Мы должны были создать образовательный портал для повышения квалификации сотрудников, прохождения курсов с итоговыми тестами и отслеживанием результатов пользователей. А еще — обеспечить доступ к онлайн-обучению с непростой методикой. Задача усложнялась тем, что потенциальные пользователи обладали разным уровнем владения ПК. Проблема: пользователи с низким и средним уровнем владения ПК, которых нужно обучить работать со сложной, постоянно изменяющейся структурой сервиса.
Решение: эта проблема заставила нас задуматься о требованиях и к интерфейсной части, и к бэкенду. Они должны быть стать максимально гибкими и простыми — чтобы можно было изменять иерархию частей обучающего материала в интуитивно-понятном интерфейсе.
Мы помним, что у сервиса нет единого портрета пользователя. Такая аудитория — вообще не аудитория, как сказали бы маркетологи (уж слишком она обширная). Разброс — пользователи от 18 до 67 лет c разным уровнем владения ПК, образования и совершенно непохожими друг на друга задачами. Приступив к работе, мы проанализировали схожие сервисы и нашли референсы. Затем проработали пользовательский путь и на основе прототипов заказчика создали масштабный UI-kit.
После — определили принципы разметки и слегка изменили стандартный пайплайн проработки макетов. Вместо проработки «промежуточных» этапов мы останавливались только на ключевых мастер-компонентах функциональных блоков — делали их настраиваемыми. И из них же генерировали промежуточные этапы.
Этот подход ускорил процесс проработки макетов и сократил количество ошибок, потому что модификации, правки и изменения макетов стали требовать гораздо меньших трудозатрат.
В дизайне мы использовали «человеческие» паттерны — постарались соблюсти единство окружающего мира и системы. Возьмем, к примеру, цветовое кодирование. Оно интуитивно понятно: зеленое — хорошо, желтое — требует внимания, красное — ошибка.
В Vector все линейно: если пользователь зашел в начало курса, он не может перейти в его конец. Ему необходимо последовательно изучить тему, сдать зачеты и экзамены — это поможет не потеряться в объеме информации и идти по заданному руководителем плану.
Проблема: тесты будут проходить сотрудники компании. Но кто будет следить за результатами?
Решение: мы добавили на платформу 3 роли:
1) администратор — назначает роли, работает со списком пользователей, настраивает модификации курсов, одобряет или отклоняет пересдачу;
2) редактор — наполняет сервис программами, курсами, лекциями, тестами;
3) слушатель — получает назначенные курсы, проходит их, участвует в тестировании, следит за статистикой прохождения.
Признаться, у нас была идея разбить эти роли на «подроли»: главный администратор, главный редактор, ревьюер, методолог и тому подобное. Но мы воспротивились соблазну сделать это. Более подробная детализация и функционал — сложные разграничения доступа, дополнительные атрибуты — не были жизненно необходимы. Так что нам удалось сохранить простоту сервиса.
Проблема: сервис должен поддерживать разные форматы обучения, чтобы редактор мог спокойно создать и наполнить курс. А еще нужен внутрисервисный доступ к базам знаний, которые можно дополнять.
Решение: мы внимательно отнеслись к выбору структуры курсов, уроков и тестов. Уроки можно наполнять различными видами контента, в том числе интерактивным. Тестирования можно сделать очень разнообразными, с большим набором опций, но при этом простыми и доступными для понимания пользователями.
Мы разработали специальный конструктор курса с интуитивно понятным интерфейсом. Редактор может создать свой курс, наполнить его лекциями, содержанием и итоговыми заданиями, а затем назначать его пользователю или группе.
В курс можно вставить блок интерактивного обучения. И это достаточно интересное решение.
Чтобы объяснить, как, например, пользоваться определенным сервисом, достаточно сделать его скриншот и собрать из него интерактивный прототип: отметить области для возможного взаимодействия. Для этого не нужно обладать навыками программирования, достаточно уметь пользоваться Vector.
Редактор и администратор могут объединять наборы курсов в полноценные образовательные программы, дополнять актуализируемые базы знаний и сразу же связывать их с обучающими материалами и тестами.
Пользователь же получает прямой доступ к собранным и постоянно наполняемым библиотекам.
Проблема: нужно отслеживать статистику прохождения курсов. Как это сделать?
Решение: мы создали специальную таблицу для просмотра результатов тестирования и количества попыток.
Максимально полную версию видит администратор. У редактора тоже есть раздел статистики — чуть менее заполненный. В нем находятся простые инструменты сортировки и фильтрация.
Пользователь тоже может следить за статистикой. Прадва, только за своей. Он видит статусы курсов.
Каждый статус для наглядности подсвечен определенным цветом: зеленый — пройден, красный — просрочен, желтый — в процессе, на доработке или не с очень хорошей оценкой.
Пользователь может скрыть информацию о пройденных курсах от других участников образовательного процесса — чтобы никто не просил списать.
Проблема: нужно обеспечить доступность функций сервиса 24/7 из ПК и мобильных устройств и при этом соблюсти требования по безопасности. И чтобы пользователю было удобно.
Решение: мы создали мобильную версию сервиса, чтобы сотрудник не был привязан к стационарному рабочему месту и мог проходить курсы где угодно.
Мы также внедрили возможность единой авторизации и интеграции. Сервис быстро интегрируется с другими информационными сервисами, в том числе с Active Directory или другими корпоративными системами авторизации пользователей.
Кроме того, Vector устанавливается в закрытый контур компании, чтобы обеспечить безопасность работы с данными.
Заключение: результат проекта, награды, перспективы развития, обновления
У нас получился сервис с минимальным временем освоения сотрудниками с низким уровнем владения ПК. Он вовлек 98% слушателей в онлайн-обучение — в количественном пересчете это 25 тысяч человек.
Мы продолжаем работу по совершенствованию платформы, учитывая собранную обратную связь. В следующей итерации планируем добавить новые микросервисы с использованием машинного обучения.