Министерство цифрового развития и связи Кузбасса обратилось к нам, чтобы разработать цифровую платформу для РЦФГК — регионального центра финансовой грамотности.
Нам предстояло создать масштабный образовательный портал, на котором граждане могут познакомиться с работой Центра и бесплатно прокачать знания в личных финансах и инвестировании.
Совместно с командой заказчика мы разработали полезный веб-продукт, который позволяет бесплатно овладеть финансовой грамотностью и улучшить свое благосостояние. После завершения разработки проект продолжает развиваться — мы обеспечиваем техподдержку сайта и добавляем на платформу новые функции.
Пользователей платформы сопровождает Финграмчик — бумажный оригами-динозавр, которого мы реализовали по задумке заказчика. При разработке маскота было важно учесть тематику портала, поэтому в облике и сущности персонажа заложены отсылки к теме финансового успеха.
Динозавр близок к образу дракона, который является символом богатства и благополучия на Востоке. Капитал, как и фигурки оригами, создается шаг за шагом по четкому плану, а зеленый цвет и бумага напоминают о наличных.
К тому же, маскот в виде бумажного динозавра одинаково актуален как для взрослых, так и для детей, которые являются пользователями нашей платформы.
Мы перенесли идею оригами на дизайн-концепцию — анимированные фигурки выступают в роли акцентного элемента на иконках в разных разделах сайта.
Для их реализации мы использовали 2 подхода:
Второй способ оказался более быстрым и удобным, поэтому большинство фигурок сделаны по этой схеме. 3D позволяет «собирать» оригами более зрелищно — с движением, которое невозможно воспроизвести в реальности.
РЦФГК ведет активную деятельность, но информированность о работе Центра среди населения невысокая. Большинство пользователей при первом посещении еще не знают, чем для них может быть полезен сайт.
Кроме людей, которые хотят повысить финансовую грамотность, среди посетителей платформы встречаются потенциальные партнеры, волонтеры и другие лица, заинтересованные в сотрудничестве с РЦФГК.
Мы реализовали структуру главной страницы так, чтобы познакомить пользователей с проектом и направить их по целевым действиям. Главная представляет собой презентацию деятельности Центра и содержит множество точек входа для дальнейшего взаимодействия с сайтом.
В первом блоке мы разместили краткую информацию о РЦФГК и добавили ссылки, которые отвечают на запросы разных категорий пользователей. Например, партнерам мы предлагаем заполнить форму для сотрудничества, а населению — пройти тест и перейти к обучению.
В последующих блоках мы рассказываем, чем может быть полезен проект и приглашаем зайти в ключевые разделы. Целевые действия помогают заинтересовать посетителей сайта и направить их на страницы с полезной информацией и обучающим контентом.
Чтобы кузбассовцы могли оценить свой уровень финансовой грамотности, мы внедрили на платформу тест по основным темам: кредиты, пенсия, инвестиции, финансовая безопасность и т.д. Каждый раз при входе на страницу для пользователя формируется тест с новыми вопросами, благодаря чему он может более тщательно проверить свои знания.
Часто тесты оказываются бесполезны — пользователи проходят их, но не разбирают ошибки. Им неудобно делать лишние действия и самостоятельно искать подходящие статьи на платформе.
Чтобы избежать этой проблемы, мы продолжили путь пользователя и добавили ссылки на обучающие материалы после теста. Они раскрывают темы, в которых были допущены ошибки, и помогают заполнить пробелы в знаниях.
Чтобы получить больше регистраций и обеспечить дополнительное касание пользователя с сайтом, мы внедрили функцию опросов.
Создание аккаунта на платформе — обязательное условие для участия в опросах. В будущем эта функция будет использоваться сотрудниками Центра для сбора статистики и мнений кузбассовцев по важным вопросам и новостям региона.
Одна из задач платформы — сделать знания доступными, чтобы любой кузбассовец мог бесплатно научиться управлять личными финансами. Для этого мы создали раздел с полезными материалами, которые были разработаны при участии партнеров РЦФГК.
Советы Формат кратких тезисных статей, в которых можно получить ключевые рекомендации по теме. Мы разместили советы по житейским ситуациям, которые встречаются в финансовой жизни каждого. Например, в рубрике можно узнать, как открыть бизнес, распознать мошенников или создать финансовую подушку.
Методические разработки На момент запуска проекта у заказчика имелись обучающие уроки. Мы создали отдельный блок для методических материалов и сгруппировали их по возрасту для удобного поиска.
Теперь любой преподаватель или спикер может взять на сайте методические материалы для лекции. А взрослые люди или подростки — найти пособия для самостоятельного изучения.
