Маркетинговая стратегия - это прежде всего план действий. Этот план обоснован обстоятельным анализом рынка и конкурентов. Этот план создан для того, чтобы достичь долгосрочных целей компании с помощью маркетинга.
В википедии долгосрочные цели компании связывают с получением устойчивого конкурентного преимущества. Нам ближе вариант, когда результат завязан на деньги и оценивается в деньгах.
Маркетинговая стратегия - это уровень планирования с далёким горизонтом. Такой подход необходим, чтобы было на что опираться (общие принципы и позиционирование) при планировании краткосрочных и среднесрочных маркетинговых целей.
Для того, чтобы создать план нужно определиться с двумя независимыми друг от друга вопросами:
После того, как мы ответили на эти вопросы, создаётся сам план действий.
После создания плана действий определяем критерии оценки того, что мы реализовали план и достигли целей.
Для того, чтобы собрать информацию, нужно задавать много вопросов владельцам бизнеса, рядовым сотрудникам, покупателям, нужно изучить продукт. Возможно, ответы на некоторые вопросы придётся покупать у компаний, которые занимаются исследованиями по заказу (речь идёт об исследованиях рынка и другой аналитике, которую невозможно получить изнутри анализируемой компании).
Первые вопросы должны быть о самом главном: о клиентах. Здесь мы определяем нашу целевую аудиторию, формируем портрет (или портреты) клиентов, делаем CJM (описываем путь, который проходит клиент при удовлетворении своей потребности с помощью нашего продукта).
Вопросы о клиенте, на которые мы должны найти ответы могут быть такими:
Этот блок вопросов должен снабдить нас достоверной информацией о том, какую именно компанию мы будем продвигать и в какой внешней среде. Обычно информацию, полученную в ходе этого исследования группируют в SWOT-анализ и делают долгосрочные выводы о сильных и слабых сторонах организации, возможностях и угрозах внешней среды.
Вопросы о компании, на которые нам нужны ответы могут быть такими:
Для полноценного понимания ситуации мы должны выделить и проанализировать конкурентов компании.
Вопросы о конкурентах, которые нам помогут собрать правильную информацию могут быть такими:
Этот блок вопросов даст нам дополнительные инсайты о положении дел в компании и на рынке. Вопросы, на которые следует ответить:
После того, как информация из различных источников собрана, необходимо структурировать её в удобную для понимания, восприятия и дальнейшей обработки форму. Примерно с этого момента мы приступаем непосредственно к наполнению документа, который будет называться "Маркетинговая стратегия"
Здесь мы отвечаем на вопрос о том, какой наша компания должна стать. Прежде всего мы фиксируем цели компании, соотносим их с анализом текущего состояния компании и формируем или корректируем видение и миссию.
Для того, чтобы иметь возможность достичь цели, соответствовать миссии и видению, мы должны выработать краткое и ёмкое позиционирование. Позиционирование - это то, что мы хотим заявить о себе рынку. Оно помогает отстраиваться от конкурентов и звучит рефреном во всех наших коммуникациях, точках касания. Даже корпоративная культура цепляется за позиционирование и преобразует работу внутри компании согласно ему. Яркий пример - позиционирование компании Volvo. Оно немного видоизменяется со временем, тем не менее, "безопасность" - это главное, что потребитель помнит, знает и ассоциирует с этим брендом.
После того, как мы провели анализ текущей ситуации, выработали позиционирование, нам необходимо разработать поканальный план, каким образом с помощью маркетинга (с помощью каких каналов, инструментов), в какие сроки и за какой бюджет мы сможем достичь целей компании.
В качестве метрики оценки эффективности в первую очередь следует использовать темпы прироста оборота компании. Дополнительными метриками могут выступать: охват аудитории, рост узнаваемости бренда, трафик на ресурсы компании, количество лидов.
Контрольные точки в выполнении стратегии нужны для того, чтобы объективно оценивать прогресс в исполнении плана. Расхождения в плановых и фактических показателях в контрольной точке требуют анализа и незамедлительной реакции в виде корректировки стратегии. Только таким образом - своевременно реагируя на изменения среды - можно достичь поставленной цели.
Например: стратегия рассчитана на 5 лет. Цель: рост X2. Чтобы достичь цели, в среднем каждый год нужно расти на 20%. Если к системному маркетингу мы обратились впервые, мы понимаем, что в первый год работы по стратегии нам нужно наладить все процессы, запустить все планируемые активности и каналы. Логично на первый год запланировать рост 5%, на второй - 10%, на третий - 20%, на четвёртый - 40%, на пятый - 60%. Таким образом, мы должны вырасти больше плана и, когда мы столкнёмся с непредвиденными рисками, у нас будет запас.
Определившись с контрольными цифрами по годам нужно расставить контрольные точки поквартально. Более детальный (помесячный) контроль должен быть организован на уровне оперативного управления.
Как видите, задача разработки стратегии маркетинга довольно сложна и требует серьезного вложения ресурсов. Необходимо качественно собрать информацию, чтобы на её основе сделать правильные выводы, сделать четкий план, который действительно сработает, мониторить и корректировать план при необходимости. Для небольших компаний тратить время на такого рода исследование нет смысла, им будет достаточно иметь общую стратегию развития. Более крупные, зрелые бизнесы, где выделяется отдел маркетинга со своим бюджетом, маркетинговую стратегию иметь просто обязаны. Это основа системного подхода и залог стабильного роста.