Специалист агентства eLama Марианна Щербина рассказывает, как в условиях небольшого рекламного бюджета им удалось увеличить эффективность рекламных кампаний за 2 месяца в 3,1 раза.
Наш клиент — интернет-магазин «Санкт-Петербургского Дома книги». Это тот самый книжный, который располагается в доме компании «Зингер» на Невском проспекте.
Клиент пришел в наше агентство в начале декабря 2023 года. Его беспокоила эффективность расходования средств на рекламную кампанию в интернете, особенно в период высокого сезона, который совпал началом работы над проектом. Интернет-магазин на тот момент находился на этапе активного развития и стремился максимально увеличить продажи, а также заявить о себе после возвращения в 2022 году флагманского магазина в здание Дома Зингера. В онлайне уже был представлен большой каталог товаров, включающий все основные литературные направления, а также научную и образовательную литературу.
До обращения к нам клиент недолго вел рекламу самостоятельно, однако из всех типов кампаний приносили результаты только Товарные, разделенные по регионам. К тому же цели в Метрике были настроены некорректно. Поэтому у нас фактически не было данных, от которых можно было оттолкнуться.
На старте клиент не обозначил KPI. Согласованный бюджет на продвижение — менее 100 000 рублей, ввиду нормативных ограничений. Рынок высококонкурентный.
Мы начали с базы — настроили в аналитике цели «добавление в корзину», «отправка заказа» и микроцели «подписка на рассылку», «просмотр карточки товара» и «клик по телефону».
Посчитали и согласовали с клиентом примерную стоимость конверсии (CPL) за ноябрь. В первоначальных настройках аналитики мы нашли ошибки, так что не знали, насколько точны цифры по целям. У клиента была настроена только одна цель — «Автоцель: покупка». Сейчас она удалена из Метрики.
В целом анализ старого аккаунта и переговоры с клиентом показывали, что:
лучше всего до нас работали Товарные компании: клиент протестировал множество разных Товарных кампаний — наиболее эффективно работала кампания, нацеленная на продвижение всех товаров;
поисковые кампании вообще не приносили конверсий (по данным целей клиента).
Учитывая ограниченный бюджет, для быстрого теста в декабре 2023 года мы решили запускать стандартные для нового аккаунта кампании:
Товарную по универсальному фиду — как основную кампанию на генерацию покупок;
Поисковую — как классическую для первого запуска.
При составлении объявлений мы учитывали регион показа: Санкт-Петербург и Ленобласть. Предположили, что в Санкт-Петербурге по-прежнему сохраняется культура чтения бумажных книг, а еще — что сыграть на размещении магазина в здании исторического значения «Дом Зингера» будет верным решением. Поэтому в заголовках обеих кампаний указывали, что это действительно «тот самый Дом Книги», и использовали изображение знаменитого здания в креативах.
Товарную кампанию запустили на все товары сразу, составили свежий список минус-фраз на основе среза по нише: взяли конкурентов и адреса офлайн-магазинов с похожим названием.
Семантики по Поиску было мало, она разделялась условно на брендовые, суперцелевые и крайне общие запросы. Мы работали с очень большим каталогом, поэтому парсинг проводили масками на покупку книг в интернет-магазине. Частотность у таких ключей средняя, высокочастотных ключей было мало. Поэтому нам пришлось проводить повторный парсинг несколько раз, по чуть-чуть расширяя семантику, чтобы удерживаться в бюджете.
Тогда же мы предложили клиенту запустить поисковую кампанию по основным разделам каталога. Однако, пересмотрев семантику и сверившись с бюджетом, решили не смещать фокус и отложить запуск.
Нужно было пересмотреть целевую аудиторию, потому что к этому моменту она не была хорошо проработана. Мы предположили, что молодые люди покупают книги онлайн чаще, чем люди более пожилого возраста, поэтому нужно было понять, как привлечь молодую аудиторию.
В интернет-магазине довольно большой раздел посвящен комиксам и манге, и нам повезло, что некоторые из наших сотрудников увлекаются этими направлениями. Мы знали, что на товарах такого типа в России специализируются очень мало магазинов, а у крупных конкурентов нет обширной библиотеки по этой тематике (мы проверили). У клиента же раздел комиксов, манги и графических романов очень большой, в нем представлены, в том числе последние новинки и бестселлеры жанров.
Парсинг на покупку комиксов и манги дал нам небольшой пул запросов (15–20 ключей средней частотностью не более 60). Плюс мы добавили семантику на литературу для детей: был декабрь, мы рассчитывали зацепить аудиторию, которая покупала подарки детям на новогодние праздники.
Обе кампании поставили на обучение: сначала установили стратегию «Максимум кликов», затем добавили макроконверсии на отправку заказа по согласованной цене покупки и добавление в корзину.
Спустя 2 недели работы количество покупок с этих кампаний нас не устроило, поэтому мы решили перенастроить цели: предполагали, что одна из них («Оформление заказа») считала не покупку, а начало оформления заказа без итоговой отправки. В итоге добавили ecommerce-цели «покупка» и «добавление в корзину». Уточним, что работы по аналитике также выполнялись внутри агентства, и клиент в них фактически не участвовал (поскольку до этого аналитику настраивал у нас же в качестве разовой услуги): мы сами связались с аналитиками и обсудили ситуацию, сами контролировали сроки.
