Удобство его в том, что человек в любой точке страны может сравнить предложения разных банков или страховых компаний и выбрать самое выгодное. Чтобы открыть вклад или получить кредит, почти всегда требуется личное присутствие. Но не у всех банков есть офисы в каждом городе.
«Финуслуги» снимают эту проблему. У пользователя приложения выбор намного шире. И решить любой финансовый вопрос можно через свой смартфон.
- Разработать нативные приложения iOS и Android.
- Выпустить первую версию в жатые сроки.
- Стать каналом привличения новых клиентов.
- Дать текущим клиентам удобный инструмент управления финансовыми продуктами.
В будущем приложение станет супераппом. С его помощью можно будет решать любые финансовые вопросы. Поэтому первый этап подразумевал не только запуск первой версии продукта, но и тщательную проработку архитектуры и структуры под будущие возможности приложения.
Нам важно быть там, где удобно пользователю. У каждого из нас есть мобильный телефон. И мы постоянно с ним взаимодействуем, решаем повседневные задачи. Поэтому мы решили реализовать все возможности маркетплейса «Финуслуги» в мобильном приложении. Чтобы быть ближе к пользователям, чтобы сделать решение финансовых вопросов еще удобнее. Приложение становится частью рабочего стола клиента, мы всегда можем ему напомнить о себе через push-уведомления, всегда можем быть на связи. Для инновационного маркетплейса «Финуслуги» создание приложения является важным проектом.
Елена Дегтева, Начальник управления развития мобильных и интернет-сервисов ПАО "Московская биржа"
- Разработали архитектуру супераппа.
- Предусмотрели систему безопасности.
- Продумали дизайн-концепцию.
- Провели исследования рынка.
- Построили продуктовую стратегию.
- Внедрили первые фичи.
В марте 2022 года мы выложили приложение в сторы. Уже за первые 2 месяца его установило более 18 тысяч человек.
- Страхования.
- Накопления.
- Кредиты.
В веб-версии маркетплейса пользователи сравнивают условия в разных банках и страховых компаниях, а затем выбирают самые выгодные. Оформить всё можно онлайн. В текущей версии пользователь уже может оформить вклад, страховку или кредит не выходя из приложения. Следующий шаг развития — облигации.
В приложении легко оформить полис ОСАГО. Весь процесс занимает 3 минуты. После этого пользователь получает предложения от 15 страховых компаний и выбирает самые выгодные из них. Еще он может прикрепить полис, который ранее покупал на «Финуслугах».
Через «Финуслуги» пользователи могут выбирать вклады в более чем 15 банках и открыть вклад онлайн прямо в приложении. Условия будут выгоднее, а сама операция не требует личного присутствия в офисе. Количество банков-партнеров растет каждый месяц.
Аналитики AGIMA помогали в разработке концепции приложения. Мы провели большую исследовательскую работу:
- Собирали ожидания пользователей.
- Тестировали первоначальную концепцию на аудитории.
- Провели 6 итераций глубинных интервью, по 10-12 респондентов в каждой.
Требования к AGIMA сразу были высокие. Мы искали не просто разработчиков, которые работают в вакууме. Мы искали продуктовую команду. Команду, которая умеет инкрементально работать с продуктом, понимает, почему важен продуктовый подход, как его запускать и поддерживать — это высокая планка. Ориентировались мы, конечно, на наши внутренние, уже сработанные команды и ожидали аналогичного результата. И то, что мы в итоге продолжаем работать с AGIMA — это отличный показатель.
Всеволод Рымарь, Руководитель направления проектирования и дизайнов интерфейсов в "Финуслугах"
В целом история с маркетплейсом финансовых услуг достаточно нова. На рынке нет прямых конкурентов. Поэтому приразработке дизайна у нас был челлендж: мы пытались найти себя с точки зрения UI и проектирования. Кто мы в большей степени — банк или агрегатор? В первую очередь мы смотрим референсы банков, потому что мы всё-таки финансовое приложение. Но и от них в UI пытались дистанцироваться.
Мадина Абаева, Product manager "Финуслуг"
Работа над приложением совпала с ребрендингом «Финуслуг». Решать эту задачу пришлось не только дизайнерам AGIMA, но и команде разработки.
