Исследования

01
янв/12
Как документально оформляются отношения между клиентом и веб-студией

Более 17% сайтов заказывается без договора

Более 30% недорогих сайтов заказывается вообще без договора, а составление технического задания практически не востребовано на рынке как самостоятельная услуга — такие данные были получены в результате исследования, проведённого проектом «Рейтинг Рунета» при поддержке компании Proactivity Group.

В процессе исследования был проведён опрос среди компаний, недавно обращавшихся за услугами веб-разработки. В опросе были затронуты две важные темы:

  1. Документальное оформление отношений между заказчиком и исполнителем.
  2. Составление технического задания для веб-разработки.

Представляем итоги нашего исследования.

Более 40% сайтов разрабатывается на «джентльменских условиях»

Во время опроса участники должны были ответить на вопрос: «Как документально оформлялись отношения?» Они могли выбрать один из следующих вариантов ответа:

  • Договорились неформально, без бюрократии.
  • Подписали стандартный общий договор — просто как основание для оплаты услуг исполнителя.
  • Подписали развёрнутый договор с детальным описанием оказываемых услуг, гарантий и обязательств сторон.
  • Подписали развёрнутый договор, плюс отдельно документировали каждый этап разработки.
     

Общая картина получилась следующая. 17,5% процентов сайтов делается вообще без всяких договоров. Ещё 24,6% — с формальным договором, служащим лишь основанием для перечисления денег. То есть, более 40% проектов ведутся на заведомо «джентльменских условиях», когда процесс регулируется не согласованным юридическим документом, а некими неформальными договорённостями.

Очевидно, что в этом случае участники процесса никак не защищены от недобросовестности партнёра.

Однако, если рассмотреть распределение ответов по ценовым сегментам, мы сможем увидеть «нюансы и оттенки». В рамках данного исследования мы выделяем три основных ценовых диапазона:

  • заказчики, затратившие на создание сайта до 100 тысяч рублей;
  • заказчики сайтов стоимостью от 100 до 300 тысяч рублей;
  • заказчики с бюджетом свыше 300 тысяч рублей.
     

Как видим, к неформальным отношениям особенно склонны проекты стоимостью до 100 тысяч рублей. При достаточно невысокой цене вопроса стороны не рассматривают судебное разбирательство (для которого важен детальный договор) как инструмент решения конфликта.

В случае возникновения конфликтной ситуации комплексные судебные издержки (время, деньги) обойдутся дороже, чем может дать в итоге положительное решение. Поэтому в этом сегменте 30,8% сайтов делается вообще без документального оформления отношений. А ещё 26,9% заказчиков заключают формальный договор, который тоже в судебном процессе не помощник. То есть, число «джентльменских соглашений» в недорогой разработке близится к 60% (в целом по выборке — более 40%, см. выше).

Впрочем, это факт очевидный, он интересен лишь указанием конкретных значений. Столь же очевидным является и усложнение договора по мере роста стоимости — так, для проектов дороже 300 тысяч рублей основная масса заказчиков подписывает детализированые договоры или детализированные договоры с приложениями к ним.

Гораздо любопытнее другой момент — наличие «бездоговорных» и «формально-договорных» отношений в дорогих сегментах. Судя по полученным данным, на «честном слове» держится разработка более 30% проектов стоимостью от 100.000 до 300.000 рублей и 17% проектов дороже 300.000 рублей.

Чем считать этот показатель — правовым нигилизмом, неверием в арбитражное судопроизводство или глубокой верой в способность людей договариваться? Этот вопрос мы пока что оставим без ответа. :)

Ещё один вопрос без ответа — пункт «Другое», который в ходе опроса, к сожалению, не был раскрыт подробно. Мы можем лишь констатировать, что примерно 2% заказчиков договариваются с исполнителями «не устно и не письменно», а как-то иначе. Возможно, за этим выбором стоят какие-то комбинированные схемы взаимодействия, сочетающие несколько разных форматов договорённостей. Или же — что-то совершенно «другое». :-)

18,4% сайтов разрабатывается вообще без техзадания

Если договор определяет формальные стороны взаимодействия (сроки, этапы, стоимость работ, гарантии), то техническое задание описывает само содержание разработки. Нас интересовало, как обстоят дела с составлением техзаданий на современном рынке веб-разработки, поэтому опрашиваемым было предложено ответить на вопрос: «Составлялось ли техническое задание на планирующиеся работы?» Они могли выбрать один из следующих вариантов ответа:

  • Нет, всё решали в живом общении: устно, через почту и мессенджеры.
  • Мы сами составили ТЗ и передали его исполнителю.
  • ТЗ составил исполнитель — в качестве бесплатной услуги в рамках проекта.
  • ТЗ составил исполнитель — в качестве отдельного оплаченного нами этапа проекта.
  • Мы заказывали ТЗ у других специалистов, после чего передали его исполнителю.

Надо заметить, что вопросы, связанные с техзаданием, весьма неоднозначны. Так, например, 32,7% заказчиков указали, что составили ТЗ самостоятельно. В то же время, большинство разработчиков не считают присланные заказчиком описания собственно техзаданиями. В лучшем случае, к этому документу подходит термин «пожелания». С другой стороны, для простых сайтов без сложного функционала достаточно и перечня пожеланий, а в составлении детального ТЗ нет особого смысла. Это значит, что составленное заказчиком «пожелание» вполне соответствует логике нашего опроса — его можно считать техзаданием.

