Автор кейсаRESULTANTЛоготип компании

Разработка банковского приложения

Заказчик
ПАО АКБ «Приморье»
Задача
Банк поставил перед нами задачу разработать современный мобильный банк, который должен соответствовать лучшим современным решениям, представленным в банковском секторе.

О чём этот кейс

Одним из ключевых направлений бизнеса нашей компании является разработка ИТ-решений для финансовой индустрии. Мы всегда делаем ставку на финтех так как имеем хороший опыт и обширную экспертизу в данной сфере.

В июне 2017 года мы получили заказ на разработку мобильного приложения для банка ПАО АКБ «Приморье».Этот банк входит вчисло крупнейших региональных банков страны, является одной изнаиболее устойчивых финансовых структур Дальнего Востока.

Совсем недавно был опубликован релиз MVP-версии приложения в AppStore и GooglePlay, и в рамках данного кейса мы хотим поделиться опытом реализации крупного проекта в банковском секторе.

Задача

К моменту старта проекта в банке уже было запущено мобильное приложение, но оно морально и технологически устарело. В связи с этим руководство банка приняло решение разработать с нуля современное мобильное приложение, соответствующее лучшим образцам подобных продуктов, представленных у конкурентов.

Заказчик поставил перед нами задачу создать удобный финансовый сервис как с точки зрения юзабилити, так и с точки зрения дизайна. Нам необходимо было создать приложение для банка таким образом, чтобы клиенты получили возможность проводить банковские операции через мобильные устройства быстро, просто и интуитивно понятно. В качестве первого этапа была выбрана платформа iOS, а вторым этапом планировалось реализовать приложение под Android.

Нам задача показалась очень интересной, и мы с удовольствием взялись за работу.

Исследование рынка и анализ конкурентов

Первым делом мы провели исследование аналогичных продуктов, представленных на российском рынке в банковской индустрии. Для этого мы обратились к отчету, который опубликовало на своём сайте авторитетное агентство в области юзабилити USABILITYLAB. В данном отчете приведён юзабилити-рейтинг приложений 15 крупнейших российских банков.

При составлении рейтинга учитывались два главных критерия качества мобильного приложения: удобство интерфейса и функциональность.

В топ-5 рейтинга вошли мобильные приложения следующих банков:

  1. Тинькофф
  2. ВТБ24
  3. Сбербанк
  4. Альфа-Банк
  5. Промсвязьбанк

Наши специалисты ознакомились с итогами сравнительного анализа USABILITYLAB, а также открыли пробные счета в этих банках, чтобы провести дополнительное исследование «живьём». Мы не поленились и объехали московские отделения вышеобозначенных банков, оформили карты для физических лиц, чтобы получить доступ к мобильным приложениям и на собственном опыте понять все достоинства и недостатки существующих на рынке решений. Пока мы занимались открытием счетов и выпуском карт, нам удалось на себе почувствовать разницу в качестве сервиса в разных банках и процессе получения доступов к мобильному приложению.

На основании нашего анализа мы сформировали перечень основных плюсов и минусов мобильных приложений, существовавших на тот момент в банковском секторе. Мы поставили себе задачу в рамках данного проекта досконально погрузиться в детали функционала банковских сервисов для того, чтобы учесть все недостатки и применить лучшие практики в разработке мобильного приложения для банка Приморье.

Среди современных возможностей, которые показались нам интересными и трендовыми можно выделить:

  • Перевод средств клиенту того же банка по QR-коду
  • Идентификация отдельных операций через поиск
  • Поддержка ApplePay и AndroidPay внутри приложения
  • Подписка на уведомления по штрафам, коммунальным платежам и проч.
  • Интеграция FaceID
  • Аналитическая система для управления предложениями для клиента

Юзабилити-тестирование

Отдельным принципиальным требованием заказчика было проведение дополнительного юзабилити-тестирование в специальной лаборатории для того, чтобы обеспечить максимальное удобство пользовательского интерфейса и понятной логики работы приложения.

Мы отобрали несколько лабораторий, которые специализируются на подобных задачах, и остановили свой выбор на одной из самых известных компаний, с которой у нас уже был опыт работы над подобными проектами – USABILITYLAB.

