Краткий гид по рынку разработки сайтов автомобильной тематики
Для составления жизнеспособных бизнес-планов при заказе сайта обязательно нужно учитывать тематику бизнеса. От этого фактора могут зависеть такие показатели как: посещаемость, среднее время, проведенное на сайте, средний чек и многое другое. Причем какие-то моменты связаны лишь со спецификой разработки, а какие-то – с более общими вещами (например, с потребительским спросом и влиянием экономической ситуации на поведенческие модели покупателей).
Для примера. В 2016 году в ходе специализированного исследования было суммарно зафиксировано более 370 млн визитов на все интернет-магазины русскоязычного сектора интернета за октябрь. При этом интересы пользователей очень разнились. Например, в категории «Электроника и бытовая техника» суммарное количество визитов в этот период составило 66 млн в месяц, а вот тот же показатель в «Цветы» — был в разы ниже - 1,7 млн. Если рассматривать подобные показатели вместе с другими, они могут быть ценным инструментом для проведения анализа, например, при оценке объемов или освоенности конкретного тематического сегмента.
Сайты автомобильной тематики. Цифры
В странах СНГ зафиксировано не менее 1877 веб-студий, разрабатывающих сайты в автомобильной сфере.
В среднем в год запускается 1273 сайтов автомобильной тематики, из них: корпоративных - 599, промо-сайтов - 197, порталов и сервисов - 44, интернет-магазинов - 429.
В среднем стоимость разработки онлайн-проектов автомобильной тематики на заказ по России и СНГ такая: интернет-магазины – 154 946 рублей, промо-сайты – 104 531 рубль, порталы и сервисы – 386 222 рубля, корпоративные сайты – 109 410 рублей .
Наиболее распространенными CMS для веб-сайтов автомобильной тематики среди коробочных является 1С-Битрикс, среди Open Source – WordPress.
Иногда хочется посмотреть не только на цифры и позиции в рейтинге, но и на то, как мыслит ваш будущий потенциальный партнер. Поэтому мы взяли небольшие интервью у руководителей и ведущих специалистов агентств, которые уже работали в автопроме.
Наталья Вязигина, исполнительный директор «Аксиома-Веб»
При создании и работе с сайтом автомобильного дилера в современных условиях важно обращать особое внимание на:
- Наличие актуального стока. Сейчас потребитель стал еще более избирательным, особенно когда дело касается дорогостоящих покупок. Заходя на сайт автосалона, он не хочет купить какую-то машину, он заходит за конкретной. Несмотря на дефицит автомобилей у дилеров, обновлять раздел "Каталог"/"Автомобили в наличии" необходимо, чтобы удерживать внимание пользователей. Мы отметили, что больше половины посетителей органически заходят на эту страницу; а если вести на нее рекламный трафик, то количество отказов уменьшается на 30-40% и общее время пребывания на сайте увеличивается более чем вдвое.
- Виджеты. Иногда кажется, что всплывающих окон для лидогенерации на сайте слишком много — но, будьте уверены, все они работают. Такое количество обусловлено необходимостью «перехватить» клиента на каждом из уровней воронки продаж. Однако, настраивая виджеты, мы внимательно следим (и вам советуем) за тем, чтобы они были логически выстроены, сочетались между собой и возникали ненавязчиво, не раздражая пользователя. Последние несколько месяцев именно с грамотно настроенных виджетов дилерские центры получают большинство лидов с сайта. Особенно хороши формы, содержащие интерактивный вопрос про Trade-in.
Егор Магранин, New business director в ПроКонтекст
Клиенты все чаще стали тестировать многостраничные сайты с подробной информацией об автомобилях, так как дефицит машин стимулирует целевую аудиторию рассматривать другие марки / модели и увеличился период принятия решения о покупке авто в целом.
Но традиционно одностраничные лендинги показывают более высокую конверсию в лид, и как следствие, бОльшее количество клиентов отрабатывает отдел продаж.
А сайты показывают более высокие страйки в дальнейший визит и контракт, но за счет ощутимо более высокой стоимости привлечения лидов далеко не всегда являются эффективнее лендингов с точки зрения бизнес-показателей.
В связи со значительным ростом стоимости автомобилей потерял свою актуальность переход к CTA с кнопкой обратной связи «Узнать цену», «Цена со скидкой», «Актуальные цены». Также для повышения маржи с продажи многие клиенты дилеры перестали делать акцент на бонусах и подарках.
