Автор кейсаProscomЛоготип компании
29 Апр 2020

Грейдбук для Proscom: как за год вырастить годного дизайнера

Задача
Разработать собственную систему развития специалистов, ориентированную на особенности компании и позволяющую дизайнерам в короткий срок значительно улучшать свои навыки без ущерба для продуктивности.

Проблема:

Хорошего дизайнерского образования у нас в стране нет: у доброй половины выпускников все работы типовые и скучные. Так что лучше начинать с чистого листа. К нам приходили начинающие дизайнеры, и мы показывали им список того, что предстоит изучить и сделать: настолько внушительный и разрозненный, что ребята пугались.

Решение:

Итак, перед нами грейдбук (от слова grade — «уровень, оценка»).

Грейдбук — что-то вроде зачетки, с этапами и подведением итогов по мере прохождения каждого. Когда человек видит, что задача ему по силам, он, вероятнее всего, справится с ней. Вдвойне возрастает и мотивация, когда начинает получаться и когда он видит прогресс — от «джуниора» через «мидла» и до «сеньора» к звездам.

Движение по грейду зависит от трех вещей.

Во-первых, от самообразования: в грейдбуке перечислены книги, статьи и видеоролики, которые мы тщательно отобрали для себя. Все это добро заботливо собрано у нас в сетке. Так что ребятам не надо метаться в его поисках, да и тратить время на бесполезную информацию, которой заполнен интернет, — только суть.

Во-вторых, рост напрямую связан с объемами работы. Наши «джуны» начинают с клиентских презентаций, поэтому для них KPI — это просто количество сделанных слайдов. Скорость работы тоже важна — человек должен уметь оптимизировать процессы. Так, если вначале «джуниор» делает один слайд презентации два часа, то к концу этапа — всего за 30 минут.

По грейдбуку, «джун» к концу трехмесячного срока на первом грейде должен запилить 500 слайдов, сделать конспекты 17 книг, освоить «Иллюстратор» до уровня Advanced, «Скетч» и базовый фотошоп с хоткейзами с помощью видеоуроков. К «сеньору» в активе у человека уже будут 6600 слайдов, порядка 60 книг (не только о дизайне), спроектированный интерфейс, несколько работ во внешних портфолио типа Behance и даже периодический выход из зоны комфорта.

В-третьих, переход на новый уровень зависит от выполнения тестовых задач. Это что-то вроде зачета. Мы вместе с дизайнером подыскиваем задачу, которая и ему интересна, и бизнесу полезна. То есть такое не спускается сверху авторитарно, потому что у каждого свои интересы и способности.

В итоге успешное прохождение грейда мы поощряем не только повышением статуса, но и финансово. Дизайнер начинает больше зарабатывать, получает более интересные задачи, а главное — четко понимает, что нужно сделать для еще одного квантового скачка и сколько времени уйдет на прокачку.

Кстати, о сроках. Перейти на новый уровень можно через три месяца. Таким образом, от «джуниора» через «мидла» до «сеньора» можно добежать всего за год с копейками, и такие случаи у нас уже были. Каждые три месяца мы проводим так называемые фидбэки — что-то вроде зачетов по пройденному материалу и пережитым проектам. Делать их чаще или раньше нет смысла — никто не успеет пройти уровень, проверено.

На самих фидбэках для среза знаний мы обычно используем «Тильду» — у нее есть видеоуроки и файлики для занятий. Если дизайнер все сделал по своему грейду, посмотрел видеоуроки, это легко проверяется.

Тех, кто не ленится, видно сразу. Они и помимо списка в грейдбуке успевают перехватить что-то полезное, конспектируют и собирают для себя любыми удобными способами.

Но есть среди нас и те, кто уже знает все и везде побывал. Для таких мы придумываем дальнейшие пути развития. То есть прохождение грейдбука — это не самоцель и не финал, а скорее старт для дальнейшего самокопания и роста. На каждом фидбэке проводится небольшой опрос: мы вместе с дизайнером нащупываем точки его дальнейшего развития — может быть, ему неинтересны интерфейсы, и он хочет заниматься 3D, а в грейдбуке этого нет. Все это обсуждаемо, и в этом смысле у нас демократия.

Почему грейдбук на бумаге

Наверное, бумажная зачетка в диджитал-агентстве выглядит странно. Но мы просто хотели оторвать ребят от экранов. Они ведь ничего, кроме айфона и мышки, в руках не держат. А наша книга хорошо сделана и напечатана, ее приятно держать в руках и заполнять. Удобно достать в метро и по дороге. Кроме того, у печати есть свои преимущества, а у «цифры» — свои.

Конечно, грейдбук 2.0 будет уже цифровым. В облаке удобно отслеживать выполнение задач, тасовать и приоритизировать подзадачи. Например, когда мы проектировали бумажную версию три года назад, в ней среди обязательных инструментов были в основном фотошоп и «Иллюстратор», но уже год, как мы активно работаем в «Фигме», а в бумажной версии грейдбука ее нет.

Кроме того, постоянно возникают новые идеи: хочется добавить в грейдбук новые находки, поделиться с ребятами.

Конечно, кроме книги есть у нас и другие инструменты — матрицы компетенций, ежеквартальные/полугодовые/годовые срезы, оценки 360, где ребята анализируют друг друга. Есть практика, которую мы называем «выход из зоны комфорта». Например, когда графическому дизайнеру дают задачу сделать сайт. Он их никогда не делал, но это и хорошо — пусть пилит как видит. Это добавляет проекту свежего воздуха в виде идей и взгляда с непривычного ракурса.

Еще у нас принято «шарить» свои умения на встречах Knowledge Sharing. Узнал что-то новое про 3D-графику? Поделись с другими. Бывший бариста? Выйди и расскажи, как кофе заваривать. В общем, передавать свои знания младшим коллегам — это даже не пожелание, а обязанность.

Формула оптимальной загрузки дизайнера

С одной стороны, мы отслеживаем прогресс людей по грейдбуку, а с другой — не перекрываем им кислород. Ведь наш бизнес едет по прагматичным рельсам, и клиенты платят за то, чтобы у них не болела голова от просроченных проектов. И чтобы такого не случалось, мы постоянно следим за загрузкой ребят. На 40 часов в неделю у каждого должно быть как минимум два свободных часа в день. Если остается меньше, значит, нет задела на внезапные крупные проекты и прочие нежданчики. Если постоянная загрузка приближается к 75%, начинаем искать новых людей. Вот и весь секрет. А учеба идет своим чередом.

Итоги:

Прямо сейчас в нашей студии грейдбук проходят три дизайнера из семи. Мы уже успели вырастить несколько миддлов и сеньоров – и даже арт-директора.

Мы верим, что с практикой прямо в бою при поддержке старших коллег и всей этой бумажно-онлайновой артиллерии любой бариста, электрик, инженер или политолог выстрелит, то есть превратится в арт-дира.

В карточку агентства

Письмо автору кейса

Пользуйтесь реальным опытом в IT и следите за успехами потенциальных подрядчиков и конкурентов
Подпишитесь на рассылку
Читайте также
Кейсы по теме#Дизайн
Проекты компании Proactivity Group