Дизайн приложения для работы с государственными реестрами

Заказчик
Компания «Дата солюшн» — государственный подрядчик. Cобирает информацию из бумажных документов, систематизирует и вносит в государственные реестры.
Задача
Cделать дизайн приложения для исполнителей. У заказчика уже была первая версия дизайна приложения, но не очень детально проработанная. Поэтому, когда мы начали работу над проектом, все делали с нуля.

Контекст

До этого мы уже разработали дизайн сервиса для управления государственными реестрами. Мобильное приложение — продолжение того проекта.

Приложение

«Контроль» — сервис, в котором можно управлять государственными реестрами: списками улиц, домов, инфраструктурных объектов и, возможно, даже людей. В общем, всего, что интересует государство.

Реестры — не что-то статичное. Их нужно заполнять и обновлять. Построили новый дом на улице — добавили. Поставили памятник — добавили. Покрасили забор школы — учли в реестре, чтобы никто не забыл, а то потом еще раз красить придется.

Обновляют и заполняют реестры не только офисные клерки, сидя за компьютерами. Иногда приходится идти в поля. Дойти до школы, сфотографировать покрашенный забор, добавить в тот самый реестр.

Вот как это примерно происходит:

1.    Городу нужно подготовить реестр качелей в детском парке, которые нужно покрасить к следующему лету.

2.    Ответственный за парк госслужащий ставит в «Контроле» задачу на компанию или городское подразделение, которые занимаются реестрами.

3.    Сотрудник подразделения заходит в приложение, смотрит все задачи и выбирает с качелями в детском парке.

4.    Потом идет в парк и фотографирует каждые качели.

5.    Фотографии попадают в реестр.

6.    Исполнитель закрывает задачу.

Это очень упрощенная схема — на самом деле обычно задания намного сложнее, их можно выполнять неделями.

Задача

Компания «Дата солюшн» пришла к нам сразу с тремя задачами. Первая — провести редизайн сервиса для управления реестрами. Вторая — сделать дизайн приложения для исполнителей. Так что мы работали с уже знакомым заказчиком, понимали контекст и принцип работы сервиса, представляли, как прикрутить одно к другому.

У заказчика уже была первая версия дизайна приложения, но не очень детально проработанная. Поэтому, когда мы начали работу над проектом, все делали с нуля. Ну как с нуля — с учетом и знанием того, что уже изменили в сервисе «Контроль».

Процесс

По принципу работы приложение «Контроль» в чем-то похоже на «Яндекс.Толока», только не показывает оплату заданий. Все-таки им пользуются сотрудники организаций, у которых есть ежемесячная зарплата, а не фрилансеры.

Большинство заданий в приложении привязаны к геометкам. Куда-то дойти, что-то сфотографировать, обойти территорию — везде нужен GPS или ГЛОНАСС.

Так, например, заказчик рассказывал нам про задачи лесника. Ему нужно обойти некую территорию в лесу и в каждой точке маршрута сделать фотографии. Когда лесник закрывает задачу, отчет отправляется проверяющему. Тот смотрит записанный маршрут, листает фото, утверждает, и данные отправляются в реестр. Так что запись данных с геоточек — один из способов проверить, точно ли задача выполнена.

Задания можно посмотреть списком или на карте. Если исполнитель за что-то готов взяться, он добавляет его себе или сразу приступает к выполнению. Тогда задание перемещается во вкладку «Мои»

Некоторые задания по очереди выполняют несколько человек. Например, один исполнитель собирал данные, а второму теперь предстоит сходить и все проверить. Такие задания считаются связанными, и мы эту связь показываем.

У каждого задания есть категория, статус, приоритетность, степень важности и сроки выполнения. Это параметры, которые помогают запланировать время выполнения работ. Так, исполнитель видит, что задача губернаторская, и понимает, что ее надо выполнить побыстрее.

Любую задачу можно загрузить на смартфон — исполнителям иногда приходится работать там, где не ловит связь

Стоп. А где же тут описание процесса, как мы работали? Его не будет. Мы с заказчиком наладили методологию еще на прошлом проекте, а здесь просто следовали ей. Каждую неделю созванивались, двигались вперед, передавали макеты. Поэтому в этом кейсе будем больше рассказать про дизайн и показывать интерфейсы.

Так выглядит календарь. Здесь можно назначить дату и время выполнения задания. В календаре привязанное к дате задание отображается как оранжевая дуга вокруг числа — чем длиннее дуга, тем больше часов займет выполнение. Оранжевый круг означает, что на этот день больше ничего планировать нельзя. 

 

В календаре можно планировать отпуска и выходные, отмечать больничные, следить за назначенными задачами с привязкой к датам

В календаре исполнитель может заранее указать, когда планирует взять отгул или уйти в отпуск. А еще отметить, что болел. Такие дни окрашиваются в синий цвет.

