В 2019 году к нам обратился региональный ритейлер SPAR Калининград. На тот момент торговая сеть SPAR насчитывала почти 50 магазинов в Калининграде и области. Компания хотела оперативно разработать и запустить мобильное приложение «Клуб Друзей» с простым интерфейсом и интуитивной навигацией в нем. На фоне пандемии и повсеместных локдаунов в следующем году это своевременное решение позволило увеличить продажи сети в несколько раз.
За 5 лет сотрудничества мы реализовали не только ecommerce-приложение с программой лояльности, но и внедрили геймификацию, разработали для SPAR собственную платежную систему, реализовали каталог товаров и онлайн-магазин с доставкой, а также создали приложение для сборщиков заказов. По сути, создали целую цифровую экосистему для ритейла, решающую задачи заказчика в комплексе.
Понимая срочность задачи, мы быстро реализовали MVP, просто перенеся мобильную версию сайта в приложение. Параллельно разрабатывалось полноценное ecommerce-приложение супермаркета, полностью дублирующее функционал сайта для автоматизации обработки заказов в рознице: с удобным каталогом, «умным» поиском товаров через сканирование штрихкода, процессом оформления, оплаты и доставки заказов.
В 2022 году мы добавили в приложение Кошелек — собственную платежную систему SPAR для удобной и безопасной оплаты покупок через Систему быстрых платежей. Пользователь может привязать счета разных банков и переключаться между ними. Пополняется Кошелек через банковское приложение, но оплачивать онлайн-заказы можно и напрямую через СБП. На кассе достаточно показать QR-код, чтобы списалась сумма заказа. А если в Кошельке не хватает денег, недостающая сумма будет автоматически проведена через СБП.
Одна из важных функций — отказ от печатных чеков и забота о природе вместе со SPAR. Достаточно один раз настроить эту опцию, чтобы всегда получать электронные чеки.
За первый год SPAR отправил покупателям 1 881 253 электронных чека. Это позволило сэкономить 611,5 км чековой ленты, что составляет около 500 000 рублей.
Когда объем заказов в интернет-магазине начал расти, вместе с ним росла важность качества работы сборщиков заказов. Первоначально заказы покупателей попадали в товарно-учетную систему, распечатывались в магазинах, а сборщики собирали продукты по бумажным спискам. Много времени уходило на печать бланков, сборку товаров, проверку и проведение заказов в системе.
Мы исследовали работу сборщиков заказов на местах и формализовали бизнес-процесс сборки в целом. Результатом этой работы стал список основных причин, из-за которых происходит потеря времени и ошибки в сборе заказов. Мы предложили несколько гипотез по улучшению процесса, а затем совместно с клиентом приняли решение разработать приложение, автоматизирующее сборку товаров.
Идея приложения проста: оно должно подгружать данные о заказах с бэка интернет-магазина и помогать сотрудникам на всех этапах сборки, как чек-лист. Мы создали кроссплатформенное приложение на фреймворке Flutter с удобным инструментарием и простым UI. В качестве языка программирования выбрали Dart.
Приложение не требовало создания специальной инфраструктуры, мы просто интегрировали его с «1С: Торговый комплекс» и интернет-магазином на «Bitrix: управление сайтом». Для ускорения добавления товаров в корзину в приложение добавили функциональность сканера штрих-кодов и маркировки товара.
Внедрение приложения сразу же улучшило показатели эффективности сборки. Ошибок стало на 67% меньше, точность сборки повысилась на 40%.
При этом отдельно проводить товары через кассу больше не требуется, что экономит время сотрудников и ускоряет обработку заказа на доставку. А контроль за работой персонала позволяет избежать различных злоупотреблений.
По мере того, как приложение «Клуб друзей» обрело постоянную аудиторию, перед нашим заказчиком встала задача повысить ее вовлеченность, возвращаемость и продолжительность активного пребывания в приложении. Мы начали разрабатывать внутреннюю игру с возможностью проведения призовых розыгрышей и покупки внутриигровых предметов за бонусы.
Первой была запущена казуальная игра “Zuuum” по мотивам известной компьютерной игры “Zuma” 2000-х годов. Суть игры — ??зарабатывать очки, уничтожая разноцветные шары, двигающиеся цепочками, до того, как они достигнут конца пути. Полученные очки можно потратить на «бустеры», которые упрощают игровой процесс.
Более того, накопленные в системе лояльности бонусы можно также использовать для покупки игровых «бустеров», что помогает ритейлеру «сжигать» бонусы, тем самым экономя на предоставляемых лояльному покупателю скидках.
Разработанная нами платформа геймификации изначально предусматривала возможность проведения регулярных конкурсов, розыгрышей и турниров. Первый из них мы запустили летом 2021 года, а затем повторяли еще несколько раз. Механика розыгрыша классическая: для участия нужно регистрировать коды, указанные в чеках магазинов SPAR. В дальнейшем механизм регистрации чеков упростили: купоны на участие в розыгрыше стали регистрироваться автоматически.
«Zuuum» и розыгрыши интегрированы: на заработанные в игре очки можно выбрать приз в виде кода для розыгрыша — тогда он сразу появится среди других кодов пользователя и повысит шансы на выигрыш.
В результате геймификации существенно выросла вовлеченность целевой аудитории. В игры поиграл каждый четвертый пользователь приложения. При этом компания SPAR Калининград сэкономила больше 1 000 000 рублей только на бонусах лояльности: именно столько потратили игроки на внутриигровые покупки.
Следующим этапом развития экосистемы стала разработка маркетплейс-платформы на базе приложения «Клуб друзей». Благодаря изначально хорошо продуманной архитектуре, добавление подобного решения не потребовало существенной переработки приложения.
Результатом стала возможность партнеров подключаться к экосистеме SPAR и пользоваться всеми ее преимуществами, включая заказ товаров онлайн и доставку.
Разработка мобильного приложения для ритейлера SPAR вылилась в итоге в создание мощной платформы, оцифровавшей множество процессов в компании. Конкретными результатами внедрения стали: