С момента своего основания в 2008 году eLama стала одной из ведущих платформ для автоматизации рекламных кампаний, ориентированных на малый и средний бизнес. С годами накопленная база пользователей и экспертиза позволили компании создать мощный инструмент для управления маркетингом. Недавно eLama стала частью «Яндекса», что открыло новые горизонты для развития и внедрения инноваций.
Сейчас на платформе eLama можно настроить рекламу в 19 различных системах, включая Яндекс Директ, запускать SMS-рассылки и заниматься продвижением в социальных сетях, что предоставляет пользователям гибкость и многоканальность в одном сервисе.
В этом кейсе мы расскажем, как eLama переиспользовала свою накопленную базу пользователей и адаптировала её для монетизации, а также поделимся опытом, как можно сэкономить на некоторых функциях, чтобы запуститься за короткий срок и при этом не потерять в качестве.
eLama выделила 70+ самых востребованных услуг по интернет-маркетингу и работе с платным трафиком. При выборе учитывалась их эффективность для бизнеса и возможность типизации, чтобы упростить работу заказчиков и исполнителей.
В 2023 году появилась идея создать биржу, которая объединит 5000+ экспертов по работе с 70+ маркетинговыми услугами.
«Идея фриланс-биржи не нова, но если у какого-то игрока на рынке появляется нечестное преимущество в виде большой базы исполнителей, как у eLama, то это хорошая заявка на успех. Поэтому, когда в январе Илья, CEO IT-платформы eLama, рассказал по-секрету, что хочет запустить биржу, я поверил, что это взлетит».
— Максим Павлов, управляющий партнёр KTS
«Нашей задачей было не просто создать какой-то отдельный продукт на аутсорсе, а развить уже существующий, дав нашим пользователям дополнительный заработок.
Мы уже сотрудничали KTS по их продукту Smartbot Pro. Этот продукт входит в экосистему eLama и доступен нашим пользователям на особых условиях. Видим, что ребята из KTS вовлечены в развитие Smartbot. Мы поняли, что можем с их помощью развивать и новое бизнес-направление»
— Илья Ерметьев, CEO IT-платформы eLama
Биржа работает по знакомой большинству пользователей схеме, которую можно встретить на других платформах: заказчик размещает заказ и прикрепляет к нему техническое задание, на которое откликаются исполнители, предлагающие свои услуги.
Для удобства общения между заказчиком и исполнителем мы разработали чат, где обе стороны могут обсуждать детали задачи, задавать уточняющие вопросы и передавать нужные файлы. Статус заказа можно изменять на один из трёх вариантов: «в работе», «на проверке» и «выполнено», что позволяет заказчику и исполнителю быть в курсе текущего состояния задачи. После того как заказчик утверждает результат выполнения работы, исполнитель получает денежное вознаграждение за свою работу, и средства поступают на его баланс.
Биржа состоит из восьми ключевых блоков, которые обеспечивают её эффективную работу. Далее мы подробнее расскажем о каждом из них
Категории услуг с кратким описание того, какую задачу они решают. В каждой категории есть список более узких услуг
Биржа предлагает каталог, который включает более 70 различных услуг, каждая из которых описана с указанием задач, которые она решает, и с четким пониманием того, какие именно услуги в рамках каждой категории доступны. В каждой из категорий услуг представлены более узкие специализации, что позволяет заказчику выбрать именно ту услугу, которая наилучшим образом соответствует его запросам.
На обычных фриланс-биржах часто возникает проблема демпинга цен, когда новые исполнители пытаются привлечь первых клиентов, предлагая свои услуги по низким ценам. Это приводит к тому, что более опытные специалисты, видя падение цен, уходят с платформы, и в итоге на таких биржах остаются исполнители с меньшим уровнем квалификации, что приводит к снижению качества выполняемых работ.
Мы учли все нюансы и сделали eLama такой, что стоимость типовых услуг рассчитывается заранее. Это исключает возможность демпинга и позволяет платформе поддерживать справедливую ценовую политику. За счет этого опытные специалисты остаются на платформе, и заказчики получают качественные услуги по адекватной цене. Такой подход помогает eLama привлекать и заказчиков, и исполнителей, обеспечивая сбалансированное количество пользователей.
Процесс создания заказа на платформе eLama занимает всего 2 минуты. Для этого заказчику достаточно указать сроки выполнения задачи, добавить комментарии и указать условия оплаты, что позволяет максимально быстро оформить заявку. В каждой услуге чётко прописано, какие данные заказчик должен подготовить заранее, чтобы исполнитель мог качественно и эффективно выполнить задачу.
Кроме того, при создании заказа средства замораживаются на счету заказчика, и списываются они только после того, как заказчик подтвердит, что работа выполнена на должном уровне. Это обеспечивает защиту интересов обеих сторон. О том, как мы интегрировали систему биллинга, мы расскажем ниже.
Список заказов, на которые можно откликнуться
Исполнители на платформе видят список доступных заказов, на которые могут откликаться. В описании к каждому заказу указаны такие важные данные, как цена, сроки выполнения (дедлайн), требования к закрывающим документам и ожидаемый результат. Исходя из этих данных, исполнитель выбирает наиболее подходящий заказ и откликается с сопроводительным сообщением, в котором уточняет детали и предлагает свои условия.
Карточка исполнителя. Кроме стандартных полей, «стаж» работы с eLama
Каждый исполнитель на платформе имеет свою карточку с информацией, которая позволяет заказчику более точно оценить квалификацию исполнителя. В карточке, помимо стандартных данных, указывается, сколько времени исполнитель работает с eLama, а также его предпочтительные бизнес-ниши и специализации. Такая подробная информация помогает заказчику выбрать именно того исполнителя, который лучше всего соответствует его требованиям.