Основные трудности проекта были связаны с чисткой трафика: минус-слова не должны были перекрывать временно закончившийся товар или книги, которые могут закупить в ближайшее время.
У клиента очень большой каталог товаров, при этом поиск по сайту был несколько замедлен. В итоге часть работы приходилось делать вручную.
Мы выгружали весь список поисковых запросов по рекламной кампании за период. Эти запросы, условно, можно объединить в несколько типов:
общие запросы (например, «купить книгу онлайн»);
специфические (например, «лермонтов демон восточная повесть илл м врубеля 1980 г м издательство советская россия»);
заведомо нецелевые (например, «лучшие книжные магазины владивосток»);
вызывающие сомнение (например, «вышивки япония»).
Искоренить ни один из этих типов запросов невозможно: запросы подтягиваются из-за автотаргета товарной рекламной кампани. Что можно: пополнять список минусов. Но здесь есть неочевидный нюанс — почти все странные сочетания слов, которые могут прийти в голову, с высокой долей вероятности совпадают с названием какой-нибудь книги. Мы работали в 4 этапа:
Выгружали все запросы и разбивали их на основные типы:
нецелевые (другие магазины, города, издательства и т. д.);
с упоминанием авторов/книг (авторы и серии книг могут быть в каталоге, но заранее узнать об этом нереально, если не штудировать весь каталог);
странные словосочетания, которые могут показаться минусами.
Запросы с упоминанием авторов и книг вручную проверяли через поиск по сайту, чтобы понять, есть релевантные товары в магазине или нет.
Если автора или книги нет, запрос уходил в список на согласование с клиентом, так как авторы/книги могли быть не на сайте в данный момент, а в закупке и т. д. Такая проверка могла длиться несколько часов.
Если по итогам поиска название книги не находилось, но другие произведения автора были на сайте, в минуса отправлялись только названия книг. Если на сайте не было ни того, ни другого, в минуса отдельно шел автор и отдельно — книга. Всё это согласовывается с клиентом.
По этому же принципу проверяли странные словосочетания, которые в 8 из 10 случаев оказывались полным или частичным названием книги на сайте.
После проверки и формирования первичного файла на согласование отдельно выписывались предложенные варианты фраз для списка минус-слов. То есть во многих случаях мы не могли из запроса «персональная стратегия александр кравцов купить» в минуса внести просто слово «стратегия» или «персональная», так как эти слова фигурируют в названиях многих книг. Поэтому названия и авторов мы выписывали с использованием операторов.
Файл отправляли клиенту, и клиент самостоятельно перепроверял все словосочетания через внутреннюю базу каталога и отдельно по спискам закупок.
По итогам чистки стало очевидно, что быстрое и качественное обучение поисковой кампании достигнуто благодаря брендовым поисковым запросам (брендовые запросы мы не включали), которые по большей части подтягивает автотаргет.
Покупки распределяются в соотношении 10/20/70, где:
10 — запросы по популярным или редким книгам, то есть пользователь покупает именно то, что вводил в поисковую строку Яндекса,
20 — запросы общего характера «купить книги онлайн в спб»,
70 — запросы «Дом книги онлайн магазин купить книгу».
Это соотношение не меняется в зависимости от моделей атрибуции, так что без отчетов по ассоциированным конверсиям из GA4 нельзя сказать, что пользователи приходили сначала по очень узким запросам (например, «стивен кови 7 навыков высокоэффективных семей купить»), а потом совершали покупки по брендовым запросам.
Развитие аккаунта напрямую связано со скоростью обучения кампаний и постепенным переводом рекламных кампаний на оплату за конверсии. Пока мы не уверены, что кампании достигли стабильно хороших результатов по конверсиям. Как только начнем получать стабильно на 20–30% заказов в день больше, чем сейчас, переведем Товарную кампанию на оплату за конверсии.
На март 2024 года по Товарной кампании получили следующие результаты:
количество покупок увеличилось с декабря по февраль в 2,6 раза;
количество посетителей, добавивших товар в корзину — в 2 раза;
СR по добавлению в корзину изменился с 4,59% в декабре до 11,43% в феврале.
Результаты по поисковой кампании:
количество покупок увеличилось с декабря по февраль в 4,1 раза;
количество посетителей, добавивших товар в корзину — в 3,67 раза;
СR по добавлению в корзину изменился с 13,87% в декабре до 26,06% в феврале.
По двум кампаниям количество покупок увеличилось в 3,1 раза. Основными же достижениями считаем:
показатель CPA в два раза ниже обозначенного клиентом;
высокий CR;
ежемесячную общую доходность, которая, по данным Метрики, превышает вложения в рекламу по меньшей мере в 10 раз.
У нас нет данных, необходимых для подсчета ROI, но, по первичной оценке, результат удовлетворительный.
Сегодня мы проводим стандартную оптимизацию кампаний. В планах — переводить Товарную кампанию на оплату за конверсии, после высвобождения бюджета после перехода на оплату за конверсии — тестировать запуск Товарных кампаний на наиболее маржинальные разделы.
Клиент доволен результатами нашего взаимодействия и хотел бы расширять географию на другие регионы, но мы не рекомендует этого делать при небольшом рекламном бюджете. Планируем пока только протестировать расширение на Москву — мы готовы к тому, что без увеличения бюджета это может привести к спаду показателей.