Перед тем, как начать подключение, нужно изучить аналитику, условия работы площадок и понять, чего нам не хватает, где условия лучше и сколько времени займет подготовка к старту продаж. Исходя из этого делаем выбор: выходим на конкретный маркетплейс или нет, или ставим приоритеты: куда выходим в первую очередь.
На каком маркетплейсе лучше продавать наши товары?
Здесь смотрим на следующие моменты, которые, на первый взгляд, никак между собой не связаны:
Дальше мы начинаем работы по подключению:
Это технические этапы, где важно учесть нюансы, чтобы не пришлось все переделывать и терять время.
Продукты питания можно размещать на разных маркетплейсах: Яндекс.Маркет, Ozon, Wildberries, Aliexpress, СберМегаМаркет
Это должны быть упакованные продукты с длительным сроком хранения и не требующие специальных условий хранения.
Начали с Яндекс.Маркет, так как комиссия за продажу в категории была 2% (на Озоне в то время была 5%). Затем подключили Ozon.
Опирались на технические стороны - для каких площадок у нас есть решения для автоматизации.
Модель размещения — это распределение «обязанностей» между магазином и маркетплейсом. Все площадки имеют примерно одинаковые модели, различия есть в нюансах. Отличаются и названия:
На что смотрели при выборе модели размещения?
Владислав Уваров, менеджер по развитию: «Изначально планировали выйти на маркетплейсы с новогодними подарками. Эта ниша не так сильно занята конкурентами. Также нет одинаковых товаров. даже если у конкурента такая же упаковка, то наполнение точно будет другое. Поэтому можно считать, что мы продаем эксклюзивный товар :)»
Подключение начали летом, и для начала выбрали кондитерские изделия в фасовке по 1 кг. Выбирали так, чтобы наценка покрывала издержки на торговлю на маркетплейсе.
В октябре добавили в ассортимент подарки.
Владислав Уваров: «Новогодними подарками мы торгуем более 10 лет. Их собирают с октября по конец декабря. В остальные месяцы продаж нет. Товар изначально собирался для нашей оптовой торговли и мы выбирали подарки для маркетплейсов из тех, что у нас были на остатках».
Подарок это набор конфет с разным составом. Для них также нужно было передать состав в отдельном поле. Состав для набора — это не ингредиенты, а названия конфет, которые входят в набор.
Для загрузки ассортимента надо подготовить контент в нужном объеме, качестве и формате.
К контенту в категории «продукты питания» на маркетплейсах есть дополнительные требования. Нужно передать:
Состав подарочного набора
Данные должны быть переданы в отдельном поле, каждый пункт отдельной характеристикой, а не среди прочей информации в описании.
Продавали конфеты, печенье в больших упаковках по 2-5 кг, а на фото магазина была только одна печенька, или конфетка. Нужно было отправить фото всей коробки, которая будет отправлена покупателю:
Для того, чтобы загрузить ассортимент на маркетплейс нужно:
И здесь мы столкнулись с рядом сложностей. Расскажем, как решали их:
Была проблема с названиями товара. Она не соответствовала модели Ozon. Пришлось обучать человека и подготавливать контент:
Это помогло поддержать продажи в начале сезона, они выросли до рентабельности.
На Яндекс.Маркет: Выгружали товары с помощью YML фида через «Яндекс.Маркет PRO».
На Ozon: Сначала заполняли XLS-шаблоны. Это занимало много времени, случались ошибки. Потом установили приложение «Интеграция с OZON».
Что это за процесс:
На маркетплейс нужно передавать актуальные остатки, чтобы не пришли заказы на товары, которых нет в наличии. По правилам маркетплейсов остатки должны обеспечить продажи в течение нескольких часов, иначе товар должен быть снят с продажи.
Почему важно автоматизировать:
Если мы не замораживаем часть склада под продажу на маркетплейсе, то остатки меняются, когда приходят заказы из других источников, поступают новые товары или продавец резервирует товары.
Передать данные об изменении остатков на маркетплейс нужно как можно быстрее. Если придут заказы на товары не в наличии, эти заказы нужно будет отменить. А отмены заказов влияют на рейтинг магазина, за это площадка может ограничить количество заказов в сутки или совсем заблокировать магазин.
Как сделали:
На Маркет: обновление остатков через API, всякий раз, когда Маркет запрашивает данные.
На OZON: Сначала по фиду, с помощью элементов instock, но позже установили приложение «Интеграция с OZON», чтобы передавать данные по API тогда, когда это необходимо магазину. Например, каждый час.
Часто магазин не ожидает большого потока входящих заказов. А если и ожидает, то сталкивается с дополнительным объемом работ, с которым ему справится сложно.
В процессе обработки заказов магазину нужно:
Как сделали:
Изначально заказы обрабатывали в личном кабинете каждого маркетплейса. Такая работа требовала постоянного мониторинга — заказы нужно было подтверждать в течение часа, иначе заказ отменялся (на Яндекс.Маркет). Это сложно, когда приходит один заказ в три дня.
В начале работы продажи по 1 кг конфет были не рентабельны, их было мало.
Склад был не готов к упаковке маленьких заказов: сборка была автоматизирована, требовалась доработка. Сначала упаковывали заказы в пленку, затем перешли на коробки и с ними процесс пошел быстрее.
Позже процесс автоматизировали, настроили импорт заказов из маркетплейсов в CMS сайта:
Это позволило сэкономить временные ресурсы и избежать блокировок аккаунта магазина.
Автоматизацию настроили при помощи плагина «Интеграция с Яндекс.Маркет» и приложения «Интеграция с Ozon».
Процесс старта продаж подарков на маркетплейсах магазин начал заранее.
Вот данные по количеству заказов:
На старте у нас не было выдающегося результата. Но была вера в проект.
Магазин тестировал спрос на товары и на объемы упаковки, отлаживал внутренние процессы. Но к сезону количество заказов перевалило за 1000 в месяц, продажи были рентабельны.
Подключение площадок помогло найти новых клиентов и увеличить общие продажи компании.
В периоды распродаж, высокой активности покупателей площадки активно рекламируются. Это приводит все больше покупателей на маркетплейсы, а значит увеличивает трафик продавцов. Отдельно взятому магазину было бы сложно провести кампании такого масштаба.
Сладкие подарки к новому году — товар для очень широкой аудитории. Он хорошо продается на всех маркетплейсах.
Аудитория на маркетплейсах разная, поэтому подключать надо все.