Наш заказчик — один из лидеров производственно-добывающей отрасли с ежегодной выручкой более 300 млрд рублей. Компания активно использует подходы бережливого производства и внедряет их в бизнес-процессы.
Ранее мы рассказывали о создании IMS для сбора инициатив от сотрудников. Это сервис, в котором сотрудники предлагают идеи по улучшению процессов с экономическим эффектом более 1 млн рублей. В системе зарегистрировано 24 компании и 3 000 предложений, реализация которых принесла компании выгоду на 20 млрд рублей.
На основе нашей разработки появился еще один сервис для сбора идей, а затем и целая экосистема. О них мы расскажем в этом кейсе.
Клиент обратился за созданием нового сервиса на основе нашей платформы по сбору инициатив IMS. Система была необходима для фиксации идей с эффектом менее 1 млн рублей.
Сбор предложений от сотрудников как бизнес-процесс называется фабрикой идей. Ранее для этого сотрудники заполняли бумажные бланки с предложениями и передавали их на согласование руководителям предприятия.
Также заказчик попросил реализовать в новом сервисе доску решения проблем — подачу сообщений о неполадках. Они передаются ответственным на реализацию задачи.
В результате нам нужно было создать сервис с фабрикой идей и доской решения проблем и объединить его с продуктом по внедрению инициатив IMS.
Задачи:
Мы разработали новый сервис с двумя ключевыми возможностями:
Подать идеи, инициативу или проблему можно в интерфейсе самих сервисов либо через мобильное приложение, которое интегрировано в систему. Как только сотрудник сохранил предложение — оно автоматически появляется на платформе. Затем идею рассматривает эксперт и комиссия.
Дизайн сервиса сохраняет преемственность с другими элементами экосистемы, обеспечивая бесшовное переключение между ними.
Мы уже были погружены в особенности и бизнес-процессы компании. Благодаря нашим глубоким знаниям в отрасли и ИТ-экспертизе, мы смогли разработать оптимальную архитектуру, необходимый функционал и удобный интерфейс для фабрики идей.
На этапе аналитики нужно было составить логику работы лин-сервиса, согласовать общее видение с клиентом и перейти к реализации. Структуру составляли при участии эксперта по бережливому производству.
Концепция фабрики идей уже была развита у заказчика в офлайн-формате. Он составил для нас структуру бизнес-процесса, и на ее основе мы расписали этапы работы двух сущностей внутри будущей системы. Например, как проходит рассмотрение предложения и будет ли возможность перенести проблему в инициативы. Такая схема помогает проанализировать возможные сценарии и запланировать разработку необходимых функций.
Каждый этап реализации идеи и устранение проблемы фиксируется в программе. Новое предложение можно добавить в нашем сервисе или через мобильное приложение компании.
Сотрудникам назначается определенный доступ к системе:
Ниже рассмотрим основные функции и разделы сервиса.
Раздел для добавления идей, чей экономический эффект оценивается менее чем в 1 млн рублей. В системе есть несколько градаций эффектов:
В разделе есть несколько вкладок:
Для начала автору нужно создать идею и описать ее. Это можно сделать, нажав на кнопку «Добавить идею». В окне есть несколько полей, которые требуется заполнить:
Справа находятся поля, в которых автор указывает компанию, филиал, подразделение, ФИО и дату создания идеи. Также ниже есть блок для расчета экономического эффекта и раздел, в котором можно показать связи, например, с запросом на идеи.
Оформленная идея выглядит так:
Для того чтобы подтвердить решение или указать, что идея актуальна, можно подключить экспертов. В карточке идеи есть вкладка «Экспертизы». В нее можно добавить специалистов, которые оценят реализуемость проекта. Рассмотрение идеи со всех сторон помогает ЛПР (комитету с ответственными лицами) принять решение быстрее и отправить идею на доработку или реализацию.
Далее идею рассматривают комитеты. Они бывают двух видов:
В окне создания комитета нужно заполнить следующие поля:
Справа нужно указать компанию, филиал, подразделение, председателя комитета, ответственное лицо, участников, экспертов и секретаря.
Комитет можно добавить в карточке идеи. Также после создания комитета есть возможность прикрепить несколько предложений. Так участники рассматривают идеи одной категории сразу. Например, если тема обсуждений касается производственного цеха или вопросов безопасности в компании.
Затем участники запускают комитет. Так фиксируется время обсуждения. Процесс можно остановить и продолжить позже — например, чтобы собрать другую экспертизу или рассчитать экономический эффект. По завершению комитета участники заполняют протокол по всем идеям: обновляют статус идеи; назначают человека, который будет заниматься реализацией; указывают плановые сроки реализации; прописывают комментарии.
После комитета авторы предложений могут увидеть статус задачи и, если требуется, доработать идею.
В окне запросов можно описать тему, которую хотят решить в компании. Например, директор компании замечает потери, но на каком этапе они происходят — он отследить не может. В этом ему помогут руководители подразделений и сотрудники, которые на своих задачах замечают перерасход материалов или износ оборудования.
Благодаря такой возможности руководство направляет сотрудников. То есть они анализируют свои задачи и процессы, а затем предлагают улучшения.
В этом разделе сотрудник указывает внутреннюю проблему, которую необходимо решить. Например, сломался душ на производстве или требуется расчистить снег, чтобы машины могли проехать до склада.
На главной странице пользователь видит список проблем и может фильтровать их статусу работ, датам, подразделению, категории, автору, ответственному лицу и так далее.
В форме добавления проблемы указывают следующие параметры:
Поля справа идентичны предыдущим формам: компания, филиал, подразделение, ответственный, автор и дата подачи.
Когда компания отделяет идеи от проблем, это помогает увидеть разницу — бытовые недочеты, которые мешают сотрудникам, и масштабные потери, снижающие производительность и качество труда.
Чтобы каждому предприятию было удобно отслеживать количество идей и проблем — мы добавили систему дашбордов. В IMS каждый сотрудник может настраивать отчет под себя. Здесь представлены готовые панели, которые показывают:
Аналитические дашборды позволяют компании оперативно оценивать экономические эффекты от идей, выявлять ключевые проблемы и повышать прозрачность процессов на всех уровнях.
Мы создали еще один удобный продукт, который помогает заказчику внедрять бережливое производство на всех этапах бизнес-процессов. Каждая компания может отслеживать мелкие недочеты и устранять потери на платформе. При этом избегая бумажной и ручной работы, которая использовалась ранее. Итоги проекта:
Мы продолжаем улучшать экосистему и реализовывать другие сервисы для заказчика. Внедрение роли наблюдателя для более эффективного контроля процессов между подразделениями. Добавление новых метрик в дашборды для анализа производительности. Расширение функционала фабрики идей и IMS для повышения точности оценки экономического эффекта. Продолжение интеграции новых структур компании в экосистему.