Антон Макаров, генеральный директор Creonit
В разработке для сферы авто есть несколько специфических болей.
Первая проблема — показывать аналоговые запчасти (заменители оригиналов).
У автомобилей есть оригинальные и аналоговые запчасти. Аналоговые запчасти выглядят так же, функциональность у них одинаковая, но производятся они разными производителями. Соответственно, качество и цены у них тоже разные. Можно купить одну и ту же деталь за 15.000?, а можно за 3.000?.
Проблема для людей, которые занимаются продажей автозапчастей, в том, что на сайте нужно делать специальную навигацию, чтобы на одну модель машины можно было найти сразу оригинальные и аналоговые запчасти.
1.1 Поиск запчастей и их подбор должен быть максимально удобен: по VIN-коду, по номеру кузова и подобное, чтобы конкретно под твой автомобиль могли подобрать запчасть. Как это работает?
Пользователь вводит VIN-номер, система узнает, что у него за автомобиль и показывает запчасти именно для него. Получается моментальная генерация каталога для автомобиля пользователя. Это не классический каталог, где лежат разложенные товары по категориям.
1.2 Реализация и использование на сайте поиска по кросс-номерам. Кросс-номера — это связанные друг с другом номера идентичных деталей, они прописаны в кросс-базах производителей.
Кросс-номера определяют связь деталей и варианты их замены другими, то есть благодаря им продавец запчастей может предложить покупателю целый список одинаковых запчастей от разных производителей по разным ценам.
Есть отдельные базы, позволяющие искать по кроссам аналогичные детали. В них поставщики и продавцы автозапчастей обмениваются информацией о кроссировании деталей. Такую базу можно добавить на сайт и облегчить поиск для пользователей.
Благодаря использованию базы кроссов, когда клиент ищет деталь на сайте, он видит предложения не только той детали, что он вбил в поиск, но и ее аналоги. Чем больше ассортимент предлагаемых запчастей, тем вероятнее, что клиент найдет и купит нужную ему запчасть именно у вас. Также база кроссов помогает продавать неоригинальные запчасти не очень известных брендов.
Вторая проблема — управление SKU.
Когда у вас тысячи запчастей и ещё сотни тысяч аналогов для них, то управление контентом может вызывать большие сложности. Нужно актуализировать данные, добавлять новые позиции, добавлять фото, писать характеристики товара и прочее.
Зачастую характеристики у запчастей могут быть одинаковые (у оригинальной и аналоговой), а контент-менеджер будет тратить кучу часов, чтобы занести одинаковые данные в разные карточки товаров.
Для наших клиентов мы разрабатываем PIM-систему для наполнения и упорядочения SKU.
PIM-система позволяет массово редактировать описания и изображения товаров, импортировать товары, остатки на складах и цены из 1С, смотреть, кто и когда вносил изменения в каталоги, позволяет «откатываться» до предыдущей версии, где не внесли изменения, модерировать изменения, искать дубли товаров, видеть остатки автотоваров по складам и в конкретных магазинах сети и многое другое.
Например, массовое редактирование информации об оригинальных и аналоговых запчастях повышает скорость работы контент-менеджера, который редактирует описание для этих запчастей (фотографии и характеристики товара).
Информацию об одинаковых товарах с небольшими отличиями он может сразу отредактировать массово.
Это гибкий, масштабируемый инструмент, с помощью которого можно формировать свой уникальный каталог под любой проект.
Есть множество тонких настроек в формировании каталогов, способов разграничения доступов, редактирования описаний, свойств и фотографий товаров. Если у продавца не один магазин, а несколько — PIM-система поможет объединить управление ими из одного места.
Третья проблема — недостаточная автоматизированность процессов.
Автоматизация и цифровизация помогает сэкономить очень много денег, поэтому все, что можно автоматизировать — нужно автоматизировать.
В тематике автозапчастей можно автоматизировать много разных направлений:
- расчет стоимости доставки;
- выбор пункта выдачи заказов;
- печать этикеток для заказов;
- обмен данными с системами учёта.
Последнее — самое важное, потому что процесс обмена данными двухсторонний.
Сначала нужно описать процесс, затем настроить его так, чтобы сервис отдавал данные в системы учёта, а системы учёта отдавали данные на сервис. При интеграции все стороны (и на вашей стороне и на стороне системы учёта) должны быть в курсе того, что происходит.
