Всем привет! Команда разработки ЗЕКСЛЕР делится кейсом, в котором собирали всю информацию о заявках и продажах производственной компании и выводили ее в удобном понятном онлайн дашборде для руководителя, РОПов без погружения в CRM. Разберём с технической точки зрения реальную задачу производственника с отделом продаж, которая возникла в процессе ведения комплексного маркетинга. А пока подписывайтесь на наш Телеграм-канал, где кратко рассказываем о применяемых методах, инструментах, делимся полезными видео и прочими материалами.
С компанией SHEDLER работаем с 2023 года, с самого основания. Занимается производством модульных зданий и блок-контейнеров. Работаем комплексно: разработали сайт (кейс описывали здесь), осуществляем поддержку, даем контекстную рекламу (отдельно об этом писали здесь), SEO, контролируем отдел продаж, оптимизируем CRM Битрикс24 под бизнес клиента.
В процессе работы, когда все цепочки продаж были построены, лиды и сделки зафиксированы, интеграции и сервисы настроены, появилась задача регулярно отслеживать определенные показатели: оборот, выручка, конверсия, сделки в разрезе каждого менеджера и т.д. Конечно же, руководство получает отчеты о продажах, сделках, маркетинге и общей производительности менеджеров каждый месяц, но этого мало. Необходимо видеть статистику в любой момент, в удобном формате и желательно в режиме онлайн.
Функционал Битрикс24 располагает отчётами, но они крайне неудобные и для разных показателей нужно составлять отдельные отчеты. С визуализацией также есть некоторые неудобства. Да и у руководителя или собственника бизнеса нет времени и желания в этом разбираться, лезть внутрь и пытаться выяснить, а что же сейчас происходит с продажами. Кроме того, не все необходимые данные можно увидеть CRM. Могут заинтересовать показатели метрики, трафик и прочее, а это уже совсем другие источники. Гораздо проще, если есть одна ссылка, которая ведет на понятный Dashboard со всеми необходимыми показателями в режиме онлайн. Для этого нужно было воспользоваться внешними инструментами сбора требуемых данных в одном месте.
Так как над проектом работает большая команда, некоторым сотрудникам в любой момент может также понадобиться аналитика. Но не у всех есть доступ к CRM или права на просмотр сделок. А это еще одна причина выбора единого дашборда, который всегда под рукой и в котором можно оперативно получить информацию в удобном понятном виде.
Для решения этой задачи и реализации такого функционала потребовалось провести глубокий анализ данных о продажах, клиентах, маркетинговых кампаниях и других ключевых аспектах деятельности.
В первую очередь, необходимо получить полную картину о всех лидах и продажах, нагрузке на каждого менеджера, выручке и т.д. Собрать все данные решили при помощи внедрения системы BI-аналитики на базе интеграции Bitrix24 с Yandex DataLens. Это позволяет автоматизировать сбор и анализ данных, предоставляя наглядные отчёты и дашборды для мониторинга KPI и выявления тенденций.
Берем Bitrix24 REST API — набор инструментов и методов для взаимодействия с системой Bitrix24.
С помощью REST API можно автоматизировать такие задачи, как создание и управление лидами, проектами, контактами, сделками и другими объектами в Bitrix24. Это даёт возможность разработчикам расширять функциональность системы и адаптировать её под конкретные потребности бизнеса.
На практике часто приходится автоматизировать выполнение задач в CRM, и REST API помогает справиться с этим быстро и эффективно.
Еще один инструмент – Yandex DataLens, который позволяет анализировать информацию о продажах, клиентах, сделках и других аспектах бизнеса, используя мощные инструменты визуализации и анализа данных. В результате компания может получить более глубокое понимание бизнес-процессов, улучшить качество принятия решений и повысить эффективность работы.
Получили данные по лидам и сделкам из Bitrix24 и обработали их в системе BI-аналитики Yandex Datalens. Пример полученного дашборда с визуализацией всей информации:
Благодаря таким отчетам появляется возможность максимально быстро проанализировать информацию в режиме онлайн или применить фильтры по категориям, менеджерам, источникам и т.д.
Задача поставлена, аналитика проведена, инструменты выбраны. А теперь разработчик Зекслер делится тем, как происходила реализация внедрения дашборда с технической стороны.
Для выборки данных изначально определили, какая информация из Bitrix24 будет использоваться для анализа в Yandex DataLens (например, инфо о сделках, лидах, продажах и т. д.).
Настроили процесс загрузки данных из Bitrix24 в Yandex DataLens. В нашем случае выгрузка происходит в CSV-файл и в Googlе-таблицы. Из Google-таблиц данные забираются через встроенное в DataLens подключение к источнику данных.
Информация в таблицах и CSV-файлах автоматически актуализируется раз в сутки. Периодичность обновления данных может быть любым.
Для подключения к REST API, было создано локальное приложение, которое хранится у нас на сервере.
Для работы с Google таблицами на сервере, в папке с приложением установили PHP-библиотеку. Сами таблицы первоначально создаются через веб-интерфейс. Далее создается сервисный аккаунт Google. Этот аккаунт (e-mail) привязывается к созданной таблице с правами редактирования:
На стороне приложения подключаемся к Google Sheets:
Используя API Bitrix24 получаем информацию по лидам и сделкам.
Ввиду того, что лидов и сделок много, код был оптимизирован для пакетной обработки данных (в нашем случае по 50 элементов за раз):
Пример кода получения и сохранения лидов в файл и последующую отправку в Google таблицы:
Полученная таблица с данными:
Следующим этапом была обработка данных в Yandex DataLens.
Создали дашборды на основе анализа данных, чтобы отслеживать ключевые показатели эффективности (KPI) и принимать обоснованные решения.
Такая сборка данных в удобном и актуальном дашборде позволяет в любой момент руководителю, РОПу или другому заинтересованному лицу увидеть статистику всей работы, продаж, нагрузки на менеджеров и эффективность менеджеров. Не нужно для этого делать дополнительные отчёты через битрикс и прочие сервисы, всё индивидуально настроено в дашборде с понятными графиками и фильтрами.
Чарты в данный момент постоянно дорабатываются. Проверяем гипотезы, учитываем пожелания клиента.