Когда мы начинали разрабатывать приложение, мы не знали, каким будет фирменный стиль. Цвета приложения были непонятны. Чтобы минимизировать риск накопления технического долга в плане оформления и верстки, в архитектуру заложили концепцию централизованного управления цветами на уровне кода. Приложение много раз перекрашивали, было несколько версий. В итоге оно было изменено под фирменный стиль, который появился гораздо позже, чем первые сборки.
Иван Антипин, СТО AGIMA
Перед командой разработки стояла задача сделать надежное и быстро работающее приложение за короткий срок. Закрыть эти потребности с надлежащим качеством могли только нативные приложения. Поэтому выбор пал на них.
Преимущества:
- Сроком разработки можно было управлять, увеличивая количество людей в команде.
- Нативные приложения надежнее кроссплатформенных.
- Нативные приложения открывают больше возможностей для супераппа.
Backend приложения написан на Java и Spring Boot. Асинхронное взаимодействие происходит через Kafka. Такой стек — отраслевой стандарт. Большим компаниям он помогает справляться с большими нагрузками, а еще подходит для горизонтального масштабирования и для DevOps.
Для Frontend-части команда выбрала самый современный стек: на iOS — Swift UI, на Android — Jetpack Compose.
Мы смотрели вперед на несколько лет. Понимали, что через год эти технологии будут мейнстримом. Поэтому хотели писать на таком стеке, который сможет и через год-два привлекать хороших разработчиков к нам в команду. Конечно, были риски, мы их понимали. Были ограничения по поддерживаемым версиям операционки на мобильных устройствах, например. Но нам было важно сделать технологичный продукт, который морально не устареет в среднесрочной перспективе.
Алексей Киров, Лидер разработки продукта "Финуслуг"
Нам было важно сделать безопасное и быстрое приложение, ориентированное на горизонтальное развитие. Поэтому вопросам структуры уделялось много внимания. На проекте работал Solution-архитектор, а еще гильдия архитекторов, которая решала вопросы взаимодействия с другими системами маркетплейса.
Все важнейшие решения обсуждали и принимали коллегиально.
В итоге команда разработала устойчиваю архитектуру из 2-х слоев:
Первый слой — BFF. Он обеспечивает взаимодействие приложений с бизнес-логикой и упрощает взаимодействие Backend и Frontend. Этот слой — точка входа API.
Второй слой - Платформенные сервисы. Они отвечают за реализацию бизнес-логики, авторизацию, хранение данных, транзакции. Тестирование Безопасность — приоритет любого финансового приложения. Чтобы обеспечить ее, мы уделили особое внимание тестированию. Для этого запускали приложение на «моках» (mocks).
Мок — это альтернативный сервис, который позволяет проводить проверку не на реальных данных, а на похожих. Благодаря этому мы не тратили деньги на покупку полисов, но знали о поведении «Финуслуг» всё.
Сначала мы поддерживали моки на FastAPI — это было быстрое решение. Но затем ушли к WireMock.
Над «Финуслугами» работают на двух уровнях:
1. Две команды разработки.
2. "Шапка продукта"
Первый отвечают за Delivery, вторые - за Discovery.
В «шапке» продукта Product-менеджер, Delivery-менеджер, дизайнеры, Product-owner, CJM-исследователь. Они помогают разрабатывать гипотезы и отвечают за развитие приложения.
Команда работает по Scrum с 2-недельными спринтами. Мы используем все основные практики:
- Планирование.
- Дейли.
- Рефаймент бэклога.
- Демо спринта.
- Ретроспективы.
На каждом груминге команда играет в Scrum-покер. Это позволяет точнее оценивать задачи и прогнозировать скорость разработки. Удобный инструмент, когда для запуска продукта используются гибкие методологии.
В сжатые сроки мы изучили потенциальную аудиторию приложения, разработали дизайн, продумали архитектуру и выпустили первые фичи. От старта проекта до запуска MVP прошло полгода.
Через 4 месяца после появления "Финуслуг" в сторах:
- его скачивали более 58 тысяч раз;
- в нем зарегистрировалось по номеру телефона 35,9 тысяч пользователей (без учета Госуслуг);
- мы зафиксировали 426 тысяч активных сессий.
Всё это с минимальной функциональностью и без масштабных рекламных кампаний.