Разработка белорусского маркетплейса по продаже товаров широкого потребления

Заказчик
«Авокадо» — минский онлайн-гипермаркет, где можно заказать качественные товары широкого потребления с доставкой на дом. Главные принципы: экологичность и безопасность товаров.
Задача
С нуля разработать мультикатегорийный маркетплейс. Создать сервис контроля за качеством товаров. Доработать доставку в условиях пандемии. Внедрить программу лояльности покупателей.

Проблема клиента

У клиента был офлайн-бизнес по хранению широкого ассортимента товаров: на его складских площадях размещались товары разных продавцов и осуществлялась отгрузка товаров заказчикам. Возникла идея организовать маркетплейс по принципу fulfillment-by-owner, как в маркетплейсе Ozon. Это означает, что продавцы будут привозить продукцию на склады «Авокадо», покупатели оформлять заказы через витрину маркетплейса, а маркетплейс сопровождать товар от заказа до получения покупателем. Основными критериями для торговли на маркетплейсе клиент считал качество и безопасность товаров. Поэтому перед нами стояла задача не только запустить с нуля нагруженный маркетплейс, но и придумать способ, как поставить на поток проверку сертификатов на товары. Причем чтобы это было максимально удобно и для продавцов, и для администраторов маркетплейса.

Запуск проекта пришелся на весенние ограничения из-за пандемии коронавируса, поэтому появилась еще одна задача — внедрить возможность экспресс доставки продуктов курьером, исходя из времени суток. 

Ход выполнения работ

1. Брифование.

Первый этап при разработке маркетплейса — брифование клиента и перевод его желаний в техническое задание на дизайн и разработку. Мы с клиентом сошлись на максимально простом дизайне в природных цветах: покупатель сможет легко ориентироваться в каталоге, находить нужную информацию о товаре, а зеленый цвет и фирменный логотип с авокадо подчеркнут экологичность и безопасность продуктов. 

2. Прототипирование. 

Клиент сам проводил предварительный конкурентный анализ и пришел к нам с готовыми требованиями к дизайну страниц. Вместо того, чтобы сразу приступить к разработке, мы предложили начать с прототипирования страниц. По своему опыту мы знали, что даже при наличии у клиента сформулированных пожеланий к будущему дизайну, прототипирование — это обязательный этап. Оно всегда помогает выявить неточности и исправить их до интеграции дизайна. А значит, сроки проекта не затянутся.

В зависимости от особенностей проекта мы разрабатываем или схематичные прототипы, или детальные. Так как некоторые наработки у клиента все же были, удалось сразу отрисовать максимально подробные прототипы страниц. Тогда мы и обнаружили ошибку. Оказалось, что если непосредственно следовать пожеланиям клиента, страницы некорректно отображаются на экранах ноутбуков из-за разницы в расширении: появляются пустые области и размытия, широкие белые полосы по краям, нет акцента на ценах и скидках. Конечно, нас это не устроило. Мы предложили клиенту другую структуру карточки товара: переместили цену и название товара, добавили дополнительные блоки. А качестве образца выбрали прототипы страниц для ноутбуков и сделали их адаптивными. То есть каждая страница растягивается под экран компьютера, верстка не едет и информация отображается корректно. 

Прототипы помогли нам сразу делать более качественный продукт для клиента: устранить ошибки при минимальных затратах и найти лучшие решения для дизайна. 

Вот так выглядели итоговые согласованные прототипы:

3. Отрисовка дизайна. 

На основании прототипов мы разработали дизайн всех страниц сайта. Особые фишки и акценты в дизайне сделаны с учетом маркетинговых исследований современных интернет-магазинов и маркетплейсов:

Для мобильных устройств мы разработали отдельную мобильную версию маркетплейса. То есть страницы не сжимаются под размер экрана телефона и выглядят как приложение с удобной строкой навигации.

4. Базовая настройка CS-Cart.

Когда дизайн всех страниц был готов и согласован с клиентом, необходимо было провести базовую настройку CS-Cart. Запускать дополнительную функциональность невозможно, пока не работают основные бизнес-процессы маркетплейса.

 Базовая настройка включает в себя:

  • создание структуры категорий, 
  • создание характеристик, 
  • заполнение вариантов для 3 характеристик, чтобы показать как работают фильтры,
  • создание этих фильтров, 
  • создание 5 тестовых товаров, 
  • настройка главного меню, 
  • создание шаблонов статичных страниц: о компании, оферта, политика конфиденциальности, политика персональных данных, 
  • настройка нескольких способов доставки и оплаты, доступных в коробке,
  • создание полей профилей покупателя и продавца,
  • настройка языка и валюты.  

Базовая настройка нужна не только для демонстрации возможностей. Самое полезное то, что по каждому пункту мы написали инструкции для клиента. По ним он сможет самостоятельно работать со своим маркетплейсом после запуска.  

5. Доработка штатных способов доставки.