Мы провели встречу с коллегами, обсудили наше видение проекта и цели юзабилити-теста. В итоге мы решили, что отдадим на аудит готовый прототип приложения, который спроектируют наши UX-специалисты.

Въедливые коллеги из лаборатории провели тщательное тестирование нашего прототипа приложения и подготовили своё развернутое заключение об аудите. Мы внимательно изучили полученный отчет и очень скрупулёзно c точки зрения UX-части доработали интерфейс приложения, учитывая пожелания заказчика. В итоге получился современный, красивый и самое главное удобный дизайн приложения, с котором мы продолжили работать в рамках разработки мобильного приложения.

Один слайд из отчета о юзабилити-тестировании

Разработка приложения для банка

Проектное управление

Сильной чертой нашей компании является управление проектами. В наших процессах мы используем только самые современные методологии проектного управления, а большинство ведущих руководителей проектов, работающих в Проектном офисе нашей компании, имеют степень PMP. Это позволяет нам обеспечивать эффективный и удобный для заказчика процесс работы над проектом, а также выдерживать заявленные сроки и бюджет большинства проектов, которые находятся у нас в работе.

У нас в компании внедрён Корпоративный Стандарт Управления Проектами (КСУП), и все наши менеджеры проектов работают в соответствии с ним. В данном проекте мы решили применить классическую «водопадную» методологию проектного управления PMBOK с небольшими элементами гибких Agile-методик.

На этапе планирования проекта наш менеджер проекта разработал развернутый сетевой план-график проекта, в котором учёл текущую загрузку наших сотрудников, а также заложил риски на задержки и форс-мажоры. В качестве инструмента календарного планирования и сетевого анализа расписания проекта мы использовали проверенный инструмент MS Project. По нашим расчетам проект должен был занять порядка полутора лет на обе платформы.

Это достаточно большой проект, поэтому мы со всей ответственностью подошли к планированию ресурсов и формированию команды из лучших специалистов нашей компании.

Часть план-графика проекта

Как создать банковское приложение?

Проектная команда

Для разработки приложения для Приморья была сформирована команда из лучших специалистов нашей компании. В итоге у нас получилась вот такая организационная структура проекта с нашей стороны:

Создание банковского приложения

Как только команда была организована, и план-график утвержден с заказчиком, мы сразу принялись к работе непосредственно над самим продуктом. В рамках проекта проводились ежеутренние стэндапы, что позволяло максимально эффективно контролировать ход проекта и синхронизироваться с командой со стороны заказчика.

Стэндапы проектной команды RESULTANT

Разработка банковского приложения

Проектирование и дизайн

В начале проекта банк передал нам документ с описанием верхнеуровневых бизнес-требований. На основании данного документам наши аналитики совместно с техническими специалистами заказчика сформировали детальное ТЗ, на основании которого далее были подготовлены технические спецификации для разработчиков, а также прототипы всех экранов приложения.

На основании брендбука заказчика и прототипов, прошедших тест в юзабилити-лаборатории, наши дизайнеры разработали несколько вариантов дизайна будущего приложения:

Вариант №1

Приложение банка

Вариант №2

Банковское приложение

Далее представители отдела маркетинга заказчика посчитали нужным добавить больше корпоративных оттенков. На основании новых пожеланий мы скорректировали дизайн, который стал окончательным:

Разработка мобильного приложения для банка

Разработка

Обычно в классической архитектуре при разработке мобильных приложений существует только фронтенд и бэкенд часть. Особенностью же разработки проектов уровня enterprise и конкретно данного банковского проекта является необходимость в интеграции фронтенд-части мобильного приложения с несколькими бэкенд-системами заказчика.

В данном проекте архитектура системы подразумевала наличие промежуточного шлюза (middleware), который объединяет компоненты приложения в единую систему и позволяет реализовывать взаимодействие между клиентом и сервером приложения. Данная прослойка обычно применяется в сложных системах для обеспечения требований к безопасности. Благодаря этому доступ к закрытой информации, хранящейся на сервере приложения (такие как данные по клиентским счетам, транзакциям и проч.) недоступен для третьих лиц.