«Бесплатное» составление ТЗ — ещё один неоднозначный момент. Понятно, что даже если за ТЗ заказчик не платит отдельно, то стоимость работы над ним, в любом случае, будет включена в общую цену проекта. Тем не менее, мы остановились на такой формулировке, так как именно так чаще всего презентуется эта услуга заказчику, если в калькуляции не выделена отдельно стоимость составления техзадания.

После этого необходимого вступления переходим к результатам опроса. Для наглядности мы свели все данные в общую гистограмму: первый столбец в каждой группе отражает общие результаты, а дальше идут данные по разным ценовым сегментам.

Итак, 18,4% всех опрошенных ТЗ не составляли вообще, решая всё «на пальцах». Закономерно, что основная масса таких ответов приходится на проекты ценой до 100 тысяч рублей — среди них не составляют техзадание 26,4%. Это логично, так как именно недорогие проекты часто бывают простыми, не требующими детального описания. С другой стороны, даже при высокой сложности проекта, но малом бюджете, этап составления ТЗ могут «выбрасывать» из экономии.

А вот тот факт, что около 10% дорогих проектов обходятся без составления техзадания, заставляет задуматься. Впрочем, далеко не всегда «дорогой» = «сложный». Например, «дизайнерские» сайты, в которых основные расходы приходятся на разработку дорогого дизайна, вполне могут обходиться без развёрнутого технического задания.

Самостоятельно составляли техзадание 32,7% всех опрошенных (с оговоркой, приведённой во вступлении). По ценовым сегментам также наблюдается предсказуемая картина — если для сегментов «до 100 тысяч» и «100-300 тысяч» количество сайтов без ТЗ составляет соответственно 37,7% и 33,3%, то для сегмента «свыше 300 тысяч» число «самоделкиных» резко падает до 8,3%.

Представляется, что у такого поведения «дорогих» заказчиков есть сразу две причины, причём возможная сложность проекта тут значения не имеет (в предыдущем отчёте мы показали, что сложность веб-разработки не является определяющим фактором ценообразования).

Фактор первый: тратя более значительные суммы, заказчик резонно хочет получить и более качественный сервис. В том числе — перекладывая на разработчика задачу по формализации процесса.

Фактор второй: в недорогих проектах чаще всего основным лицом, ответственным за процесс со стороны заказчика, становится руководитель компании, который держит в голове всю картину: потребности компании, задачи сайта, имеющиеся средства и т.д. А по мере увеличения бюджета всё чаще ответственным лицом становится «руководитель среднего звена», например — начальник отдела рекламы, маркетинга, а то и отдела продаж. И это лицо далеко не всегда имеет полномочия, а главное — время и возможности, чтобы самостоятельно определить и описать всё, что компании требуется от сайта. Поэтому эта задача перекладывается на веб-студию, а заказчик оставляет за собой лишь согласование и утверждение готового документа.

Пункт «ТЗ бесплатно составил исполнитель» показал самое равномерное распределение ответов — от 21% до 28% в зависимости от сегмента, и 25,5% как общий средний результат. Очевидно, что «скрытое» составление техзадания является самым популярным форматом на современном рынке веб-разработки. С одной стороны, важный документ составляется, с другой стороны — заказчик думает, что ему это обошлось бесплатно. Учитывая, что основное число корпоративных сайтов в техническом отношении устроены довольно просто, такой формат является, видимо, оптимальным в большинстве случаев — он не провоцирует заказчика на попытки сэкономить и написать всё самостоятельно.

Следующий пункт (ТЗ составил исполнитель за деньги) показывает нам два интересных момента. Момент первый: в «дорогой» разработке за ТЗ отдельно платили почти 60% заказчиков. Момент второй: не менее 7% заказчиков в нижнем ценовом диапазоне тоже оплачивали ТЗ отдельно! Этот факт показывает, что в недорогой веб-разработке есть специалисты, способные доказать важность этого документа, и клиенты, готовые даже при скромном бюджете сознательно оплатить предварительную «бумажную» работу.

Самый интересный результат в нашем исследовании показал последний пункт (заказ ТЗ у сторонних специалистов). Он набрал всего 1% в общей выборке и 3,1% в сегменте «100-300 тысяч рублей». То есть, хотя на рынке и есть возможность заказать ТЗ отдельно, особого спроса на эту услугу нет.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, это — прямое следствие недооценки заказчиками важности самого ТЗ. С другой — даже в самом подробном ТЗ остаются моменты, понятные только тому, кто непосредственно общался с заказчиком и проникся его вИдением проекта. Поэтому и для заказчика, и для разработчика может быть предпочтительнее, чтобы весь процесс находился в одних руках. 
 

Основные выводы исследования:

  • Разработка около 60% недорогих проектов, более 30% средних и 17% дорогих проектов ведётся либо вообще без договора, либо с формальным договором. Основанием работы становятся лишь неформальные договоренности.
  • В 18% случаев веб-разработка обходится вообще без ТЗ, а в 32% случаев заказчик составляет его самостоятельно.
  • Даже в сегменте недорогой разработки есть заказчики, готовые отдельно оплачивать этап составления техзадания.
  • Услуга по независимому составлению техзаданий в настоящий момент не пользуется спросом на рынке веб-разработки.
     

Информация об исследовании

Исследование было проведено проектом «Рейтинг Рунета» в начале 2012 года. Было опрошено более 100 компаний, заказывавших в 2011 году создание интернет-сайтов. Место проведения исследования — Москва.

Проекты компании Proactivity Group