"Вуз на ладони": как образовательному учреждению перенести все процессы на "цифру"

Заказчик
Марийский государственный университет – это многопрофильный классический университет, ведущий образовательную деятельность по 160 образовательным программам
Задача
Необходимо было разработать мобильное приложение для платформ iOS и Android, содержащее информацию о расписании учебных занятий и реализовать переход на электронный документооборот.

Наш клиент – МарГУ, ведущий вуз региона, классический университет, обучающий по 160 образовательным программам. В нем обучается более 9 тысяч студентов из 60 регионов России и 34 стран мира. МарГУ – лидер в ряде масштабных проектов в области обороны, радиолокации, молекулярной биоэнергетики, искусственного интеллекта, обработки больших данных и высокопроизводительных вычислений, обладатель собственной сети распределённых высокопроизводительных вычислений MarGrid (20 место в рейтинге суперкомпьютеров России).

цель

В современных реалиях, быстрой цифровизации всех процессов, у вуза появилась потребность в реализации концепции "вуз на ладони", то есть создание группы мобильных приложении (личных кабинетов) для всех участников образовательного и научного процессов университета. МарГУ хотели создать собственную образовательную экосистему, в которой можно найти ответ на любой вопрос или решить любую проблему, возникшую перед студеном, преподавателем или администрирующим персоналом. 

 

 

 

 

Кроме того, заказчик поставил задачу в короткий срок. За 2 месяца было необходимо разработать мобильное приложение для платформ iOS и Android, содержащее информацию о расписании учебных занятий и реализовать переход с классических студенческих билетов и зачетных книжек на электронные, которые находятся в мобильном приложении.

Требования к экосистеме

Мобильное приложение должно было стать единой точкой входа и центральным звеном взаимодействия с многофункциональным студенческим центром (электронный документооборот).Было необходимо автоматизировать процесс оплаты образовательных услуг, найма жилья, курсов и отображения информации по текущим договорным отношениям. Кроме этого, стояла задача разработать аналогичное приложение для преподавателей, где навигационное меню будет давать возможность пользоваться расписаниями занятий, профилями студентов, рейтингами, зачетками, успеваемостью и экзаменационными ведомостями. А также создать приложение для руководителей, в котором можно будет эффективно и мобильно осуществлять весь процесс контроля на основе данных и руководства, связанный с преподавателями и студентами.

Система должна была представлять собои? сервис, позволяющий всем участникам образовательного процесса, включая преподавателей, студентов и руководителей, работать с ресурсом электронной информационно-образовательной среды МарГУ.

Основной целью разработки сервисов «Мой МарГУ», «МарГУ: ЛК преподавателя», «ЛКР МарГУ: цифровой помощник» для мобильных операционных систем iOS и Android стало начало реализации концепции «вуз на ладони» и создание единого удобного канала коммуникации и информации для всех участников образовательного и научного процессов МарГУ посредством взаимодействия с единым хранилищем данных вуза. Публикация приложения в Google Play, AppStore и Huawei Store.

этап исследования:

  • Изучив потребности учебного заведения, нами было проведено исследование существующих бизнес-процессов, требующих автоматизации. В процессе интервьюирования представителей заказчика, были выявлены «узкие места». 
  • После тщательного анализа информации: изучения официального сайта вуза и сбора необходимой документации (приказов, положений университета) – были сформированы и предложены дизайн-макеты экранов мобильных приложений в трех концепциях на выбор заказчика.
  • Согласовав и утвердив концепцию дизайна с заказчиком, разработчики приступили к созданию сервиса «Мой МарГУ», «МарГУ: ЛК преподавателя», «ЛКР МарГУ: цифровой помощник».

РЕШЕНИЕ:

Проанализировав запрос заказчика, мы приняли решение использовать фреймворк Flutter. Flutter является современным кроссплатформенным фреймворком, который позволяет разрабатывать под обе платформы одновременно, а накопленная за три года работы кодовая база ускоряет разработку до скорости, соизмеримой с разработкой на нативе под одну платформу. После выбора фреймворка, встал вопрос, какую библиотеку применить, у нас уже был опыт работы c Bloc, MobX, Redux, самописный MVVM и Fish Redux, исходя из прогнозируемого развития приложения мы выбрали последний вариант. В процессе работы произошел релиз flutter 2, который внес некоторые сложности работы, но благодаря профессионализму команды их удалось решить в пределах одного рабочего дня. Для контроля качества кода, в проект была интегрирована система проверки, которая проводила анализ и автоматическое ревью, что позволило ведущему разработчику уделять больше времени архитектуре проекта, а не код ревью. Для тестирования мы использовали автотесты с применением Mockito и ручное тестирование для выявления случаев, которые сложно предсказать в процессе разработки.