Дмитрий Глумов, дизайн-директор Uplab
Довольно давно все понимают, что нужно создавать онлайн-магазин и полностью оцифровывать дистрибуцию, а в городах оставлять только шоурумы с тест-драйвом.
Но IT-инфраструктура и процессы внутри компаний не позволяют это сделать, хотя Tesla торгует автомобилями онлайн года три, а Китай на Алибабе уже около десяти лет.
Большие бренды давно адаптировали для российского рынка свои международные сайты, за редким исключением вроде Kia. Местных производителей можно сосчитать по пальцам, и им еще предстоит приблизиться к западным аналогам.
Здесь мы наблюдаем отставание по развитию не в пример другим отраслям, таким как финансы, ритейл, рынка услуг и даже госсектор.
В целом, у автобрендов есть флагманские имиджевые корпоративные сайты с каталогом и промо-сайты отдельных моделей. Особое внимание стоит уделять разработке максимально безупречных 3D моделей и фотографий, но за это в нашей стране традиционно не привыкли платить достаточно.
Скорее всего, рынок вскоре наводнят китайские электромобили из-за низких пошлин и очень быстро растущего качества китайского автопрома, а вместе с ними будут создаваться сайты и IT-инфраструктура.
При этом китайские версии адаптировать будет крайне тяжело в силу особенностей языка и специфического отношения к интерфейсам.
Возможно, вместе с параллельным импортом стоит ожидать появления разработанных специально для российского рынка сайтов европейских, корейских и американских крупных давно известных автопроизводителей.
В связи с политическими событиями и логистическим коллапсом российские автопроизводители либо остановились, либо резко сократили производство в связи с высокой импортозависимостью в поставках деталей и комплектующих.
Ожидать, что ближайшие пару лет наши бренды будут инвестировать в IT не приходится. Будет любопытно посмотреть, что сделает «Москвич» :)
Дмитрий Раптунович, руководитель ZmitroC
Современный сайт должен предоставлять двухсторонний обмен с программами учета (1С, Мой склад и другие), чтобы отображать актуальную информацию по наличию авто или запчастей к ним, по возможным срокам поставки, работу с рекламациями и многое другое.
Сегодня практически все крупные автодилеры имеют кабинеты клиентов и работают со своей целевой аудиторией через них. Зная VIN-код автомобиля и дату последнего обслуживания, мы можем прогнозировать и предложить клиенту конкретные запчасти и стоимость работ по их замене на следующем ТО.
В случае, если у человека поломка и он знает, что конкретно ему надо, продавцу необходимо по VIN-коду отобразить ему варианты, позволить сделать на нее заказ, оплатить онлайн и сориентировать по срокам доставки.
Даже с вариантами доставки можно уйти в автоматизацию (например, сделать интеграцию с логистическими сервисами СДЭК, DPD или аналогичными), что позволит человеку назвать срок, когда он получит свою запчасть с точностью до дня.
А различные программы лояльности, накопление баллов и другие маркетинговые инструменты еще больше втягивают клиента в экосистему, для него предназначенную.
Если человек еще не является клиентом автоцентра, то ему может быть интересно оформить тест-драйв на конкретную дату и конкретное время. Это также можно решить за счет ведения базы свободных авто на стороне программы учета или в любом другом сервисе.
Когда дилер этого предложить не может, клиент оставляет заявку через форму обратной связи и в лучшем случае менеджер с ним связывается через час-два (а бывает и на следующий день), проверяет по записям в Экселе свободное время и дает обратную связь (зачастую в таком случае клиент слышит, что данное время недоступно). Такой подход негативно сказывается на лояльности клиента.
Затронем немного тему CRM. На рынке существует достаточно много CRM (в числе которых Битрикс24, AmoCRM, RetailCRM и другие).
Они могут позволить отследить заявки с сайта, которые будут содержать точную информацию о ее цели (онлайн-запись на тест-драйв, расчет кредита, заказ обратного звонка) и о том из какого источника трафика клиент попал на сайт (прямые заходы, SEO, контекстная реклама, соц. сети).
Проанализировав эти данные, маркетолог может оценить стоимость лида из конкретного источника трафика и целесообразности их.
Другие советы по теме digital-маркетинга для автопрома