Автор кейсаLISPAKOЛоготип компании

Кейс: снимаем коммерческую документалку для крупного фестиваля

Заказчик
РИФ-Воронеж - региональный фестиваль интернет-технологий, аналог федерального РИФа.
Задача
Снять документальный фильм о 10-летней истории фестиваля.

Мы в LISPAKO часто снимаем документальные фильмы для различных компаний. В этом тексте мы решили поделиться опытом и на примере конкретного проекта рассказать, какими приёмами мы пользуемся, чтобы проект нравился не только заказчику, но и зрителю. В конце покажем backstage-видео. 

Задача

Возможно, вы слышали о РИФе (российском интернет-форуме) — это ежегодный фестиваль, которому в 2021 исполнилось 25 лет. В России есть и региональные РИФы, один из самых крупных проходит в Воронеже. В 2019 ему исполнилось 10 лет, юбилей решили отметить документалкой.

Жёстких пожеланий по формату и содержанию не было, поэтому мы предложили формат «рассказа от первого лица». Историю должны рассказать те, кто её делал, а архивные кадры подтвердят и проиллюстрируют их слова. Разбавят повествование несколько игровых сцен. 

Герои

Мы выбрали пять главных персонажей, чьи слова составили костяк всего повествования. Это члены команды организаторов и постоянные участники, участвующие в жизни РИФа. Слова остальных героев служили подтверждением и были направлены на передачу атмосферы фестиваля. 

Всего в фильме участвуют 17 человек. Для фильма, чей хронометраж едва превышает 10 минут, это рекорд. Тезисно слова всех синхронов были прописаны в сценарии, чтобы все цитаты сложились в цельное повествование, как пазл. Задача героя — своими словами передать смысл перед камерой. 

Даже несмотря на это у нас набралось 6 часов интервью. Человека перед камерой нужно разговорить, установить контакт. Тогда он расслабится и будет выглядеть так, будто разговаривает с другом. В противном случае речь будет протокольной и неестественной, такому спикеру никто не поверит.

Снимаем с рук

Мы решили не только рассказать, но и показать историю от первого лица. Это добавляет повествованию документальности, к тому же так картинка становится более динамичной. Большую часть синхронов мы снимали в движении и с рук, штатив использовали только в помещении. Такие планы мы старались сразу перекрыть либо архивом, либо постановочными сценами, чтобы зритель не скучал. 

«Сам ролик мы хотели сделать красивым с художественной стороны, чтобы это было настоящее кино. Но не хотелось потерять ощущение документального фильма. Поэтому большую часть съёмок, как синхронов, так и игровых сцен мы снимали с ручной камеры, чтобы у зрителя было максимальное ощущение того, что он находится прямо в этом действии». 

Сергей Григорьев, режиссёр. 

Удалённая режиссура

Часть синхронов мы снимали удалённо: ресурсов на выезд в другие города не было. Здесь мы увидели пространство для эксперимента. Одного героя снимал оператор по нашему техзаданию, а других мы записывали по видеосвязи. 

В 2019 это ещё не было настолько заезженно, а мы решили, что такой формат отлично ложится на сюжет о фестивале интернет-технологий. Для съёмки понадобились три смартфона, два из которых снимают героя с разных ракурсов и записывают звук, а через третий процесс контролирует режиссёр. Опыт оказался удачным, и мы позже использовали его в ещё одном документальном проекте.

Архив и СМИ

10 лет — серьёзный срок, и материала за это время накопилось немало. В общей сложности мы перебрали более 100 часов записей. В основном это видео выступлений и дискуссий из личных архивов. Продакшен, работавший с фестивалем до нас, поделиться материалом не смог — всё успели удалить (или пожадничали, кто знает).

Из архива мы подняли и сюжеты местного телевидения о РИФе. Во-первых, так мы подчеркнули роль фестиваля в жизни региона, во-вторых, их слегка архаичная картинка хорошо играет на контрасте с современными съёмками. 

Материалы федеральных СМИ мы тоже использовали. Один из стендов предложил гостям поиграть в игру про волка, ловящего яйца, в реальной жизни. В роли волка побывал бывший тогда замминистра связи Алексей Волин. Об этом написали даже «Медуза» и РБК, а мы не упустили возможность подчеркнуть место регионального фестиваля в федеральной повестке. 

Премьера на большом экране

Десятый РИФ-Воронеж проходил в крупном кинотеатре, организаторы решили показать фильм в каждом зале перед выступлениями спикеров. Уже в первый день наш фильм на большом экране увидели 7 тыс. человек. Мы получили тёплые отзывы от зрителей, довольны остались и все герои фильма.

На примере этого проекта мы хотим показать несколько приёмов, которые помогут сделать хорошую и работающую коммерческую документалку:

•Дать слово героям. Закадровому голосу верят меньше, а реальный участник событий не только изложит факты, но и поделится эмоциями.?

•Не увлекаться архивом. Хроника сильно тормозит повествование, старые кадры в низком качестве могут испортить общее впечатление от фильма. Пусть хроника станет дополнением, которое лишь подтверждает рассказанную историю.?

•«Пригласить» зрителя на съёмку. Человек охотнее верит тому, что видел своими глазами. Эффект присутствия на площадке у зрителя создадут ручная камера, край лампы или микрофон в кадре. ?

Посмотреть, что у нас получилось можно здесь. А здесь backstage-ролик, в нём команда LISPAKO рассказывает, как снимался этот проект.

В карточку агентства

Письмо автору кейса

Пользуйтесь реальным опытом в IT и следите за успехами потенциальных подрядчиков и конкурентов
Подпишитесь на рассылку
Читайте также
Кейсы по теме#Маркетинг, дизайн, реклама
Проекты компании Proactivity Group