Пандемия закрыла границы, и россияне поехали по «своим» местам. И как бы не ругали наши курорты, внутренний туризм начал понемногу раскачиваться, подтягивая сервис и имидж. В том числе курорты стали заказывать современные сайты и облагораживать лицо российского туризма в интернете.
Например, сайт кузбасского Шерегеша:
А вот сайт о путешествиях на Камчатском крае:
Опрос Интерфакса говорит, что 55% респондентов хотели бы поехать в путешествие по стране, причем популярным направлением назван Алтай. Нам посчастливилось сделать сайт для «Ярового» — одного из курортов этого края, который располагается на берегу озера с таким же названием. Люди приезжают туда искупаться в лечебной воде, позагорать на пляже и сходить на громкую вечеринку.
На примере этого проекта мы расскажем, как разработать туристический сайт, который укрепит имидж курорта и поможет путешественнику разобраться со всеми вопросами о поездке и отдыхе.
В туристической сфере существуют разные ресурсы, и у каждого из них — своя задача. Например, возьмем сайт частного отеля и сообщество путешественников вроде Туристер.Ру. Первому нужно продать бронирование, второму — создать пространство с полезным контентом, которое привлечет миллионы пользователей. В нашем кейсе речь пойдет о сайте для российского курорта.
Основные задачи такого ресурса:
Совет №1
Придерживайтесь целей сайта курорта. Не пытайтесь объять всю туристическую сферу и сделать ресурс одновременно визитной карточкой, форумом и сервисом бронирования.
Также ресурс помогает спланировать путешествие. Как добраться? Где остановиться? Куда сходить? Чем заняться? Что поесть? Мы сделали сайт «Ярового» справочником, который ответит на эти и десятки других вопросов туриста.
Качественная аналитика — база успешного проекта, поэтому мы уделяем ей много внимания. На ее основе определяется будущий функционал и рекомендации по структуре сайта, отбираются удачные решения, которые сделают продукт более удобным для пользователя. Для этого аналитик проводит исследование и готовит презентацию с его результатами для команды и клиента.
Совет №2
Проведите аналитику и на ее основе спланируйте наполнение и функционал сайта.
Как проводилась аналитика для «Ярового»:
Аналитическая презентация помогла наметить предварительный функционал и наполнение сайта, а также стала триггером для использования нетипичных, но удачных для туристического бизнеса решений. О них мы расскажем дальше.
Как понять, что сайт курорта хороший? После него турист не шерстит форумы и соцсети в поисках недостающей информации — все, что нужно, он уже нашел. На основе аналитики мы наметили список необходимых разделов и функций сайта. Делимся им с вами.
Памятка: что должно быть на сайте курорта
На этот список можно опираться при создании сайта для любого курорта, ведь в целом все путешествия состоят из одного и того же: дороги, проживания, еды, локаций, событий. Ниже мы покажем, как эти информационные блоки и функции мы реализовали на сайте «Ярового».
Этому посвящен блок на главной и отдельный раздел. В первом случае выделили УТП курорта, а во втором разместили более подробный рассказ и полезные ссылки на другие страницы сайта (карта курорта, как добраться).
Отдельный раздел с карточками кафе и ресторанов курорта. Указаны средний чек, стиль кухни, локация, режим работы, дополнительные опции и фото заведения. Позже планируем добавить и меню с ценами.
То же, что и с ресторанами — карточки с полезной информацией, только по размещению. Раздел «Проживание».
За события отвечает раздел «Афиша» с фильтрами по дате, типу ивента и удобным календарем.
Еще мы внедрили архив событий — так туристы даже в несезон могут посмотреть, какие концерты обычно проходят на курорте. В «Яровое» привозят крупных звезд, и мы хотели, чтобы это преимущество выделялось на сайте всегда.
Отдельный блок на главной с маршрутами из городов, откуда чаще всего приезжают на Яровое. Расписаны виды транспорта и необходимая информация по ним.
За это отвечает раздел «Отдых». Можно ознакомиться со списком всех мест или перейти в один из десяти подразделов, которые отобраны исходя из специфики курорта и анализа поисковых запросов.
На курорте развит пляжный отдых, поэтому есть отдельные ссылки на подборку пляжей, водных развлечений. Своя страница досталась и санаториям, потому что многие приезжают укрепить здоровье. Бани, караоке и развлечения также являются популярным досугом на курорте.
Актуальные события курорта и лайфхаки для туристов. Постепенно наполняется клиентом самостоятельно.
Многие туристические сайты ставят баннер с акцией прямо на первый экран главной, мы же пошли другим путем и поместили эту информацию на почетное второе место. Это сделано, чтобы освободить первый взгляд пользователя для элемента, который вовлечет его в атмосферу курорта.
Хороший оффер может сработать как триггер на оперативную покупку тура или бронирование, поэтому информация все-таки важная и должна быстро дойти до туриста. А о том, как выглядит первый экран главной, расскажем немного ниже. Спойлер: там — классное решение.
Как связаться с курортом, сообщить о беде и получить помощь в медицинском пункте.
Сайту курорта мало быть красивым и удобным — он должен передавать настроение места. Например, на Алтае ищут умиротворение, а на Ибицу едут за рейвом и тусовками. Сайт должен зеркалить вайб локации, чтобы ожидания пользователя, основанные на визуале сайта, совпали с тем, что его действительно ждет на курорте.
Совет №3
Перекладывайте на дизайн атмосферу и настроение места.
Как создать дизайн-концепцию, которая бьется с настроением места? Ряд инструментов, которые помогают создать ТЗ для нее:
Что мы узнали о Яровом от заказчика:
Попасть в образы клиента получилось не сразу. Так выглядела первая дизайн-концепция:
По словам клиента, получилось недостаточно живо — атмосферу передали не полностью. На самом деле, плохой фидбек — это хороший фидбек, потому что это повод провести еще более глубокий анализ и на сто процентов понять, как видится заказчику эта самая атмосфера. Так что мы не расстроились и сделали еще лучше.
