Наш клиент – МарГУ, ведущий вуз региона, классический университет, обучающий по 160 образовательным программам. В нем обучается более 9 тысяч студентов из 60 регионов России и 34 стран мира. МарГУ – лидер в ряде масштабных проектов в области обороны, радиолокации, молекулярной биоэнергетики, искусственного интеллекта, обработки больших данных и высокопроизводительных вычислений, обладатель собственной сети распределённых высокопроизводительных вычислений MarGrid (20 место в рейтинге суперкомпьютеров России).
В современных реалиях, быстрой цифровизации всех процессов, у вуза появилась потребность в реализации концепции "вуз на ладони", то есть создание группы мобильных приложении (личных кабинетов) для всех участников образовательного и научного процессов университета. МарГУ хотели создать собственную образовательную экосистему, в которой можно найти ответ на любой вопрос или решить любую проблему, возникшую перед студеном, преподавателем или администрирующим персоналом.
Кроме того, заказчик поставил задачу в короткий срок. За 2 месяца было необходимо разработать мобильное приложение для платформ iOS и Android, содержащее информацию о расписании учебных занятий и реализовать переход с классических студенческих билетов и зачетных книжек на электронные, которые находятся в мобильном приложении.
Мобильное приложение должно было стать единой точкой входа и центральным звеном взаимодействия с многофункциональным студенческим центром (электронный документооборот).Было необходимо автоматизировать процесс оплаты образовательных услуг, найма жилья, курсов и отображения информации по текущим договорным отношениям. Кроме этого, стояла задача разработать аналогичное приложение для преподавателей, где навигационное меню будет давать возможность пользоваться расписаниями занятий, профилями студентов, рейтингами, зачетками, успеваемостью и экзаменационными ведомостями. А также создать приложение для руководителей, в котором можно будет эффективно и мобильно осуществлять весь процесс контроля на основе данных и руководства, связанный с преподавателями и студентами.
Система должна была представлять собои? сервис, позволяющий всем участникам образовательного процесса, включая преподавателей, студентов и руководителей, работать с ресурсом электронной информационно-образовательной среды МарГУ.
Основной целью разработки сервисов «Мой МарГУ», «МарГУ: ЛК преподавателя», «ЛКР МарГУ: цифровой помощник» для мобильных операционных систем iOS и Android стало начало реализации концепции «вуз на ладони» и создание единого удобного канала коммуникации и информации для всех участников образовательного и научного процессов МарГУ посредством взаимодействия с единым хранилищем данных вуза. Публикация приложения в Google Play, AppStore и Huawei Store.
Проанализировав запрос заказчика, мы приняли решение использовать фреймворк Flutter. Flutter является современным кроссплатформенным фреймворком, который позволяет разрабатывать под обе платформы одновременно, а накопленная за три года работы кодовая база ускоряет разработку до скорости, соизмеримой с разработкой на нативе под одну платформу. После выбора фреймворка, встал вопрос, какую библиотеку применить, у нас уже был опыт работы c Bloc, MobX, Redux, самописный MVVM и Fish Redux, исходя из прогнозируемого развития приложения мы выбрали последний вариант. В процессе работы произошел релиз flutter 2, который внес некоторые сложности работы, но благодаря профессионализму команды их удалось решить в пределах одного рабочего дня. Для контроля качества кода, в проект была интегрирована система проверки, которая проводила анализ и автоматическое ревью, что позволило ведущему разработчику уделять больше времени архитектуре проекта, а не код ревью. Для тестирования мы использовали автотесты с применением Mockito и ручное тестирование для выявления случаев, которые сложно предсказать в процессе разработки.
Какие предметы предстоит изучить, по каким дисциплинам будут зачеты и экзамены, сколько часов отведено на лекции, практику, лабораторные работы, самостоятельную работу – раздел учебного плана поможет спланировать студентам жизнь на семестры и годы вперёд. Когда всё идёт по плану, срабатывает правило зачетки: «Сначала ты работаешь на зачетку, потом она – на тебя». Поэтому электронная зачётка в приложении напомнит о достижениях в учёбе: результаты зачётов, экзаменов, курсовых работ, практик и других результатов.
Ключевой раздел приложения – расписание. Тут не собьешься с цветом недели. Забыть о времени лекции, номере кабинета и о том, как зовут преподавателя, не получится. Если пришло уведомление о переносе пары, то можно поискать интересные ивенты во вкладке «Мероприятия». Здесь будет информация общественной жизни университета.
В МарГУ работает Многофункциональный студенческий центр – единая точка для получения справок. Здесь любой студент может получить адресную и архивную справку, справку-вызов для работодателя, копии документов из личного дела и просто проконсультироваться по организационным вопросам. Теперь подать заявку в центр можно через приложение. «Мой МарГУ» будет сообщать обо всех изменениях статуса заявки с помощью push-уведомлений.
Сервис помогает преподавателям иметь постоянный доступ ко всей необходимой информации, которая касается их текущей деятельности. Кроме того, приложение даёт возможность работать с удобным навигационным меню, состоящим из:
Всё это даёт возможность преподавателям оперативно регулировать свою работу и удобно выстраивать рабочий и учебный процесс без потери ресурса времени.
Создавая приложение, мы придерживались практики работы с международными заказчиками: обязательное предпроектное исследование и подробное техническое задание, проектирование архитектуры и прототипов интерфейсов, проработка UX- и UI-дизайна, многочисленные прогоны по тест-кейсам и контроль качества, приёмка и релиз. В итоге студенты могут скачивать IT-продукт не только с Google Play или App Store, но и с Huawei App Store. Мы благодарим руководство Марийского государственного университета за слаженную работу и тесное сотрудничество.
— генеральный директор компании Omega Алексей Рыбаков
Приложения остаются на гарантийном обслуживании компании «Омега». В планах – развитие и расширение функционала.