«Я попробовал, не получилось» — часто такой фразой заканчиваются проекты, которые начинались с энтузиазмом. Когда приходит идея, хочется скорее ее реализовать, увидеть результат, но вместо этого просто требуется деньги. Чтобы не сливать их, предложите приступить к реализации новой системной идеи: сначала провести анализ, добиться успеха и лишь после этого перейти к активным действиям.
В агентство системного маркетинга МДМ обратилась HR-специалист Ольга Ленская. Она уже достигла определенных высот в карьере, стала сооснователем консалтингового агентства, теперь хотела открыть свою онлайн-школу для специалистов и предпринимателей с упором на практические занятия. Ей нужно было понять, в каком направлении двигаться, оценить потенциал задумки и составить план действий по открытию школ.
Цель нашей работы — создать готовую к запуску онлайн-школу, включая воронку продаж и ее инструменты.
Работа агентства состояла из трех частей:
Далее рассмотрим каждый этап подробнее.
В агентстве мы уделяем разработке стратегии максимум времени: так специалисты лучше погружаются в специфику сферы и дальнейшие технические настройки выполняют легко и быстро. В первый этап вошло:
Изучение рынка
Перед тем как начинать что-либо планировать, нужно убедиться в том, что у проекта есть потенциал, понять, как уже развивается рынок онлайн-образование в HR-нише. Для этого мы провели кабинетное маркетинговое исследование, в котором оценили не просто динамику, но и финансовые возможности для клиента.
С исследованием онлайн-образования в HR-нише были небольшие сложности. Дело в том, что со стороны регулирующих органов к инфобизнесу появился заметный интерес, и компании, работающие в этой сфере, неохотно раскрывают данные. Мы собирали и консолидировали информацию по крупицам, чтобы сформировать ясную картину. В первую очередь рассмотрели тренды в HR-нише, кадровую ситуацию.
Спрос на HR-специалистов растет, в компаниях не хватает квалифицированных специалистов, владеющих инструментами автоматизации.
При рассмотрении онлайн-образования мы отметили, что спрос растет: если в 2022 году спрос и расходы на него увеличились на 7%, то в 2023 прирост составил 11%. При этом наивысший средний чек зафиксирован в специализированных онлайн-школах.
На этом этапе мы выделили объем аудитории, обучающейся в нише «управление людьми» — то есть объем потенциальных покупателей для Ольги Ленской.
431 200 человек — потенциальные покупатели обучения в проектируемой онлайн-школе
Объем ниши «управления людьми» на момент изучения составил 10 млрд рублей. В HR-сфере однозначно есть спрос.
За год запуска онлайн-школ объем рынка можно считать на 18% больше, так как независимо от событий в графике спрос растет.
Дополнительно с помощью исследований мы определили географию для будущих рекламных кампаний и средний чек, на который можем рассчитывать в проекте.
Помимо открытых источников мы изучали спрос в HR-нише с помощью сервиса Wordstat. Сначала изучили широкий запрос по ключевым фразам, выделили наиболее емкие тематики с частотностью более 10 тысяч в месяц. На этом шаге мы убеждаемся, что интерес к сфере есть. Но по широким запросам нельзя судить о готовности пользователей обучаться, поэтому мы рассмотрели также ключевые фразы с формулировкой «Как…». Емкими здесь считаются запросы с частотностью выше 5 тысяч в месяц. Такую частотность мы не обнаружили, получается, что пользователи не формулируют свой запрос в контексте «Как…». Это не значит, что они не хотят обучаться — нам нужно проверить оставшиеся гипотезы и выявить запросы, с которыми сможем работать дальше. Следующая гипотеза — запрос «Школа, курс, обучение» с частотностью более 1 тысячи в месяц. Здесь мы определили, в каких тематиках из сферы HR пользователи ищут возможности для обучения.
Мы сформулировали рекомендации по выбору ниши, информацию о запросах клиентов, а также их можно будет использовать при дальнейшей разработке программ обучения и увеличения контента.
Завершаем первый шаг расчетом потенциальной выручки, вычисляем значения двумя способами: от данных по объему рынка «Сверху-вниз» и от количества потенциальных покупателей «Снизу-вверх».