Вторая дизайн-концепция понравилась и была взята в работу. Уже работающий сайт Ярового выглядит так:
В новой версии элементы дизайна отражают, что Яровое — это яркий и шумный курорт. Об этом говорят:
В итоге получилась яркая и громкая визитка курорта, которая показывает, что Яровое — это сибирская Ибица, где в шуме волн и развлечений каждый сможет перезагрузиться и впитать в себя мощную энергию этого удивительного места.
Когда создаешь туристический сайт, важно проанализировать инфраструктуру курорта и отметить, какие локации, объекты или развлечения особенно притягивают людей. Например, в турецкой Каппадокии всем нужны полеты на шарах.
Про такие изюминки есть смысл рассказать подробнее, сделать отдельный раздел и атрибуты. Во-первых, это удобно для туристов, во-вторых, так привлекается дополнительный трафик по запросам на конкретный объект, а не курорт в целом.
Совет №4
Подумайте, какие на курорте есть локации-магниты, и расскажите о них в отдельном разделе.
В «Яровом» есть аквапарк «Лава» — самый большой в Сибири под открытым небом. Туда толпами за водными горками и туннелями едут с области и соседних регионов, а значит, нужно отдельно рассказать о месте.
Так мы реализовали страницу аквапарка:
Здесь есть все нужное:
В блоке про аналитику мы упомянули о ситуационных сценариях, которые оказались очень полезны при разработке туристического сайта. Знаем, как думают и путешествуют люди — значит, знаем, что может понадобиться на сайте.
Подробное описание сценариев представлено на изображении ниже.
Получилось три базовых сценария, на которые можно опираться при разработке сайта для любого курорта, если он не отличается особой спецификой. Например, к восхождению на Эльбрус готовятся задолго до поездки, поэтому в горном туризме спонтанные туристы встретятся вряд ли.
Изучив сценарии, дизайнер придумал сделать тематические подборки для тех самых спонтанных путешественников. Они помогают быстро сориентироваться по всем местам курорта и учитывают интересы разных туристов. Эту идею докрутил копирайтер при разработке смысловой структуры сайта и предложил разместить ссылки на подборки прямо на первый экран главной страницы.
Цитата копирайтера из рабочего гугл-дока:
«Такой подход будет вовлекать. Он дает возможность пользователю узнать себя, отстраивает категории людей друг от друга и создает элемент персонального подхода».
Так на сайте появились самостоятельные гиды для Шумных компаний, любителей Активного отдыха или Отдыха с детьми.
Идея сработала на пятерку — первой же страницей мы создаем вау-эффект и вовлекаем туриста в изучение сайта персонализированным контентом. Часто на курортных сайтах главная занята слоганами или баннерами с офферами, поэтому сайт «Ярового» выделяется на фоне стандартных решений.
Совет №5
Используйте гиды для персонализации и вовлечения.
SEO-специалист собрал семантическое ядро и рекомендовал сделать отдельные посадочные страницы на услуги с высокочастотными запросами. Дело в том, что «бани Яровое» довольно популярный запрос и, делая «бани» фильтром, а не посадочной страницей, мы упустим дополнительный трафик.
Совет №6
Создавайте отдельные посадочные страницы на услуги, которые часто ищут в поисковиках.
Так на сайте появилось два вида разделов:
Вывод: разрабатывайте структуру вместе с SEO-специалистом, и сайт привлечет больше трафика.
Хорошо, когда сайт справляется с информированием туриста, но еще лучше — когда он помогает ему и в других делах. При разработке технического задания на разработку мы проанализировали:
У «Ярового» есть специфичный атрибут — карта «Причал». Это электронный кошелек, которым туристы оплачивают все услуги курорта от пина-колады на баре до входа на мероприятия. «Причалом» расплачиваются везде и за все. Раньше работало так: закидываешь деньги на карту в одной из касс и дальше разоряешь ее в пределах курорта.
Подвох в том, что пополнить карту другими способами нельзя. Захотел охладиться мороженкой на пляже, а нет — сначала иди до кассы. Чтобы туристы не тратили энергию на экспедиции, мы добавили на сайт онлайн-пополнение «Причала».
Что тут интересного:
Чтобы пополнить карту, пользователь заходит в личный кабинет, который кроме онлайн-банкомата работает еще и как планировщик путешествия. Все места, кафе и развлечения на сайте можно добавлять в избранное, и уже на месте посетить запланированные места. Не нужно держать список в голове или делать очередную заметку в телефоне — все отмечено на сайте.
Каждый курорт уникален в инфраструктуре, и везде найдется, что модернизировать или как вовлечь туриста в путешествие. Например, в курортном городке Зеленоградск (Калининградская область) разбросаны таблички с QR-кодами, которые подсказывают, как сделать классное фото на этой локации. А у сочинского дендрария есть приложение с аудиогидом и дополненной реальностью. В разных природных зонах через камеру можно увидеть панду, тигра и даже динозавра.
Совет №7
Добавьте на сайт функции, которые облегчат туристу жизнь на курорте, помогут спланировать путешествие или интересно провести время на прогулке.
Идею с личным кабинетом на сайте может взять на вооружение любой туристический сайт, а с решениями типа карты и вовлекающих фич нужно определяться исходя из потребностей и специфики отдельного курорта.
Перечислим основные рекомендации по созданию сайта для курорта:
Сделать сайт регионального курорта, считай, выполнить социальную миссию по формированию имиджа российского туризма. Надеемся, наш опыт пригодится коллегам и прямым участникам этой сферы.