому что всем пользователям, как уже существующим, так и новым, такой интерфейс пришелся по душе!

На фото: первоначальный дизайн приложения Jimdo и его вид сегодня

* Как обеспечить работу с приложением без сбоев и стресса?

Как нам создать такой продукт, который будет не только прост и приятен в использовании, привлекателен внешне и функционален, но и будет работать без сбоев? Конечно же, это огромный объем технической работы, обеспечение тестирования на всех уровнях и внимание к деталям. Приложение спроектированно прекрасно в том случае, когда пользователь не задумывается о его технической части, ну или думает об этом очень редко. 

В разработке мы использовали инструмент для создания приложений RubyMotion. Это не Open Source, но многие его библиотеки находятся в бесплатном доступе. Мы пробовали использовать некоторые из стандартных инструментов разработки iOS приложения, напрмер, Storyboards и Interface Builder, но они были просто не достаточно мощными для разработки продукта такого уровня, а мы, действительно, хотели создать что-то классное. Приложение должно не только выглядеть привлекательно, но и работать безукоризненно.  

Важную роль в разработке играет тестирование. Мы стараемся уделять внимание любым мелочам, чтобы найти возможные баги и выявить проблемы. Для этого мы используем несколько видов тестирования и инструментов. Например, мы применяем инструмент для автоматического тестирования приложения (cucumber), инструмент для составления отчета в случае сбоя приложения (crittercism) и, конечно же, тестирование вручную. В нашей команде мобильного приложения есть сотрудник, который старается не только использовать приложение с точки зрения пользователя, но и проверять его поведение в странных ситуациях. Например, вставлять неправильные ссылки или скрипты в поле для создания ссылок. Кроме того, в процессе разработки приложения мы выпускали различные версии приложения для внутреннего использования в компании и создавали Google Doc, где наши коллеги могли сообщать нам о проблемах, своих впечатлениях и пожеланиях. Таким образом, наша команда тестеров состояла из более, чем 100 человек. Это очень помогло нам выявить баги приложения, посмотреть на некоторые вещи со стороны пользователя и улучшить продукт. 

Инструмент для автоматического тестирования приложения (cucumber)

На фото: экран, отображающий результаты автоматического тестирования приложения. Сообщение об ошибке или баге появляется на экране и становится красным сразу после их обнаружения.

* “Нерезиновое” приложение, или что делать с модулями конструктора?

Еще одна трудность, которая была очевидна для нас в самом начале – это количество модулей в CMS Jimdo. Когда мы начали делать анализ интерфейса браузерной версии, мы поняли, что включить все элементы конструктора в приложение невозможно. Это сделало бы его слишком сложным и неудобным в использовании. Для первого релиза было необходимо включить элементы, которые используются чаще всего и которые необходимы для редактирования сайта вдали от компьютера. 

Также нам был нужен минимальный набор модулей, требующийся для создания полноценного сайта с нуля. Наша внутренняя статистика показала, что элементы Заголовок, Изображение, Текст, Изображение и Текст, а также Галерея используются пользователями Jimdo чаще всего. На них и был остановлен выбор для самого первого релиза. 

Конечно, с одной стороны мобильное приложение было ограничено по функциям в первом релизе, но с другой стороны мы оставили для себя возможность слушать мнение пользователей и добавлять в дальнейшем наиболее актуальные для них модули.

Процесс разработки в целом – это нахождение проблем и их решений в течение нескольких часов или даже дней и их исправление за несколько минут. После этого нужно двигаться дальше и заниматься решением следующей проблемы. Некоторые проблемы сложнее найти и разрешить, чем другие, поэтому всегда очень непросто определить точное время на разработку того или иного программного обеспечения или приложения. Мы не ставили четких дедлайнов, потому что хотели выпустить качественное, уникальное и интересное приложение, а не успеть с ним к какой-либо дате. Нам кажется это оченть важным. 

Особенности работы с App Store

Те, кто занимаются разработкой iOS приложений, знают, что у Apple очень строгие инструкции по разработке. Мы с самого начала старались следовать им, но нам трудно было предсказать, как наши пользователи воспримут наше приложение, а также понравится ли оно пользователям iOS в целом. Кроме того, важно отправить приложение на модерацию зарнее, так как это может занять до двух недель. Конечно, мы очень надеялись, что выпуск приложения будет заметным. Поэтому мы основательно подготовились к релизу: все материалы, которые могли бы понадобится Apple для внесения нас в список рекомендованных, мы подготовили заранее. И так получилось, что это было очень правильным решением – в первый же день запуска приложения редакторы AppStore рекомендовали нас и даже включили показ нашего приложения в верхнем баннере. Некоторые из этих стран стали для нас неожиданностью: например, регион Юго-Восточной Азии, но мы рады, что пользователи и редакция Apple настолько высоко оценили наше приложение.

Что дальше?

Теперь мы внимательно прислушиваемся к отзывам и пожеланиям наших пользователей и будем развивать функционал как приложения, так и нашего основного продукта. Ну и, конечно, версия для Android уже в разработке. Особенность создания приложений под Android, которую мы видим сейчас, – это обширная фрагментация устройств. В обороте все еще находится множество старых смартфонов и планшетов, и нам важно учитывать, как старые, так и новейшие версии. 

В целом, выпуск мобильного приложения Jimdo стал для нас незаменимым опытом, заметной инновацией на рынке конструкторов сайтов, а также важным стратегическим ходом в развитии компании. Приложение повысило ценность Jimdo для пользователей: теперь у них появилась свобода управления сайтами всегда и везде. Для нас в компании это тоже стало большой мотивацией, ведь мы сделали еще один большой шаг в выполнении нашей миссии “Pages to the People”.


Перейти на сайт

В карточку агентства

Письмо автору кейса

Пользуйтесь реальным опытом в IT и следите за успехами потенциальных подрядчиков и конкурентов
Подпишитесь на рассылку
Читайте также
Кейсы по теме#Разработка мобильных приложений
Проекты компании Proactivity Group