Чтобы максимально быстро и безопасно доставлять продукты в условиях пандемии, клиенту нужен был новый способ доставки: экспресс доставка курьером. Ее особенность — доставка в день заказа. Но если покупатель будет делать заказ, например, в 19:00, то очевидно, что товары не могут быть доставлены в этот же день. Мы доработали штатные возможности CS-Cart, чтобы способы доставки менялись в зависимости от времени заказа. Например, экспресс доставка курьером автоматически становится недоступной в вечернее время. 

6. Создание системы контроля качества.

Чтобы гарантировать безопасность товаров своим покупателям, клиент решил запрашивать от всех продавцов сертификаты качества на каждый загружаемый продукт. Необходимо было предусмотреть такую возможность в функциональности маркетплейса: чтобы было удобно как для продавцов, так и для модераторов. 

Мы реализовали эту задачу так: каждый поставщик при заполнении товара на маркетплейсе обязан загрузить скан сертификата качества и указать срок его действия, иначе товар не уйдет на модерацию. 

Если с сертификатом все хорошо и модератор подтверждает это, то товар попадает на витрину. Когда срок действия сертификата качества истекает, продавцу приходит автоматическое оповещение с просьбой подгрузить новый сертификат. Если этого не сделать — товар будет недоступен для заказа и пропадет с витрины.

 

Вместе с возможностью добавить сертификат у каждого товара есть набор полей, которые продавцу обязательно надо заполнить. По умолчанию в CS-Cart есть три статуса товаров: включено, выключено, скрыто. Для такой тщательной модерации товаров, как хотел клиент, этих статусов было недостаточно.

 Мы расширили статусы товаров в административной части: новый, на проверке, не прошел модерацию, опубликован, проверка, снят с публикации.

Каждый товар отправляется на модерацию. Если в данных что-то не так, то модератор может оставить комментарий и вернуть товар продавцу. Если после публикации товара продавец будет редактировать значимые поля, то модератору придет оповещение на e-mail, что товар был изменен. 

При входе в панель управления модератор также увидит оповещения о товарах, которые требуют его внимания и реакции. Он сможет нажать на оповещение и перейти на список таких товаров. Измененные поля будут подсвечены, так что модератор сможет легко обнаружить изменения и быстрее их проверить. 

7. Разработка удобной системы лояльности покупателей. 

Чтобы маркетплейс развивался, на него должны приходить и покупатели, и продавцы. И если для мотивации пользователей решено было внедрить бонусную систему, то возник вопрос, как при этом оставить маркетплейс привлекательным для продавцов. 

Вот как было: продавец платит маркетплейсу комиссию с каждой покупки. Если внедрять бонусную систему в классическом виде, то при оплате покупки бонусными баллами и удержания комиссии, продавец мог остаться совсем без прибыли. Выход нашелся такой: применение бонусных баллов учитывается из доходов маркетплейса и ограничено 25% от стоимости заказа. 

Эта схема работы выгодна всем участникам:

  • продавец гарантированно получает свои деньги от продажи товаров и платит только комиссию; 
  • маркетплейс остается привлекательным для продавцов и не теряет свою прибыль, так как баллами можно оплатить только до 25% покупки, 
  • покупатель доволен тем, что сэкономил на оплате покупки бонусными баллами. 

Кстати, бонусные баллы доступны только зарегистрированным пользователям и сразу видны в корзине. Это мотивирует их к покупке и увеличивает средний чек. 

 

Результаты работ

1. Удобная площадка для взаимодействия администраторов, продавцов и покупателей. Раньше заказчик получал прибыль только от сдачи в аренду своих складских площадей продавцам, а теперь зарабатывает еще и на комиссии с каждой продажи в маркетплейсе. Сами продавцы без особых вложений получили дополнительный источник сбыта своих товаров. 

2. Рост бизнеса за полгода после запуска. По сравнению с первым месяцем: 

  • количество продавцов увеличилось в 10 раз,
  • количество товаров увеличилось с 2 тысяч до 20 тысяч,
  • количество представленных брендов увеличилось с 10 до 50,

3. Расширился ассортимент. При запуске проекта продавались только сухие завтраки, батончики, крупы. Теперь категорий бакалеи стало больше,  в продаже появилась бытовая химия и декоративная косметика. Планируется реализовать возможность торговли скоропортящейся продукцией.

4. Качество товара гарантировано сертификатами и модерацией. В результате — довольные покупатели и лояльность бренду.

5. Есть потенциал для масштабирования и продвижения. Спустя полгода после старта проект доказал свою успешность и может развиваться дальше: уже внедрена система собственных пунктов выдачи, а в планах внедрить систему fulfillment-by-seller, которая позволит продавать скоропортящиеся продукты непосредственно со склада продавца.


Перейти на сайт

В карточку агентства

Письмо автору кейса

Пользуйтесь реальным опытом в IT и следите за успехами потенциальных подрядчиков и конкурентов
Читайте также
Кейсы по теме#Питание