Игра «Я - начинающий инвестор»

Заказчик
Портал Регионального центра финансовой грамотности Кузбасса с бесплатными обучающими материалами, инвестиционной игрой и информацией о деятельности центра.
Задача
Нам предстояло разработать игру для регионального портала финансовой грамотности. По запросу заказчика, в игре нужно было воссоздать процесс инвестирования с покупкой акций, облигаций, открытием вклад


ЗАДАЧА

Нам предстояло разработать игру для регионального портала финансовой грамотности. По запросу заказчика, в игре нужно было воссоздать процесс инвестирования с покупкой акций, облигаций, открытием вкладов и использованием других финансовых инструментов

1. ГЕЙМПЛЭЙ

Чтобы игроки попробовали себя в инвестировании, мы превратили игровой процесс в операции с финансовыми инструментами. В игре можно покупать и продавать акции, открывать вклады, приобретать металлы и т.д.

Схема геймплея

2. УСЛОВИЯ ПОБЕДЫ

Чтобы вызвать дополнительный интерес игрока, у игры должна быть цель. Условия победы — это вызов и мотивация более вдумчиво подойти к геймплею, что особенно актуально для обучающей игры. Мы связали победу с инвестиционной целью — базовым термином в теме инвестиций и обязательным атрибутом грамотной стратегии. Чтобы победить, игрок должен достичь несколько бытовых и понятных каждому задач: покупка ноутбука, машины и недвижимости за счет вложений и накоплений.

С помощью такого подхода мы одновременно закладываем основы инвестирования в игровой процесс и стимулируем игрока внимательно подходить к операциям на рынке.

3. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ И ВСЕЛЕННАЯ ИГРЫ

Перед нами стоял выбор — сделать главным героем самого игрока или внедрить персонажа, которым он будет управлять. В первом случае мы оставляем игрока в обычной реальности, а во втором — получаем возможность переместить сюжет в другой мир.

Мы остановились на втором варианте и сделали главным героем Финграмчика — маскота платформы, на которой размещена игра.

Финграмчик — это оригами-динозавр, который является символом богатства и благополучия. На региональном портале финансовой грамотности он и другие фигурки оригами сопровождают пользователя по сайту.

Так, игрок помогает накопить Финграмчику на пещеру и другие блага, а сам персонаж ходит на самую обычную работу и сталкивается с житейскими ситуациями. Например, поломка машины или выигрыш в лотерее.

Использование выдуманного персонажа и антропоморфизма — переноса человеческих качеств на животное — дает ряд преимуществ.

ПЛЮСЫ АНТРОПОМОРФИЗМА

4. ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ

При разработке дизайн-концепции было важно сохранить стилистику платформы, на которой размещается игра, и по максимуму использовать элементы действующей дизайн-системы.

Для сохранения преемственности мы использовали устоявшуюся стилистику визуальных образов, которая включает элементы из бумаги, линейные иллюстрации, а также акцентные зеленый и фиолетовый цвета.

С этого черновика началась работа над проектом.

ПРОТОТИПЫ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

Итоговая визуализация игры

5. ИНТЕРФЕЙС

Так как геймплей основан на покупке и продаже инвестиционных инструментов, основную часть интерфейса мы представили в формате маркета, где можно совершить эти операции.

Мы реализовали моментальный доступ к финансовым инструментам, разместив каталог инвестиционных продуктов сразу после старта игры. Так пользователь с первых секунд погружается в игровой процесс и не тратит большое количество времени на изучение логики интерфейса и геймплея

Карточки инструментов

Переходя в категории инструментов, игрок видит карточки инвестиционных продуктов. На них мы отразили все необходимые параметры для покупки и продажи, которые могут меняться в течении игры: стоимость пая или ценной бумаги, динамику изменения цены относительно предыдущих раундов, количество и т.д.

Цветные иконки помогают быстрее считывать информацию за счет визуального взаимодействия с игроком, а подсказки — принять решение о покупке инструмента.

Сайдбар

Для контроля инвестиционного портфеля мы добавили сайдбар со статистикой. Он всегда находится на экране и позволяет непрерывно отслеживать динамику вложений и общую картину по инвестициям. Здесь же доступен прогресс достижения финансовых целей — по мере заполнения строки игрок понимает, насколько он близок к финалу. Поскольку многие люди занимаются учетом расходов и ведут трекер привычек в ежедневниках, для сайдбара было принято решение взять за основу образ вертикального блокнота.

Ачивки

Здесь же доступен прогресс достижения финансовых целей — по мере заполнения строки игрок понимает, насколько он близок к финалу.Чтобы подбодрить игрока, мы добавили блок с «достижениями», которые вовлекают в геймплей и стимулируют проходить игру успешно.

Подсказки от Финграмчика

Игровой процесс считывается интуитивно, но для еще более легкого взаимодействия мы добавили подсказки по прохождению игры. Например, Финграмчик может напомнить о покупке автомобиля или предостеречь, что с высокорискованными акциями нужно быть осторожным.

Таймер

Игра ограничена 12 раундами по несколько минут. Для отслеживания времени мы добавили на экран панель с таймером, где можно увидеть число раундов и оставшееся время для покупки и продажи инструментов. В любое время игрок может перейти к следующему раунду, не дожидаясь окончания таймера.

