Насколько совпадает предварительная оценка стоимости веб-разработки с реальными расходами? На этот вопрос отвечает четвёртая часть исследования, проведённого проектом «Рейтинг Рунета» при поддержке компании Proactivity Group.
В ходе опроса заказчики веб-разработки должны были оценить, насколько совпала (или не совпала) фактическая стоимость проекта с тем бюджетом, который планировался изначально. Респонденты должны были выбрать один из шести вариантов ответа, в соответствии с которыми реальный бюджет оказался:
Соответственно, анкеты с выбором «неизвестно, так как ещё не закончили работу по проекту» в подсчёте не участвовали. А по остальным пунктам картина получилась следующая.
Фактический бюджет не совпадает с предварительным в 55,9 % случаев
Общая картина примерно одинаковая во всех ценовых диапазонах: чаще всего итоговый и предварительный бюджеты совпадают (44,1%), либо итоговый бюджет оказывается несколько больше (35,7%). А вот приятные неожиданности в плане цены бывают редко — лишь у 8,3% опрошенных затраты оказались «несколько меньше», чем планировалось, а «существенно меньше» фактические расходы оказались всего лишь у 4,8%.
Впрочем, популярность пункта «совпал» не означает, что современный заказчик сам способен точно определить стоимость работ. Скорее, механизм тут обратный — первоначально выделяется некий бюджет, после чего уже ищется исполнитель, способный в этот бюджет вписаться. Что и даёт в статистике иллюзию точной предварительной оценки.
Этот же подход (от бюджета) определяет и разницу между следующими пунктами: «существенно больше», чем собирались, заплатили в пять раз меньше заказчиков (7,1%) по сравнению с теми, кто отдал «несколько больше» (35,7%). Понятно, что если бюджет зафиксирован заранее, то у веб-студии есть шанс «уговорить» заказчика заплатить чуть-чуть больше, добавив к первоначальной цене
Очень показательна и картина с теми бюджетами, которые уменьшились в ходе веб-разработки. Задавая некие рамки бюджета, заказчик провоцирует веб-студию не столько провести оценку трудозатрат и вывести адекватную цену, сколько — в любом случае освоить выделенный бюджет. Поэтому примеров уменьшения стоимости оказывается крайне мало — студия исходит из того, что заказчик должен заплатить не меньше оговорённого изначально, независимо от реальной себестоимости веб-разработки. А лучше — если больше.
С другой стороны, поскольку цена одной и той же услуги может, в зависимости от исполнителя, отличаться в десять и более раз, приходится признать, что имеющиеся у заказчика деньги являются сегодня практически единственной более-менее твёрдой отправной точкой для оценки проекта. Можно сказать, что обобщённая формула расчёта бюджета веб-разработки выглядит так: " — Сколько стоит разработка? — А сколько у вас есть?«
Чем выше запланированный бюджет — тем больше итоговые расходы
Данные, разделённые по ценовым сегментам, добавляют в нашу картину интересный нюанс. В рамках нашего исследования мы выделяем три основных ценовых диапазона:
Если для первых двух диапазонов картина в целом соответствует общей (бюджет совпал, либо оказался несколько больше запланированного), то сегмент «свыше 300 тысяч рублей» даёт картину прямо обратную.
Во-первых, никто из таких заказчиков не выбрал крайние пункты — «существенно меньше», либо «существенно больше».
А во-вторых, пункт «несколько больше» выбрало вдвое больше опрошенных, чем пункт «бюджет совпал» (60% против 30%).
Получается любопытная логика — чем больший бюджет запланирован на проект, тем больше шансов на то, что его чуть-чуть не хватит:)
Нам представляется, что такая картина напрямую вытекает из самой специфики дорогих проектов.
Во-первых, для больших бюджетов цена имеет более широкие психологические границы: если сайт за 70 тысяч рублей могут заказать «с последних денег», то компания, начинающая проект за 700 тысяч, явно имеет значительный запас средств. Поэтому у веб-студии появляется больше возможностей увеличить бюджет.
Второй существенный момент — дорогие проекты часто бывают и более сложными, они могут содержать какие-то элементы, которые сложно точно оценить заранее. В итоге фактическая цена может увеличиваться и по вполне объективным причинам.
Основные выводы исследования
Информация об исследовании
Исследование проведено проектом «Рейтинг Рунета» в начале 2012 года. В опросе участвовали более 100 компаний, которые заказывали создание интернет-сайтов в 2011 году. Регион сбора данных — Москва.
© 2012 «Рейтинг Рунета»