Чат заказчика и исполнителя с уведомлениями и прикреплением файлов
После того как исполнитель откликнется на заказ, с ним автоматически создается чат. Мы добавили этот инструмент, чтобы сделать общение между заказчиком и исполнителем удобным. В чате можно обсудить детали выполнения задачи, уточнить нюансы и передавать необходимые файлы. Мы добавили уведомления о новых сообщениях, чтобы обе стороны всегда оставались в курсе всех изменений.
Кроме того, вся история сообщений сохраняется, что важно в случае возникновения спорных ситуаций. Это позволяет вернуть полную картину коммуникации, если потребуется вмешательство службы поддержки.
Окно с утверждением итоговой стоимости заказа
Если в процессе обсуждения задачи исполнителю становится понятно, что объём работы будет больше, чем указано в первоначальном заявке, он может скорректировать своё предложение. Это можно сделать до момента, когда заказчик утвердит условия.
Если же объем работы изменится в процессе выполнения заказа, стоимость услуги может быть скорректирована, но только при взаимном согласии сторон и с участием Службы Заботы. Это гарантирует, что изменение стоимости будет происходить в рамках прозрачного и понятного процесса, защищающего интересы обеих сторон.
Уведомления о статусе задачи в чате
Для того чтобы заказчик всегда был в курсе того, что происходит с его задачей, на платформе предусмотрена система уведомлений. Заказчик получает уведомления о каждом этапе работы через чат с исполнителем, а также на свою электронную почту. Это позволяет не только следить за выполнением задачи, но и вовремя вмешаться, если возникнут проблемы.
По завершении заказа он переходит в статус «выполнен», деньги с баланса заказчика списываются
Когда заказ завершён и статус заказа меняется на «выполнено», деньги с баланса заказчика списываются и переводятся на счёт исполнителя. Процесс осуществляется только после того, как заказчик подтвердит, что результат работы соответствует его ожиданиям. В случае, если заказ был оформлен с закрывающими документами, eLama дополнительно отправляет необходимый комплект документов для бухгалтерии и налоговой. Исполнитель получает свои деньги на расчетный счёт.
Если всё пошло не по плану, заказчик может обратиться в техподдержку и отменить заказ
Если возникли проблемы с выполнением задачи и заказчик не удовлетворён результатом, он может обратиться в техподдержку для разрешения спора. В случае конфликта между заказчиком и исполнителем, эксперты eLama помогут разобраться в ситуации. Знание специфики выполняемых услуг позволяет команде eLama объективно оценить спорные моменты и прийти к справедливому решению.
Если в результате спора заказчик решит отменить заказ, и работа не была выполнена в полном объеме, eLama возвращает замороженные средства на баланс заказчика, а заказ считается аннулированным.
«Важная особенность — при переходе в биржу пользователь не должен замечать, что попадает в другое приложение.
Для этого мы использовали UI-кит и интегрировали авторизацию платформы и биржи. Приложение встроено через iframe».
— Фёдор Биличенко, frontend-тимлид KTS
Мы начали делать биржу в конце апреля 2023. Через два месяца после старта выпустили MVP и создали лендинг, чтобы привлечь в биржу первых заказчиков.
В рамках MVP доступ к бирже был только у заказчиков. Исполнителей Служба Заботы подключала вручную для каждого заказчика.
Заказчики могли выбрать любую услугу из списка с фиксированной ценой либо создать свою кастомную. Обязательным пунктом было указать номер телефона для связи. Служба Заботы общалась с заказчиком не в чате на сайте, а за пределами биржи — в WhatsApp и Telegram.
Специалисты поддержки вручную подбирали проверенного исполнителя и мэтчили его с заказчиком. Заморозка и списание средств проводились тоже вручную силами Службы Заботы.
Команда eLama осознанно не включила в MVP внутренний чат и интеграцию с биллингом, чтобы быстрее вывести продукт на рынок. Они хотели протестировать спрос и понять, как ведут себя пользователи, а уже после масштабироваться и добавлять новые функции.
В тестовый период через биржу прошло 200+ заказов. eLama провела интервью с клиентами и выделила важность и очередность следующего функционала.
«Все заказчики слышали аббревиатуру MVP и даже знают, как она расшифровывается, но далеко не каждый имеет смелость запускать продукт без фичей, которые со стороны выглядят ключевыми. В этом плане на команду eLama можно и нужно равняться».
— Максим Павлов, управляющий партнёр KTS
Схема взаимодействия команды eLama и KTS в процессе разработки
В начале разработки мы получали детально проработанные требования от бизнес-аналитика eLama, по которым достаточно было только технически проектировать сервис. При дальнейшей реализации более сложных фичей такая последовательная схема взаимодействия стала менее эффективной, поэтому мы перешли к гибридной команде.
«Чтобы ускорить процесс и обойти лишние этапы, мы пришли к единой команде, когда требования прорабатываются одновременно и аналитиком со стороны бизнеса, и аналитиком со стороны разработки».
— Всеволод Афанасьев, системный аналитик KTS
На платформе eLama уже был реализован биллинг, в котором пользователи пополняли свой баланс и тратили деньги на рекламные услуги. Чтобы биржа стала ещё одним разделом единой платформы, все расчёты решили проводить через тот же биллинг.
«Интеграция с биллингом добавила функционал, который превратил наш MVP в полноценный продукт и перенёс флоу оплаты на биржу.
Теперь все операции происходят автоматически. Система проверяет наличие средств перед созданием заказа, замораживает деньги на время выполнения задачи и списывает их только после успешного завершения».
— Александр Гаврилюк, backend-тимлид KTS
Через биржу прошло уже более 1100 заказов. Мы всё ещё развиваем проект. Например, в последней итерации доработали уведомления о статусе задачи, которые попадают на почту.