«Сверху-вниз» . Мы можем рассчитывать на то, что в ближайшие три года займем 0,5% рынка. Процент указываем не высокий, но реалистичный. Хотя сфера бизнес-образования в целом широкая, ниша HR в ней довольно узкая, рынок насыщен, есть сильные игроки. Объем рынка дополнительного профессионального образования составляет 16,3 млрд рублей, а доля интересующей нас ниши 56% — это 9,1 млрд рублей.
Исходя из данных исследования, можем сделать прогноз потенциальной выручки за год:
9,1 млрд*0,5%=45,5 млн рублей.
Потенциальная выручка в месяц: 3,8 млн рублей.
«Снизу-вверх». Нам известно количество HR-менеджеров в России — 361–505 тысяч человек. Согласно исследованиям 66% имеют опыт онлайн-образования, из них 84,6% планируют обучаться повторно. Таким образом, объем рынка составляет 5,6 млрд рублей.
Если считать, что в ближайшие 3 года мы займем 1% рынка (рассматриваем оптимистический вариант), то потенциальная выручка за год составит 55,6 млн рублей, а ежемесячная — 4,6 млн рублей.
Мы рекомендовали клиенту опираться на цифры, полученные при расчете «Сверху-вниз», так как исходные данные были более точными.
Анализ аудитории и формирование портрета ЦА
На этом этапе мы проверили востребованность продукта в том виде, в каком представляем его сейчас. У нас было несколько гипотез, которые нужно было подтвердить или опровергнуть:
Мы провели кастдев, но так как исследование совпало с новогодними праздниками и выходными, получить желаемое число респондентов для очного интервью не удалось. Тем не менее мы провели три интервью и 58 онлайн-опросов.
Результатом анализа стало описание аватаров по категориям «HR-менеджеры», «HR-директора», «Руководители подразделений» и «Предприниматели». В каждом аватаре мы прописали:
Эти выводы помогли лучше понять будущего покупателя, а также подтвердить наши гипотезы
Все четыре гипотезы в результате кастдева подтвердились, мы дополнили каждую из них уточнениями. Выводы, к которым пришли:
Изначально клиент хотел создать два курса по системе управления для менеджеров и предпринимателей. В ходе исследования и опросов выяснилось, что для менеджеров полезнее будет создавать не единую программу, а курсы на разные тематики под их конкретные запросы. Для предпринимателей же актуален будет системный курс, как и предполагал клиент.
Анализ конкурентов
Для запуска нового продукта мы всегда глубоко исследуем конкурентов по своей уникальной методике — увидите ее ниже. Нельзя просто взять и проанализировать трех конкурентов в нише, которые первыми попадаются на глаза. Наша картина рынка не всегда соответствует реальному положению дел. К тому же рынок инфобизнеса очень конкурентен и быстро меняется, поэтому на этапе разработки стратегии важно быть внимательными.
1. Выделили 20 компаний и изучили их по 21 параметру.
Сначала мы сформировали список потенциальных конкурентов, которые работают в России и имеют высокий процент упоминания в рейтингах онлайн-школ для HR-менеджеров. Компании сравнивали по специализации, позиционированию, ЦА, наличию страниц в соцсетях и другим параметрам.
2. Отобрали 8 основных конкурентов
Нам было важно выделить компании, профиль которых совпадает с профилем клиента. Они должны активно продвигать похожий продукт и использовать современные воронки продаж. Сравнили их по 28 критериям выбора ЦА, выставив баллы за каждый, сформировали матрицу оценки, чтобы выделить ТОП-5 компаний.
Матрица оценки показывает, насколько каждая компания развита по определенному критерию. Выставленные баллы мы суммировали и получили ТОП-5 компаний
3. Детально изучили ТОП-5
На этом шаге мы подробно описали каждого конкурента: его продукты, УТП, воронку, аудиторию, длительность обучения. Из этих данных мы выделили 32 фактора успеха и по каждому сформировали рекомендации для онлайн-школы клиента.
Каждая рекомендация сформулирована на основе того, что хотят получить или увидеть покупатели, и что предлагают конкуренты
Мы рекомендуем постоянно следить за конкурентами:
Так вы всегда будете видеть настоящую картину рынка, сможете оперировать актуальными данными, быстро подмечать новые инструменты и тренды.