Газета Рубрика, в которой размещаются номера «Финансового консультанта». В газете публикуются статьи с рекомендациями, обзором новостей и аналитикой от местных журналистов. Источник позволяет быть в курсе событий и укреплять знания по личным финансам, региональной и мировой экономике.
Подкаст Обучающий контент по финансовой грамотности в формате аудио. Подкасты записаны экспертами Центра — в них специалисты делятся полезной информацией об организации семейного бюджета, ведении бизнеса, финансовом планировании и других вопросах. Для удобства пользователей.
Видеокассета Видео — еще один формат для изучения теории. Мы интегрировали на платформу ролики с Rutube, разработанные партнерами и командой Центра. В разделе можно найти мультики по финансовой грамотности для детей, новостные выпуски и лекции экспертов.
Интересное Оперативные заметки от ПФР, ФНС, полиции и других органов. Публикуются в формате баннеров и постов с краткими рекомендациями, инструкциями и объявлениями.
Календарь мероприятий РЦФГК и его партнеры ежедневно проводят множество вебинаров и оффлайн-лекций по всему Кузбассу. Мы внедрили на сайт календарь, чтобы информировать пользователей платформы о предстоящих событиях. В календаре можно ознакомиться с расписанием и оставить заявку на участие.
Мы разработали отдельный модуль, посвященный основам инвестирования. В нем размещены инструменты для самостоятельного обучения в онлайн-формате.
Так как аудитория платформы включает все возрастные категории от детей до пожилых, мы решили создать две версии модуля: детскую и взрослую. Они наполнены разным контентом и адаптированы к возрастным группам. Например, в детской версии использована более легкая подача материала и разобраны только базовые темы.
Обучающий контент модуля включает экспертные статьи, видеолекции, тесты и игру. Все материалы были разработаны совместно с командой Центра и экспертами финансового рынка, что позволило обеспечить достоверность предоставленной пользователям информации.
Преимущества модуля:
Чтобы пользователи могли попрактиковаться в инвестировании, команда создала увлекательную и реалистичную игру. Разработка игры — это отдельный проект в рамках реализации модуля «Я — начинающий инвестор».
Геймплей Динозавр Финграмчик мечтает о ноутбуке, машине и собственной пещере. Задача игрока — помочь Финграмчику накопить на них, используя инвестиционные инструменты: акции, облигации, металлы, вклады, страхование жизни.
В игре мы учим работать с базовыми понятиями инвестирования. Например, для победы нужно достичь инвестиционных целей и выстроить грамотную стратегию для вложений. На старте мы предлагаем пройти тест, который определяет риск-профиль игрока и формирует рекомендации для его портфеля.
Сценарии Во время раундов игрок может покупать различные инструменты на рынке. Логика поведения инструментов прописана в сценариях, которые приближены к реальности. Сомнительные финансовые организации в итоге разоряются, а стоимость и доходность акций могут иметь отрицательную и положительную динамику.
Кейсы Мы внедрили в геймплей случайные события, которые влияют на кошелек Финграмчика. Они делают геймплей более динамичным и добавляют игре еще больше реалистичности — кейсы приближены к жизненным ситуациям. Например, поломка машины, достижения на работе или наследство от родственников.
События игры происходят в выдуманном мире Финграмчика — так нам удалось на простых примерах сделать сложную тему доступной и понятной начинающим инвесторам. К тому же, антропоморфизм развлекает игрока забавными аналогиями и юмором. Вместе с этим сценарии отражают реальное поведение рынка и готовят игрока к настоящим вложениям.
Большинство пользователей платформы — это кузбассовцы, которые пользуются обучающими материалами, читают новости и следят за анонсами Центра финансовой грамотности. Для них мы разработали личный кабинет, в котором отображаются:
В будущем возможности личного кабинета можно расширить, добавив в него план обучения.
Для организаторов мероприятий в личном кабинете разработана отдельная функциональность. В нем администрации населенных пунктов или образовательные учреждения могут запланировать лекцию или вебинар, а также сформировать отчет о проведенных событиях по критериям: количество слушателей, тематика, длительность, обратная связь и проч. Эти данные ЦФГК использует для оценки продуктивности мероприятий.
По закону сайты бюджетной сферы должны иметь версию для слабовидящих. Мы учли это условие и адаптировали все страницы платформы для данной категории пользователей.
Совместно с командой заказчика мы разработали полезный веб-продукт, который позволяет бесплатно овладеть финансовой грамотностью и улучшить свое благосостояние. После завершения разработки проект продолжает развиваться — мы обеспечиваем техподдержку сайта и добавляем на платформу новые функции.