Портфель

Когда игрок совершает покупку ценных бумаг или открытие вклада, активы отправляются в инвестиционный портфель. В нем можно отслеживать динамику изменения вложенных средств и распоряжаться активами на счетах.

Для удобства игрока на вкладке «Профиль» показаны диаграммы с соотношением инвестиционных инструментов, где можно проверить соответствие рекомендованной стратегии.

6. СЦЕНАРИЙ

Мы хотели сделать игру максимально реалистичной, чтобы после нее начинающие инвесторы были готовы к настоящему рынку. Для этого команда разработала динамичные сценарии, которые учитывают реальное поведение финансовых инструментов и ситуации, возникающие на рынке.

Предварительно сценарии мы прописали в таблице, где указали все необходимые условия и динамику инструмента в каждом раунде.

В игре реализованы сценарии для самых распространенных инвестиционных инструментов:

В каждом из подвидов — широкий ассортимент продуктов с разными условиями и динамикой. Например, игрок может открыть вклад с высоким риском и высокой доходностью, или более надежный, но менее доходный вклад.

Разнообразная линейка финансовых инструментов дает игроку широкий выбор для тестирования стратегий.

7. МОДУЛИ

По запросу заказчика мы разработали 2 модуля игры: детский и взрослый. Они отличаются инструментами и подачей материала, которая адаптирована под специфику аудиторий.

8. ДОСТОВЕРНОСТЬ

Во время разработки нас консультировали эксперты финансового рынка. Помощь специалистов позволила корректно реализовать идеи команды и заказчика и сделать игровой процесс грамотным с точки зрения законов экономики и актуальной практики инвестирования.

Мы учли все нюансы инвестиционной практики — вплоть до открытия ИИС и получения вычета по нему. Реалистичные условия готовят начинающего инвестора к настоящим вложениям и риску.

9. КЕЙСЫ

Чтобы сделать игру более динамичной, мы добавили кейсы — события, которые влияют на ход игры и бюджет Финграмчика. Они обращают внимание на то, как подвижность рынка и жизненные ситуации могут изменить инвестиционный портфель и расходы.

Виды кейсов  

Обязательные

Происходят согласно сценарию. Например, новости экономики, реклама, случайная удача или невезение. Положительные новости в отрасли могут подтолкнуть игрока купить акции определенной компании, а реклама — обратить внимание на предложение по страхованию или поучаствовать в лотерее.

С условием

Происходят при запуске цепочки событий. Например, если Финграмчик даст в долг, то через пару раундов друг вернет ему сумму с процентом. А если динозавр откажется вовремя проверить барахлящий автомобиль, то через пару раундов придется заплатить за его ремонт.

Случайные

 

Жизненные ситуации, которые происходят рандомно. Финграмчика могут затопить соседи, и тогда ему потребуется сделать ремонт. А если повезет, то он получит наследство от дяди.

10. ОБУЧАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Чтобы во время игры можно было не только практиковаться, но и заполнять пробелы в знаниях, мы добавили ряд обучающих элементов.

Подсказки

На карточках инструментов находятся подсказки, которые помогают выбрать наиболее удачное решение для своего портфеля. Также в процессе игры мы ссылаемся на полезные статьи и видео с платформы.

Викторины   Во время игры мы предлагаем пройти викторину по финансовой грамотности, чтобы дополнительно проверить свои знания. Прохождение не обязательно, но чтобы мотивировать игрока, мы даем дополнительные баллы за правильные ответы.

Тест на риск-профиль  

Чтобы помочь построить грамотную стратегию, на старте мы предлагаем пройти тест на риск-профиль. После этого игрок получает рекомендует структуру инвестиционного портфеля, которая подходит именно ему. Структура всегда находится под рукой на игровой панели.

Рекомендации  

В финале игрок получает ссылки на полезные материалы по темам, которые ему стоит изучить. Они формируются на основе принятых решений и ошибок во время игры.

ИТОГИ ПРОЕКТА

Игра «Я — начинающий инвестор» стала полезным инструментом для пользователей Цифровой платформы финансовой грамотности населения Кузбасса. Разработка соответствует общей концепции сайта и помогает горожанам в игровой форме освоить базовые знания об инвестировании.

Мы отказались от масштабных упрощений, чтобы продукт мог принести максимальную пользу и качественную практику. Нам хотелось, чтобы при выходе на рынок ожидания пользователя, сформированные на основе игрового опыта, совпали с реальностью.

Благодаря проработке сценариев и сотрудничеству с экспертами мы отразили все, с чем предстоит столкнуться начинающему инвестору: риск, динамичность рынка и спорные ситуации, в которых нужно принять правильное решение.

Кейсы и новости делают игру живой и динамичной, добавляя игроку больше интересных вызовов. А Финграмчик и ситуации, в которые он попадает, вызывают сопереживание и желание достичь всех финансовых целей персонажа.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В карточку агентства

Письмо автору кейса

Пользуйтесь реальным опытом в IT и следите за успехами потенциальных подрядчиков и конкурентов
Подпишитесь на рассылку
Читайте также
Кейсы по теме#Образование, наука, работа