Мобильное приложение «Финуслуги»

Заказчик
«Финуслуги» — маркетплейс, который делает банковские и страховые услуги доступнее для жителей России. Был разработан в 2020 году ПАО «Московская биржа», крупнейшим биржевым холдингом в России.
Задача
В 2021 году AGIMA присоединилась к команде «Финуслуг», чтобы вместе создать сервисное мобильное приложение.

Удобство его в том, что человек в любой точке страны может сравнить предложения разных банков или страховых компаний и выбрать самое выгодное. Чтобы открыть вклад или получить кредит, почти всегда требуется личное присутствие. Но не у всех банков есть офисы в каждом городе.

«Финуслуги» снимают эту проблему. У пользователя приложения выбор намного шире. И решить любой финансовый вопрос можно через свой смартфон.

Цели

- Разработать нативные приложения iOS и Android.

- Выпустить первую версию в жатые сроки.

- Стать каналом привличения новых клиентов.

- Дать текущим клиентам удобный инструмент управления финансовыми продуктами. 

 

 

В будущем приложение станет супераппом. С его помощью можно будет решать любые финансовые вопросы. Поэтому первый этап подразумевал не только запуск первой версии продукта, но и тщательную проработку архитектуры и структуры под будущие возможности приложения.

Нам важно быть там, где удобно пользователю. У каждого из нас есть мобильный телефон. И мы постоянно с ним взаимодействуем, решаем повседневные задачи. Поэтому мы решили реализовать все возможности маркетплейса «Финуслуги» в мобильном приложении. Чтобы быть ближе к пользователям, чтобы сделать решение финансовых вопросов еще удобнее. Приложение становится частью рабочего стола клиента, мы всегда можем ему напомнить о себе через push-уведомления, всегда можем быть на связи. Для инновационного маркетплейса «Финуслуги» создание приложения является важным проектом.

Елена Дегтева, Начальник управления развития мобильных и интернет-сервисов ПАО "Московская биржа"

 

С первого дня работы над проектом до запуска MVP прошло полгода. За это время мы вместе с командой «Финуслуг»:

- Разработали архитектуру супераппа.

- Предусмотрели систему безопасности. 

- Продумали дизайн-концепцию. 

- Провели исследования рынка.

- Построили продуктовую стратегию.

- Внедрили первые фичи.

 

В марте 2022 года мы выложили приложение в сторы. Уже за первые 2 месяца его установило более 18 тысяч человек.

 

Личный кабинет 

В личном кабинете "Финуслуг" 3 основных раздела: 

- Страхования.

- Накопления.

- Кредиты.

В веб-версии маркетплейса пользователи сравнивают условия в разных банках и страховых компаниях, а затем выбирают самые выгодные. Оформить всё можно онлайн. В текущей версии пользователь уже может оформить вклад, страховку или кредит не выходя из приложения. Следующий шаг развития — облигации.

 

Страхование

В приложении легко оформить полис ОСАГО. Весь процесс занимает 3 минуты. После этого пользователь получает предложения от 15 страховых компаний и выбирает самые выгодные из них. Еще он может прикрепить полис, который ранее покупал на «Финуслугах».

Накопления

Через «Финуслуги» пользователи могут выбирать вклады в более чем 15 банках и открыть вклад онлайн прямо в приложении. Условия будут выгоднее, а сама операция не требует личного присутствия в офисе. Количество банков-партнеров растет каждый месяц.

Аналитика

Аналитики AGIMA помогали в разработке концепции приложения. Мы провели большую исследовательскую работу:

- Собирали ожидания пользователей.

- Тестировали первоначальную концепцию на аудитории.

- Провели 6 итераций глубинных интервью, по 10-12 респондентов в каждой.

Требования к AGIMA сразу были высокие. Мы искали не просто разработчиков, которые работают в вакууме. Мы искали продуктовую команду. Команду, которая умеет инкрементально работать с продуктом, понимает, почему важен продуктовый подход, как его запускать и поддерживать — это высокая планка. Ориентировались мы, конечно, на наши внутренние, уже сработанные команды и ожидали аналогичного результата. И то, что мы в итоге продолжаем работать с AGIMA — это отличный показатель.

 

Всеволод Рымарь, Руководитель направления проектирования и дизайнов интерфейсов в "Финуслугах"

 

В целом история с маркетплейсом финансовых услуг достаточно нова. На рынке нет прямых конкурентов. Поэтому приразработке дизайна у нас был челлендж: мы пытались найти себя с точки зрения UI и проектирования. Кто мы в большей степени — банк или агрегатор? В первую очередь мы смотрим референсы банков, потому что мы всё-таки финансовое приложение. Но и от них в UI пытались дистанцироваться.

 

Мадина Абаева, Product manager "Финуслуг"

Работа над приложением совпала с ребрендингом «Финуслуг». Решать эту задачу пришлось не только дизайнерам AGIMA, но и команде разработки.

