Программа лояльности - рабочий инструмент удержания и возврата клиентов. Такие программы пользуются популярностью среди бизнеса, но не всегда они полностью автоматизированы, а в некоторых компаниях и вовсе ведуться в ручном режиме, используются только как система поощрений в конфликтных ситуациях.
О том как разработать прозрачную и многоуровневую программу лояльности с нуля и не затянуть процесс разработки, рассказывает тимлид IQ Dev Илья.
Текущая проблематика: Отсутствует система бонусной мотивации пользователей за прошедшие поездки - программа лояльности. Бонусы существуют только для урегулирования конфликтных ситуаций (ручной учет), вознаграждений за рекомендации сервиса.
Задача: Реализовать многоуровневую программу лояльности, для вознаграждения пользователей за прошедшие поездки.
Казалось бы, задача вполне четкая и понятная. Но стоит учитывать, что до этапа разработки такая программа лояльности должна быть описана и рассчитана с учетом экономики предприятия, расписаны бизнес-процессы, описаны случаи форс-мажора и многое-многое другое. И только потом можно приступать непосредственно к разработке. В этом конкретном случае мы принимали участие не только в разработке, но и в частичном описании бизнес-процесса предоставления бонусов.
У клиента была система лояльности в виде таблиц, где хранятся транзакции по бонусным баллам. Существовало несколько типов бонусов:
возврат бонусами, если путешественник согласен использовать бонусы при покупке следующих туров
Программу лояльности разбили по требованиям заказчика на 3 уровня:
*Подробные условия программы лояльности можно посмотреть на https://youtravel.me
Также одним из обязательных условий для начисления - наличие оставленного и прошедшего модерацию отзыва на сайте.
Таким образом путешественник получит бонусы, выполнив следующие условия:
Программа лояльности у путешественника активируется в момент публикации отзыва (успешного прохождения модерации), о чем он будет уведомлен почтовой рассылкой и в личном кабинете бонусной программы на сайте.
Дальнейшее начисление бонусов за следующие путешествия будет происходить автоматически уже без условия “оставить отзыв”. Такие начисления реализовали с помощью скрипта, запускающегося с определенной периодичностью (агент), который собирает все прошедшие туры, которые удовлетворяют всем условиям программы лояльности.
Также мы назначили условие “сгорания” бонусов по истечении 1 года с момента начисления, для этого добавили дату начисления бонусов в Базу данных и собирали инфо. По истечении года - система автоматически списывает бонусы с бонусного счета путешественника.
Немаловажное требование - начислить бонусные баллы уже по прошедшим путешествиям. Для этого были отобраны скриптом все подходящие под условия программы лояльности путешественники и начислена необходимая сумма с учетом потраченных средств (в зависимости от определенного уровня программы).
Для того, чтобы путешественник мог видеть и управлять своими бонусами мы добавили в существующий личный кабинет - еще одну страницу с программой лояльности.
В личном кабинете отражались данные:
Пример личного кабинета
На проекте реализован кастомный модуль оплаты. Для того, чтобы путешественник мог оплачивать покупку тура бонусами, мы немного расширили его функционал и дописали конфигурации для бонусных баллов.
Заложили условие, по которому невозможно оплатить баллами полностью весь тур. Для этого доработали модуль и страницу оплаты.
При этом при необходимости сотрудник сервиса сможет выгрузить статистику по совершенным оплатам: что было оплачено бонусами, а что непосредственно деньгами.
Также учли и возврат уже оплаченных туров: бонусные баллы также возвращаются покупателю на бонусный счет, срок возвратных бонусов считается как год от даты первичного начисления, а не от даты возврата.
Одним из важных аспектов для бизнеса была возможность начисления бонусов путешественникам, которые ранее оплачивали туры.
Важно было учесть при разработке условия начисления баллов:
Для этого мы написали скрипт, который отбирал все туры подходящие под условия программы лояльности После чего путешественникам была начислена сумма бонусов в зависимости от уровня программы лояльности и выслано эл.письмо/уведомление в личный кабинет.
Благодаря грамотно выстроенной архитектуре на проекте - это не представилось чем-то сложным. Хотя мы сталкивались с разными ситуациями, где приходилось применять весьма нетривиальные решения.
Программа лояльности - грамотный и рабочий инструмент для поддержания своих клиентов. Разработка такой программы - однозначно трудоемкий процесс, в котором нужно предусмотреть не только техническую часть, но и все бизнес-процессы, которые могут понадобится как клиенту (например, возможность оплаты бонусами или возврат бонусов), так и бизнесу (статистика начисления, списания, “сгорания” бонусных баллов) Нередко бизнес не переходит на полностью автоматизированную систему бонусов из-за сложности ее разработки, но поверьте, это не так сложно как кажется, если заниматься разработкой грамотно и со знанием дела!
Технологии на проекте