Что удалось реализовать

Какие предметы предстоит изучить, по каким дисциплинам будут зачеты и экзамены, сколько часов отведено на лекции, практику, лабораторные работы, самостоятельную работу – раздел учебного плана поможет спланировать студентам жизнь на семестры и годы вперёд. Когда всё идёт по плану, срабатывает правило зачетки: «Сначала ты работаешь на зачетку, потом она – на тебя». Поэтому электронная зачётка в приложении напомнит о достижениях в учёбе: результаты зачётов, экзаменов, курсовых работ, практик и других результатов.

Ключевой раздел приложения – расписание. Тут не собьешься с цветом недели. Забыть о времени лекции, номере кабинета и о том, как зовут преподавателя, не получится. Если пришло уведомление о переносе пары, то можно поискать интересные ивенты во вкладке «Мероприятия». Здесь будет информация общественной жизни университета.

В МарГУ работает Многофункциональный студенческий центр – единая точка для получения справок. Здесь любой студент может получить адресную и архивную справку, справку-вызов для работодателя, копии документов из личного дела и просто проконсультироваться по организационным вопросам. Теперь подать заявку в центр можно через приложение. «Мой МарГУ» будет сообщать обо всех изменениях статуса заявки с помощью push-уведомлений.

«Личный кабинет преподавателя» 

Сервис помогает преподавателям иметь постоянный доступ ко всей необходимой информации, которая касается их текущей деятельности. Кроме того, приложение даёт возможность работать с удобным навигационным меню, состоящим из:

  • Профиль сотрудника.
  • Рабочие программы.
  • Рейтинг.
  • Расписание занятий.
  • Мероприятия университета.
  • Успеваемость студента.
  • Почасовой фонд.
  • Институт кураторства.
  • Экзаменационные ведомости.
  • Нагрузка.

Всё это даёт возможность преподавателям оперативно регулировать свою работу и удобно выстраивать рабочий и учебный процесс без потери ресурса времени.

Создавая приложение, мы придерживались практики работы с международными заказчиками: обязательное предпроектное исследование и подробное техническое задание, проектирование архитектуры и прототипов интерфейсов, проработка UX- и UI-дизайна, многочисленные прогоны по тест-кейсам и контроль качества, приёмка и релиз. В итоге студенты могут скачивать IT-продукт не только с Google Play или App Store, но и с Huawei App Store. Мы благодарим руководство Марийского государственного университета за слаженную работу и тесное сотрудничество.

— генеральный директор компании Omega Алексей Рыбаков

Мобильное приложение предоставляет следующие возможности

  • авторизованный доступ к личному кабинету посредством секретной пары логина и пароля через службу каталогов Microsoft Заказчика;
  • мониторинг основных финансовых показателей деятельности университета;
  • мониторинг показателей учебного состава в университете;
  • обеспечение взаимодействие пользователя с личным профилем;
  • обеспечение взаимодействие пользователя с проектами университета;
  • мониторинг показателей академической задолженности;
  • мониторинг показателей посещаемости учебных занятий;
  • предоставление информации о социальном портрете студентов университета;
  • предоставление информации о подразделениях университета;
  • обеспечение взаимодействие пользователя с опросами;
  • мониторинг основных показателей эффективности университета;
  • мониторинг рейтинга качества финансового менеджмента.

Заключение

Приложения остаются на гарантийном обслуживании компании «Омега». В планах – развитие и расширение функционала.


Перейти на сайт

В карточку агентства

Письмо автору кейса

Пользуйтесь реальным опытом в IT и следите за успехами потенциальных подрядчиков и конкурентов
Подпишитесь на рассылку
Читайте также
Кейсы по теме#Образование, наука, работа