 

Сотрудник может отпроситься на полдня, а другие полдня поработать. Тогда в календаре у него появится синий кружок, обозначающий выходной, и вокруг него — оранжевая дуга со временем работы

Мы говорили, что заказчик пришел к нам с тремя проектами. Третий — это конструктор заданий. Мы взялись за него сразу, как только закончили дизайн приложения. И, как это иногда случается, увидели процесс с другой стороны. Со стороны тех, кто ставит задачи. А как увидели, поняли, что сперва стоило сделать конструктор и только потом уже браться за приложение. Потому что раздел «Выполнение задания» могли бы сделать лучше. Но для этого нужно было начинать с другого конца.

Мы не допустили в разделе какие-то принципиальные ошибки или тупиковые сценарии. Просто увидели, что можно сделать лучше. И не могли из-за этого спать.

 

В приложении можно искать задания — набрать в поиске ключевое слово и выбирать из предложенного. Если сотруднику нравятся проверки, пусть занимается проверками

Что делать? Менять на ходу. Не оставлять же как есть. Заказчик начал реализовывать приложение, а мы быстренько вносили хот-фиксы — то есть делали мелкие улучшения и сразу передавали их разработчикам. На момент написания кейса этот процесс еще не закончен, поэтому покажем то, что есть.

Сотруднику обслуживающей организации нужно провести инвентаризацию многоквартирных домов: посчитать количество подъездов и квартир, сделать фотографии, отметить расположение и что-то еще.

 

Все задания складываются в ленту

Весь процесс инвентаризации у него разбит на этапы. На каждом нужно ответить на вопрос. Иногда вопросы безальтернативные — приложение просит подтвердить, что сотрудник что-то сделал или готов сделать и может перейти к следующему этапу работ.

 

На текст и список задач не обращайте внимания — здесь мы демонстрируем, как выглядят разные задания в ленте. Так, запись аудио нужна, когда сотрудник должен сделать опрос или провести интервью

А так выглядит карточка дома с несколькими уровнями вложенности: подъезды, секции, квартиры, кухни, гостиные — можно посчитать все что угодно.

 

Некоторым карточкам нужны несколько уровней вложенности. Например, для проверки многоквартирного дома

Так выглядит интерфейс, в котором нужно делать много мелких действий. Его мы и решили улучшить, когда изучили, как руководители ставят задачи.

 

Некоторые задачи состоят из нескольких этапов, причем сперва нужно закончить один, а потом уже переходить к следующему

Самое время для загадки. Смотрите, два условия:

·       у каждого сотрудника есть профиль;

·       он его заполняет сам.

Угадайте, что здесь не так?

 

У каждого сотрудника есть свой профиль

А вот уже заполненный профиль. Ну как, нашли ошибку? Имейте в виду: она очень неочевидна и не имеет отношения к UI. Только к UX.

 

Написать личное сообщение внутри приложения сотруднику не получится. Зато можно узнать телефон и позвонить

В чем же ошибка? Объясняем.

Реестры — это обычно закрытая от посторонних людей информация. Кто попало ее не посмотрит. И взять на выполнение какую-нибудь задачу обычный прохожий не может. Это не «Яндекс.Толока». Значит, сотрудников в приложении надо верифицировать — подтвердить, что каждый человек — действительно сотрудник.

В первом экране мы предлагаем пользователю заполнить профиль самому. Это как? Любой человек может скачать приложение из каталога и написать, что он работает в мэрии? Конечно же, нет.

Поэтому руководство должно создавать и заполнять все профили само. А потом просто давать доступы сотрудникам. Иначе в теории приложение будут устанавливать мошенники, чтобы брать задания и ходить по квартирам якобы по поручению губернатора.

 

Про Android-пользователей тоже не забыли

В этом проекте у нас не было пользователей как таковых. Дело в том, что сотрудники государственных организаций работают по строгим инструкциям. Выполнять задачи как угодно им нельзя. И приложение должно соответствовать этим инструкциям. А сами пользователи при таком подходе превращаются в функции.

Конечно, невозможно сделать идеальное приложение, если не знаешь, как им станут пользоваться люди. Все равно будут ошибаться и теряться. Но это надо отлавливать на тестировании.

 

Одни и те же компоненты в разных состояниях

Тестирование будет проводить сам заказчик. А мы, если что, поможем. Опыт есть. Но сейчас, пока мы пишем кейс, приложение находится в разработке, а мы консультируем заказчика. И делаем для него еще один проект.

Закончили проект и сразу взялись за следующий с тем же заказчиком

Результат

Макеты интерфейса

Бюджет

от 500 000 ?
Подробнее на сайте


Перейти на сайт

В карточку агентства

Письмо автору кейса

Пользуйтесь реальным опытом в IT и следите за успехами потенциальных подрядчиков и конкурентов
Читайте также
Кейсы по теме#Государство и политика