Формирование УТП и платформы бренда
УТП мы формировали, отталкиваясь от потребностей аудитории, а также от предложений конкурентов. Последнее необходимо не для того, чтобы повторить чужую историю, а чтобы отстроиться и выделиться на фоне существующих компаний.
В УТП важно обозначить целевую аудиторию и ее цели, а так как продвижение школы планируется на базе экспертности ее основателя, то указать евангелиста также необходимо
Помимо УТП, мы сформулировали и позиционирование бренда, которое состояло из:
Платформа бренда — большой документ, который помогает всей команде помнить о том, что из себя представляет их проект. Если приходит новый сотрудник или подрядчик, он сможет быстро включиться в процессы, не придется каждому объяснять позиционирование бренда
Создание концепции курса и драфт программы
Мы не являемся экспертами в сфере HR, поэтому содержание курса разработали совместно с Ольгой. Также изучили программы конкурентов, чтобы понимать, какие модули востребованы у потенциальных покупателей.
В ходе исследования мы определились, что в первую очередь разработаем курсы для HR-менеджеров и предпринимателей. Расписали модули для каждого сегмента ЦА, результаты, которые получат ученики. Дали рекомендации по количеству и продолжительности уроков, домашних заданий.
Материалы для уроков и более подробное содержание курсов клиент создавал сам — такова была изначальная договоренность.
Разработка стратегии продвижения, создание воронки
Разрабатывать стратегию продвижения мы начали с воронки продаж для каждого курса. Она представляет из себя большую подробную блок-схему, где прописаны:
Мы решили не усложнять воронку несколькими уровнями прогрева, поэтому разработали ее в классическом виде, характерном для ниши онлайн-образования. Это было важно для клиента, потому что управлять школой и продажами он планировал самостоятельно. Детальную проработку воронки и ее расширение решили отложить на 6–12 месяцев, когда оценим результаты работы базовой.
Единая схема входа в воронку для обоих сегментов ЦА
Воронка для сегмента «HR-менеджеры»
Важным моментом в этом проекте было участие менеджера по продажам, особенно тогда, когда пользователи будут попадать в воронку через автовебинары
В качестве платного трафика мы рекомендовали следующие каналы:
Для привлечения органического трафика мы предложили использовать:
Создание финансового плана
По нашим подсчетам онлайн-школа должна начать приносить прибыль на четвертом месяце работы. Мы подробно рассчитали расходы для первого года, учли работу менеджеров, кураторов, налоги, абонентскую плату платформ, бюджет на рекламу и отразили все в таблице.
Дали рекомендации о том, как почти в каждой строке можно сократить расходы за счет найма сотрудника в штат или, наоборот, делегирования задач на аутсорс
Также отдельно показали, как конвертируются лиды на каждом этапе воронки, и какое число покупателей ожидать при конкретном рекламном бюджете. План строили по пессимистичному сценарию, чтобы не обмануть ожидания клиента.
Эта таблица поможет ежемесячно отслеживать изменения ключевых показателей, прогнозировать продажи и вовремя найти слабое место, если что-то пойдет не по плану
Чтобы реализовать стратегию, нам необходимо было подготовить для школы:
Разработка логотипа и брендбука
Для школы необходимо было создать фирменный стиль и логотип. При разработке логотипа мы руководствовались желанием клиента отразить в нем человекоцентрическую систему, динамик, связь человека и бизнеса.
Мы предложили три варианта концепции, в которых отразили все важные для клиента принципы, остановились на варианте 1с
Клиент выбрал вариант 1с, но попросил заменить круги на другие фигуры, так как мягкость формы не подходит: хотелось большей строгости и динамики.
В итоге клиент выбрал вариант 1b с треугольниками, направленными в правый верхний угол.
Фирменный стиль должен был запоминаться и заметно отличаться от стилей конкурентов. Наши разработки мы объединили в брендбук, чтобы сотрудники школы и подрядчики могли руководствоваться им.
В брендбук мы в первую очередь включили описание платформы бренда, которое разработали на ранних этапах
Разработали несколько версий логотипа для разных случаев использования.
Также мы прописали фирменные цвета: основные и дополнительные для создания фокуса
Показали, как в рамках созданной концепции нужно оформлять носители фирменного стиля от презентаций до страниц в соцсетях
Создание сайта для онлайн-школы
Сайт для Ольги мы разработали на Тильде, он состоял из главной страницы, страниц курсов, вебинаров и «Спасибо». Каждую адаптировали под десктопные, планшетные и мобильные форматы. Дизайн соответствовал фирменному стилю.