Мы начали разработку с верстки экранов для мобильных устройств и параллельно запустили в производство программирование Middleware. Версию под iOS мы разрабатывали на языке Swift. Мы выбрали этот язык потому что:

  • Swift - современный язык разработки приложений под iOS
  • Swift - более читаемый язык, чем Objective-C
  • Swift - легче поддерживать
  • Swift - безопаснее
  • Swift - требует меньшее количество кода
  • Swift - поддерживает динамические библиотеки

Для разработки под Android мы выбрали стек основанный на языке java +kotlin. Мы остановили свой выбор на Java, так как этот язык отличается быстротой, высоким уровнем защиты и надежностью. Kotlin - современный язык разработки приложений под Android, который облегчает процесс написания кода, а также он полностью совместим с Java.

Управление релизом и тестирование

Для повышения эффективности процесса управления релизами мы применяем подход Continuous Integration(CI) и Continuous Delivery (CD). В качестве инструментария, реализующего данные походы в данном проекте, мы использовали связку инструментов Gitlab+Bitrise+Fabric для обеспечения непрерывности доставки сборок тестировщикам и заказчику. Каждое утро в определенное время заказчику уходила текущая стабильная сборка с обновленным порядковым номером уже проверенная нашими тестировщиками.

Тестирование мы осуществляем при помощи внутренних сборок, которые видят только специалисты нашего отдела тестирования и разработчики. К тестированию продукта был привлечён наш отдел обеспечения качества (QA). Команда тестировщиков провела все виды тестирования, в том числе выполнила нагрузочное тестирование приложения для того, чтобы обеспечить максимальную стабильность работы приложения. Так как данным приложением должны пользоваться десятки тысяч клиентов, то требования к стабильности и отказоустойчивости мобильного приложения были очень высокие.

После того как MVP-версии под iOS и Android были тщательно протестированы и все баги поправлены проект прошёл нашу внутреннюю приёмку и отправился на внешнюю приёмку заказчику. Заказчиком была подготовлена исчерпывающая карта тестирования, которая покрыла все пользовательские сценарии. После того как приёмочная комиссия со стороны заказчика приняла продукт и Акт приёмки был подписан мы начали готовить приложение к релизу в магазины.

Карта тестирования мобильного приложения:

Разработка приложения банка

Релиз

В феврале 2018 года мы успешно опубликовали приложение в AppStore и GooglePlayStore.

Опубликованные приложения можно посмотреть здесь:

AppStore

GooglePlay

Создать приложение для банка

Клиенты банка начали активно пользоваться приложением с первых дней публикации! Динамика скачиваний и установок приложения показывает, что продукт уже пользуется популярностью, что является для нас лучшей наградой за наши труды.

В качестве системы аналитики для отслеживания основных параметров опубликованного приложения (кол-во активных пользователей, кол-во установок и проч.) мы используем аналитический модуль системы Fabric:

Особенности разработки приложения для банка

Заключение

Для нашей компании работа над мобильным приложением банка "Приморье" стала одним из самых сложных и интересных проектов 2017 года. Клиент остался доволен нашей работой и подписал с нами договор на сопровождение продукта на 2018г.

Мы использовали в работе над проектом максимум наших практических знаний и умений в области проектного управления и ИТ-разработки, что дало хороший результат. По итогам проекта мы внесли массу новых практик и инструментов в нашу корпоративную базу знаний Lessons Learned, которую использует наш Проектный офис для обучения и повышения квалификации менеджеров проектов.

Теперь нам предстоит планомерно работать над развитием проекта весь 2018 год. Впереди нас ждёт увлекательный год и много новых проектов!

Результат появляется вместе с нами!

Кейс подготовлен RESULTANT PROJECT AGENCY

www.pa-resultant.ru

Перейти на сайт


Перейти на сайт

В карточку агентства

Письмо автору кейса

Пользуйтесь реальным опытом в IT и следите за успехами потенциальных подрядчиков и конкурентов
Подпишитесь на рассылку
Читайте также
Кейсы по теме#Разработка мобильных приложений