Цветочный b2b маркетплейс «7ЦВЕТОВ» отсчитывает свою историю еще с начала 2000-ых годов. Несмотря на обширную клиентскую базу, компания столкнулась со снижением конверсии. Пользователи сайта уходили, бросая корзину, и было непонятно, где источник проблемы. Руководству было очевидно, что необходим редизайн сайта, но только ли в нем дело?

Компания обратилась в Siberian.pro за аналитикой и исследованием UX/UI сайта.
Мы приступили к проекту как аудиторы: выполнили аудит UX/UI сайта биржи (десктоп и мобильной верстки), выявили и записали все найденные проблемы. Однако устаревший дизайн — лишь верхушка айсберга. Найти подлинный источник проблем нам помогла продуктовая аналитика:
Мы провели ряд интервью с клиентами «7ЦВЕТОВ».
Затем наши специалисты из отдела дизайна составили 4 портрета целевой аудитории и проработали по каждому сегменту детальную CJM: от регистрации/авторизации пользователя до оформления и отслеживания статуса заказа.
Параллельно мы выявили ключевые боли целевой аудитории и проблемные места, влияющие на конверсию основного пользовательского пути.
Также собрали бэклог востребованных функций, которые еще предстоит реализовать.
Оказалось, что типичный user flow пользователя очень плохо соотносится как с бизнес-метриками нашего заказчика, так и с целями самого пользователя. Многие типовые действия (получение актуального прайса, выборка товаров для заказа, фильтры по типу растений, отслеживание поставок и т.д.) выполнялись через громоздкие UI-конструкции или вообще требовали согласования менеджера. Очевидно, каждая такая преграда ухудшала пользовательский опыт и затрудняла конверсию клиентов.
Второй важный момент — нехватка внутренних метрик и аналитики. Наш первичный анализ выявил места, где «отваливаются» потенциальные клиенты, но понять, почему это происходит, без собранных метрик было сложно. А значит — сложно выстроить стратегию коммуникации с пользователем и достичь бизнес-целей, среди которых, разумеется, улучшений конверсий.
Поэтому нашей первой задачей стало именно получение метрик. В соответствии с потребностями бизнеса мы определили основные метрики и сформулировали дополнительную задачу по расширению количества собираемых событий в аналитике продукта. В результате разработали дерево метрик на доске в Miro.
Под каждый сценарий (онбординг, акции, оформление заказа, управление корзиной и т.д.) мы выбрали конкретные индикаторы, а также разделили их по приоритетности и целям заказчика, т.е. какова цель на данном этапе воронки: привлечь новых клиентов, повысить уровень лояльности, сократить количество списания товаров и т.п.
Дальше, уже обладая более глубоким пониманием потребностей клиентов, мы провели UX/UI-аудит, выявили несколько десятков ключевых проблем и предложили альтернативные варианты дизайна интерфейсов сайта в каждом случае.
Ниже пример улучшения UX/UI. Старый интерфейс работы с заказами в корзине.

И новый дизайн работы с заказами в корзине. Товар стало видно лучше, добавились фильтры, переносить товар между заказами стало проще.

Помимо улучшения веб-сайта компании заказчик поставил перед Siberian.pro задачу разработать мобильное приложение биржи цветов. Имеющийся вариант был, по сути, заглушкой с минимальной функциональностью.
В качестве альтернативы нативным технологиям (Kotlin/Swift) мы предложили технологию PWA (Progressive Web App), которая позволяет «превратить» веб-приложение в универсальное мобильное приложение под платформы Android и iOS.
Преимущества такого подхода:
низкая стоимость разработки;
короткие сроки реализации;
возможность быстрой доставки обновлений до конечного пользователя.
Совместно с заказчиком мы составили детальный список функциональных требований к новому приложению, от первичной регистрации пользователя и онбординга до работы с двумя типами корзин (да, по бизнесовым причинам их требовалось именно две, и CustDev показал, что пользователям это удобно).
Основные функции приложения:
Новая главная страница со спец.предложениями и новостями
Каталог с карточками товаров и фильтрами
Оформление заказа
Применение промокодов
Профиль с личными данными: баланс счета, адреса доставки, избранное, данные персонального менеджера, контактных лиц и пр.
Подача претензий
Онбординг пользователя
Камеры и схемы торговых залов
История заказов и отгрузок товара, статус отгрузок
Сканер штрих-кода товаров
Основная сложность в разработке была обусловлена бизнес-моделью биржи. Нам пришлось придумать и воплотить удобный интерфейс для работы сразу нескольких значительно отличающихся способов приобрести товар на маркетплейсе.
Во-первых, это обычный цветочный маркетплейс, на котором могут закупаться как физические лица (декораторы, свадебные оформители и т.д.), так и юридические лица (цветочные сети).
Кроме того, это еще и биржа, работающая по принципу аукциона.
Юридические лица могут заказывать по разным адресам, с разными формами оплаты, следовательно, нужна функциональность множества заказов и возможность бесшовно переносить или копировать товары между ними.
Нужен удобный контроль графиков поставок, как текущих, так и запланированных, чтобы клиенты могли поддерживать свой ассортимент и планировать продажи.
Для быстрого заказа ранее заказанных позиций именно в нужном формате (например, коробка по 100 цветов) мы добавили в мобильное приложение сканер штрихкодов. Тогда клиент может отсканировать коробку и сразу добавить в новый заказ такой же товар без необходимости даже открывать историю покупок на маркетплейсе.
Клиент получил новый удобный сайт и мобильное приложение, работающее на любых устройствах. Все каналы продаж мы привели к единому дизайну, улучшили UX с позиции реальных болей целевой аудитории и существенно расширили функциональность. Выросла вовлеченность пользователей, а процент отказов сократился.
После релиза наша команда продолжила консультировать клиента по вопросам юзабилити, функциональности и оптимизации работы сайта и приложения. Кроме того, мы начали работу над адаптацией продукта заказчика для локальных рынков под другими брендами.