Главная задача сайта — встретить пользователей, которые перешли по рекламе, и продать им обучение в онлайн-школе. То есть сайт должен давать высокую конверсию. Для этого мы продумываем структуру, тщательно прорабатываем тексты, расставляем акценты и отрабатываем возражения. Мы создали множество сайтов для разных проектов, поэтому в агентстве сформировалась собственная база принципов, которая позволяет проектировать эффективные сайты. Вот несколько основных правил:
При разработке контента мы опирались на боли и потребности, которые уточнили во время анализа аудитории, и использовали согласованное УТП
На сайте сразу построили метрики, цели, домен, чтобы для запуска рекламных кампаний здесь уже все было готово.
Создание страницы в ВК и материалов для продвижения
Для ВК нам нужно было подготовить инструкцию, чтобы клиент мог самостоятельно вести страницу школы. Мы разработали рекомендации по TOV, количеству публикаций в зависимости от темы поста (полезная информация, анонс, отзывы). Также дали клиенту инструкции в брендбуке о том, как оформлять иллюстрации для каждого типа поста. В качестве примера разработали эталонный контент-план на месяц, который состоял из 12 постов, написали каждый из них.
Еще при разработке брендбука мы создали визуальную концепцию для соцсетей. В соответствии с ней оформили страницу школы, иллюстрации для постов
Воронка, которую мы спроектировали, включала в себя серию писем для рассылки. Мы подготовили 58 сообщений — по 29 для каждого сегмента ЦА, включая презентацию школы, напоминания о начале вебинара, спецпредложения и информационные письма.
Также для таргетированной рекламы и писем мы создали баннеры в фирменном стиле
Сверху — баннер для информационного письма, стандарт — для рекламы в ВК
Создание контента для лидогенерации
Чтобы эффективно вести лиды по воронке, мы изобрели лид-магниты:
Гайды и чек-листы помогают перевести покупателей на все этапы воронки и привести их к покупке.
Настройка рекламы на бесплатном мероприятии
Для обоих сегментов ЦА воронка начиналась в двух вариантах:
Чтобы привлечь пользователей, мы подготовили рекламные кампании в Яндекс Директ и ВК. Для Директа тщательно проработали семантическое ядро, распределив ключевые слова по категориям:
Также в настройках кампаний мы указали интерес аудитории к сайтам конкурентов и вебинарным страницам.
Для таргетированной рекламы также тщательно проработали тексты для объявлений, уточняя интересы потенциальных покупателей в решении конкретных рабочих проблем, поиске работы или обучении. Подключили ретаргетинг на пользователей, которые посещали сообщества конкурентов.
Подготовили креативы в фирменном стиле школы
Клиенту остается только нажать на кнопку и запустить рекламные кампании в нужный момент.
Так как мы выбрали в качестве платформы для школы Геткурс, необходимо было загрузить все уроки, которые записал клиент. Также нашей задачей было настроить чат-бота и отправку писем внутри платформы в зависимости от событий. Письма мы также подготовили заранее.
Каждую страницу школы оформили в соответствии со стилем бренда.
За 3 месяца мы готовим онлайн-школу к запуску под ключ:
Клиент получил все инструменты и инструкции для продолжения работы: образно говоря, оставалось лишь нажать кнопку, чтобы школа начала функционировать. Свою задачу по созданию основы мы выполнили. Дальше клиент планировал работать со своей командой самостоятельно.
Любая идея, будь то создание школы или запуск нового продукта, требует проверки. Будущий спрос и прибыльность можно спрогнозировать, если основательно подойти к исследованию рынка и потенциальных покупателей. Большая ошибка, о которую часто разбиваются надежды предпринимателей, — запуск нового проекта уже сегодня.
Мы предлагаем начать с аналитики и стратегии. Это может показаться долгим и скучным занятием, где нет места порывам и энтузиазму. Но именно предварительная проработка гипотезы позволит:
Если у вас появилась идея создать новый продукт, но нет времени и ресурсов проверять гипотезы и исследовать рынок — обращайтесь в агентство системного маркетинга MDM. Знаем, как оценить потенциал задумки в деньгах.