Этим летом ВкусВилл запускал новую версию сайта и пригласил нас, чтобы мы сохранили им органический трафик. Это было несложно. С такой задачей справится любой толковый SEO-специалист.
Особенность этого проекта в том, что мы уложились точно в срок, хотя редизайном занималось несколько подрядчиков: одна команда отвечала за старый сайт, другая — за новый, а мы — за трафик.
Сложность при работе с тремя автономными командами в том, что они не общаются лично. Обсуждение и согласование задач происходит через менеджеров, аккаунтов, продуктов — и это еще не все участники коммуникационной цепочки. Из-за этого сроки проекта могут затянуться. В моём опыте были и такие случаи, когда проект вообще летел в тартарары из-за неправильной организации.
На ВкусВилле всё было по-другому. Мы предложили продукт-менеджеру Мелору Курдованидзе работать с разработчиками напрямую, чтобы исключить из процесса лишних посредников. Кажется, мы всё сделали правильно — проект закрылся ровно в срок, через три месяца.
В этом кейсе не будет ничего о таблице соответствия URL или прочей оптимизаторской операционке. Я расскажу о том, как на проекте с редизайном построить процесс коммуникации так, чтобы не сорвать дедлайн.
Редизайном сайта ВкусВилла занималось три команды:
В классической модели управления связующим звеном между нами и разработчиками стал бы продукт-менеджер ВкусВилла Мелор Курдованидзе. Если бы мы согласились на такой формат, процесс для нашей команды выглядел так: оптимизатор выдаёт ТЗ ведущему, ведущий — продукт-менеджеру, он передаёт его разработчикам, собирает вопросы и замечания, потом возвращается к нам — и так по кругу. Это неэффективно.
Мы считаем, что работать через посредника неудобно. Чем больше людей участвует в диалоге, тем больше возникает непонимании
Нам не хотелось работать в режиме испорченного телефона, поэтому мы обсудили с продукт-менеджером ВкусВилла другой формат работы: чтобы я ставила задачи по SEO напрямую программистам.
Чтобы влиять на приоритет SEO-задач, мы попросили продукт-менеджера внедрить нас в процесс разработки. Так все вопросы решаются в моменте
Естественно, нам не просто так разрешили ставить программистам задачи напрямую. Сначала нам надо было доказать, что мы знаем, что делаем.
На самой первой встрече мы согласовали с продукт-менеджером ВкусВилла план работ и договорились о промежуточных дедлайнах. План основывался на опыте предыдущих проектов, но учитывал и особенности проекта ВкусВилла. Все SEO-задачи были разделены на те, которые нужно выполнить до редизайна и после.
План работ по SEO для редизайна сайта. Он помогает не забыть о небольших SEO-задачах, которые иногда откладывают на потом из-за их простоты
Наш план работ по SEO для редизайна сайта — это база, которая поможет другим оптимизаторам сохранить трафик на новом сайте. Шаблон плана хранится в Google Sheets. Создавайте копию и используйте его на своих проектах.
Чтобы сохранять контроль над проектом, мы предложили работать недельными флайтами. По вторникам мы созванивались с продукт-менеджером ВкусВилла, чтобы рассказать о выполненных задачах за прошлую неделю, согласовать план работ на следующую и решить какие-то сложные вопросы. Такие созвоны длились не более 10—15 минут.
Мелор Курдованидзе, продукт-менеджер ВкусВилла: «При выборе исполнителя была важна автономность: чтобы никто ни за кем не следил, и все вели себя, как взрослые ответственные люди.»
Для общения разработчики использовали Телеграм, Basecamp и Трелло. Мы добавились везде, чтобы общаться с ними в удобной для них среде.
Задачи для первой аутсорс-команды мы ставили в Basecamp, а чат в Телеграме использовали на случай срочных вопросов. Мгновенная реакция на сообщения в чате выручала, если на проекте случались ошибки.
Однажды мы поставили задачу не той команде. Если бы коллеги не забили тревогу в чате, мы бы обнаружили ошибку только к концу проекта, а так — решили проблему за 20 минут: всех предупредили, написали новые требования и продолжили работу.
Без чата все бы пошло по-другому: тимлиду первой команды аутсорс-разработчиков пришлось бы писать продукт-менеджеру, вводить его в курс дела и просить поскорее исправить ошибку. Думаю, что это заняло гораздо дольше, чем 20 минут.
Скриншот переписки: тимлид разработчиков написал об ошибке в 11 утра, а к 11:20 мы уже писали новое ТЗ. Если бы мы работали через продукт-менеджера, проблема бы не решилась за 20 минут
Со второй командой аутсорс-разработчиков мы тоже общались напрямую, но через Трелло. Нас добавили на нужную доску, где мы сами создавали карточки, описывали задачи, ставили срок и назначали ответственных.
Так как эта команда отвечала всего за 5% работ на проекте, чат в Телеграме не понадобился. Жаль, потому что команда — классная, все задачи решались максимум за два дня.
Такая прозрачность в общении помогла нам создать атмосферу инхаус-команды, которая сидит в одном офисе. Все вопросы решались быстро и без посредников, как если бы мы обсуждали их на общей кухне за чаем. Не было напряжённости, недомолвок или обид из-за недопонимания.
Виктория Палешко, оптимизатор IT-Agency: «Редко удаётся поработать с такой быстрой и чёткой разработкой со стороны клиента. В какой-то момент я поняла, что трек задач с помощью нашей таблицы внедрения — ненужный инструмент на данном проекте. Пока мы дублировали задачу из таскменеджера в таблицу, её уже сдавали на проверку. В итоге мы от неё отказались и следили за ходом работ только в Basecamp и Трелло.»
Благодаря такому подходу к работе, мы сдали проект с фиксированным временем и бюджетом в срок. Работоспособность подхода доказывает отчёт по выполненным задачам: за 52 дня наши коллеги закрыли 178 задач из 180 запланированных.
На проекте ВкусВилла мы работали с удаленной разработкой клиента напрямую, поэтому влияли на приоритетность SEО-задач. Общение без лишних согласований помогло сдать проект ровно в срок?
24 июня разработчики клиента выкатили новый сайт ВкусВилла с тем же поисковым трафиком.
24 июня выкатили новый дизайн: поисковый трафик остался на прежнем уровне — задача выполнена. Просадка 24 и 25 июня случилась из-за слетевшего счётчика Яндекс.Метрики?
ВкусВилл — не первый заказчик, для которого мы сохраняли трафик на новом сайте, но это первый проект с редизайном, который мы закончили день в день. Секрет успеха, на мой взгляд, в том, что у нас был заранее подготовлен план работ по SEO, и все участники проекта общались без посредников. Надеюсь, моя история поможет другим продукт-менеджерам и оптимизаторам решить проблему съезжающих сроков на похожих проектах.