Когда мы начинали разрабатывать приложение, мы не знали, каким будет фирменный стиль. Цвета приложения были непонятны. Чтобы минимизировать риск накопления технического долга в плане оформления и верстки, в архитектуру заложили концепцию централизованного управления цветами на уровне кода. Приложение много раз перекрашивали, было несколько версий. В итоге оно было изменено под фирменный стиль, который появился гораздо позже, чем первые сборки.

 

Иван Антипин, СТО AGIMA

 

Разработка

Перед командой разработки стояла задача сделать надежное и быстро работающее приложение за короткий срок. Закрыть эти потребности с надлежащим качеством могли только нативные приложения. Поэтому выбор пал на них.

Преимущества: 

- Сроком разработки можно было управлять, увеличивая количество людей в команде. 

- Нативные приложения надежнее кроссплатформенных.

- Нативные приложения открывают больше возможностей для супераппа.

Стек

Backend приложения написан на Java и Spring Boot. Асинхронное взаимодействие происходит через Kafka. Такой стек — отраслевой стандарт. Большим компаниям он помогает справляться с большими нагрузками, а еще подходит для горизонтального масштабирования и для DevOps.

Для Frontend-части команда выбрала самый современный стек: на iOS — Swift UI, на Android — Jetpack Compose.

Мы смотрели вперед на несколько лет. Понимали, что через год эти технологии будут мейнстримом. Поэтому хотели писать на таком стеке, который сможет и через год-два привлекать хороших разработчиков к нам в команду. Конечно, были риски, мы их понимали. Были ограничения по поддерживаемым версиям операционки на мобильных устройствах, например. Но нам было важно сделать технологичный продукт, который морально не устареет в среднесрочной перспективе.

Алексей Киров, Лидер разработки продукта "Финуслуг"

Архитектура 

Нам было важно сделать безопасное и быстрое приложение, ориентированное на горизонтальное развитие. Поэтому вопросам структуры уделялось много внимания. На проекте работал Solution-архитектор, а еще гильдия архитекторов, которая решала вопросы взаимодействия с другими системами маркетплейса. 

Все важнейшие решения обсуждали и принимали коллегиально.

В итоге команда разработала устойчиваю архитектуру из 2-х слоев: 

Первый слой — BFF. Он обеспечивает взаимодействие приложений с бизнес-логикой и упрощает взаимодействие Backend и Frontend. Этот слой — точка входа API.

Второй слой - Платформенные сервисы. Они отвечают за реализацию бизнес-логики, авторизацию, хранение данных, транзакции.     Тестирование  Безопасность — приоритет любого финансового приложения. Чтобы обеспечить ее, мы уделили особое внимание тестированию. Для этого запускали приложение на «моках» (mocks).

Мок — это альтернативный сервис, который позволяет проводить проверку не на реальных данных, а на похожих. Благодаря этому мы не тратили деньги на покупку полисов, но знали о поведении «Финуслуг» всё.

Сначала мы поддерживали моки на FastAPI — это было быстрое решение. Но затем ушли к WireMock.

Команда

Над «Финуслугами» работают на двух уровнях: 

1. Две команды разработки.

2. "Шапка продукта"

Первый отвечают за Delivery, вторые - за Discovery.

В «шапке» продукта Product-менеджер, Delivery-менеджер, дизайнеры, Product-owner, CJM-исследователь. Они помогают разрабатывать гипотезы и отвечают за развитие приложения.

Команда работает по Scrum с 2-недельными спринтами. Мы используем все основные практики:

- Планирование.

- Дейли.

- Рефаймент бэклога.

- Демо спринта.

- Ретроспективы. 

На каждом груминге команда играет в Scrum-покер. Это позволяет точнее оценивать задачи и прогнозировать скорость разработки. Удобный инструмент, когда для запуска продукта используются гибкие методологии.

Результаты

В сжатые сроки мы изучили потенциальную аудиторию приложения, разработали дизайн, продумали архитектуру и выпустили первые фичи. От старта проекта до запуска MVP прошло полгода.

 

Через 4 месяца после появления "Финуслуг" в сторах: 

- его скачивали более 58 тысяч раз;

- в нем зарегистрировалось по номеру телефона 35,9 тысяч пользователей (без учета Госуслуг);

- мы зафиксировали 426 тысяч активных сессий.

Всё это с минимальной функциональностью и без масштабных рекламных кампаний.

 

 

 

 


Перейти на сайт

В карточку агентства

Письмо автору кейса

Пользуйтесь реальным опытом в IT и следите за успехами потенциальных подрядчиков и конкурентов
Подпишитесь на рассылку
Читайте также
Кейсы по теме#Финансы, инвестиции, банки
Проекты компании Proactivity Group