В этот раз мы стали сами себе дедушкой, как поется в одной известной песенке. Или, если точнее выразиться, сами себе заказчиком. Сквозную аналитику знаем и внедряем давно. Недавно этот инструмент появился и в Битрикс24. А мы стараемся по-максимуму использовать его возможности, поэтому сразу решили опробовать новинку на себе.
Если кто-то не знаком с понятием сквозной аналитики, предлагаем почитать статью от нашего директора.
Мы стараемся следить за всеми новыми сервисами и программами на рынке, которые позволяют решить ту или иную задачу в интернет-маркетинге. Однако, использование огромного количества программ в работе дезориентирует и отнимает драгоценное время. У нас, как у истинных IT-шников в арсенале остаются только самые эффективные инструменты. Один из основных — это корпоративный портал Битрикс24, возможности которого из года в год расширяются. Нам гораздо удобнее всё иметь под рукой здесь, чем каждую задачу решать в отдельной программе.
Задача, стоящая перед нами, заключалась в точной структуризации всех источников трафика и настройке сопутствующих инструментов для корректной работы «Сквозной аналитики»: коллтрекинг, email-трекинг и доработка собственных форм обратной связи на сайте для корректного учета источника трафика и пути клиента. Естественно, с привязкой к CRM. Звучит сложно? О, да!
Перед началом настройки мы определили источники трафика — откуда поступают лиды в CRM. В Битрикс24 по умолчанию уже есть 6 источников трафика, к ним мы добавили свои, в итоге у нас получилось 19 источников.
17 видимых источников и по 2 источника в vk и instagram
Отслеживание источников обращений происходит за счёт работы трёх инструментов:
Можно использовать как все 3 инструмента как в комплексе, так и по отдельности. Мы настоятельно рекомендуем использовать их в комплексе, иначе возможна ситуация, когда клиент проделал долгий путь до вашего сайта, но оказавшись на нём, решил не заполнять форму обратной связи, а позвонить по телефону. Без настроенного коллтрекинга вы не узнаете, как клиент попал на сайт, и в этом случае для вас это будет выглядеть как «клиент просто позвонил по телефону».
В случае же, если у вас подключены все три инструмента, то для клиента, который попал на ваш сайт из социальной сети Вконтакте, все телефонные номера и e-mail адреса будут автоматически заменены на те, что будут указаны при настройке сквозной аналитики. При звонке на такой телефон на вашем портале Битрикс24 будет создан лид, у которого будет указан источник — ВКонтакте.
Итак, первым делом мы внесли UTM-метки в источники трафика внутри сквозной аналитики и расставили метки везде, где только можно.
Настроенный источник трафика 2gis
При переходе из 2gis в адресной строке пользователя сохраняется наша UTM-метка
Далее, мы принялись за настройки коллтрекинга. Необходимо было выделить телефонный номер, интегрированной с порталом телефонии на каждый источник трафика и в простом интерфейсе распределить эти номера по ним.
И завершающий этап — Email-трекинг. Здесь действуем по аналогии с коллтрекингом: подключаем все E-mail адреса, которые планируем использовать в CRM и в простом интерфейсе распределяем эти адреса по источникам трафика. (Небольшой лайфхак: если у вас есть почтовый домен, вовсе не обязательно регистрировать десятки новых e-mail почт, достаточно создать алиасы и распределять уже их).
После выполнения подготовительных настроек в виде распределения UTM-меток, телефонных номеров и e-mail адресов, остаётся подготовить сайт. Если вы обладатель сайта на платформе Битрикс24.Сайты, то никаких дополнительных настроек не потребуется — всё работает «из коробки». Если же ваш сайт на другой платформе, и на нём подключен виджет Битрикс24, дополнительных настроек для автоматической подмены номеров и e-mail также не потребуется.
Если виджета Битрикс24 на сайте нет, потребуется разместить небольшой JS-код на все страницы сайта, где будет требоваться подмена номеров и e-mail.
В нашем случае виджет Битрикс24 на сайте у нас был, но мы также хотели отслеживать источник трафика и путь клиента, который был проделан по сайту до заполнения форм обратной связи.
Чтобы «наши» формы обратной связи корректно передавали в портал источник трафика и путь клиента, пришлось доработать сами формы обратной связи. Добавили скрытое поле, отражающее путь клиента (php класс, который работает с UTM-метками) и доработали функцию, отвечающую за передачу информации в портал Битрикс24.
Мы советуем с максимальной ответственностью подойти к распределению источников трафика, не объединять два похожих источника в один. Например: группа ВКонтакте и посты — это один источник, а реклама ВКонтакте — уже другой.
Также мы настоятельно рекомендуем перед началом настройки в отдельном файле соотнести все номера телефонов и e-mail с их источниками трафика. Убедитесь, что есть ресурсы на каждый источник, и расширьте их в случае нехватки до начала настройки сквозной аналитики.
Хотим отметить тот факт, что сквозная аналитика — это инструмент не для анализа рекламных кампаний, это инструмент для анализа источника трафика в целом. Этим инструментом не получится определить, какое рекламное объявление ВКонтакте приносит больше лидов, для этого есть другие инструменты. Этот же инструмент позволяет собственнику бизнеса или маркетологу, не тратя много времени, выяснить какой рекламный канал работает, а какой нет.
После всех произведённых настроек мы получили полный контроль над источниками трафика, а следовательно над эффективностью рекламных кампаний. Больше не нужно заходить в несколько рекламных кабинетов для формирования отчёта по эффективности того или иного источника рекламы. Теперь можно приступать к самому интересному — настройке отчётов сквозной аналитики, но об это мы расскажем вам позже, когда с вашей же помощью накопим статистику для красивых графиков. ;)