Краткий гид по рынку разработки сайтов медицинской тематики
Для составления максимально приближенных к реальности “дорожных карт” при заказе сайта очень важно учитывать тематику бизнеса. От этого фактора могут зависеть такие показатели как: посещаемость, среднее время, проведенное на сайте, средний чек и многое другое. Причем какие-то моменты связаны лишь со спецификой разработки, а какие-то – с более Глобальными вещами (например, с потребительским спросом и влиянием экономической ситуации на него).
Для примера. В 2016 году в ходе специализированного исследования было суммарно зафиксировано более 370 млн визитов на все интернет-магазины Рунета за октябрь. При этом интересы пользователей очень разнились. Так, в категории «Электроника и бытовая техника» суммарное количество визитов в этот период превысило 66 млн в месяц, а вот тот же показатель в «Цветы» — был в разы ниже - 1,7 млн. Если рассматривать подобные показатели в связке с другими, они могут стать ценным инструментом для проведения анализа, например, при оценке объемов или освоенности конкретной ниши.
Сайты медицинской тематики. Цифры
В странах СНГ зафиксировано не менее 1701 веб-студий, запускающих сайты в сфере медицины.
В среднем в год запускается 1009 онлайн-проектов медицинской тематики, из них: корпоративных - 606, промо-сайтов - 139, порталов и сервисов - 112, интернет-магазинов - 136.
Среднестатистическая стоимость разработки сайтов медицинской тематики на заказ по России и СНГ следующая: интернет-магазины – 319 436 рублей, промо-сайты – 174 907 рублей, порталы и сервисы – 678 824 рубля, корпоративные сайты – 227 975 рублей .
Самыми популярными CMS для сайтов медицинской тематики среди коробочных является 1С-Битрикс, среди Open Source – WordPress.
Иногда хочется посмотреть не только на цифры и позиции в рейтинге, но и на то, как мыслит ваш будущий потенциальный партнер. Поэтому мы взяли небольшие интервью у руководителей и ведущих специалистов агентств, которые уже работали в медицине.
Анна Кожевина, аккаунт-директор в SCRUM-студии «Сибирикс» — об интеграциях и «допилках» коробочных решений

Онлайн продажа лекарств и товаров для здоровья требует учитывать ряд нюансов, которых нет в коробочных решениях. Расскажу про самые важные из них:
1. Интеграции
Почти каждая интернет-аптека — это сеть оффлайновых аптек, каждая из которых как-то ведёт учет остатков. У каждой аптеки могут быть свои цены. При этом цены на препараты могут отличаться в зависимости от партии. Например, в аптеке может быть пара упаковок препарата по 100 рублей, еще три по 120, и десять по 125.
В карточке товара надо показать, в какой аптеке сколько товара и по какой цене есть в наличии. Даже если в системе учёта разных аптек данный препарат называется по-разному. Важно, чтобы все это было актуальным на сайте, так что без интеграций обойтись не получится.
Есть три варианта:
- агрегировать информацию по всем аптекам на стороне ERP головного подразделения, а на сайт отдавать уже обработанные данные. Например у нас на ПроАптеке сделано именно так;
- аптеки могут использовать отдельные базы данных, но в рамках одной ERP-системы. В этом случае удобно согласовать единый протокол интеграции. Это позволит подключать новые аптеки по заранее согласованному протоколу. Главное, чтобы у них была единая номенклатура. На проекте Фитнес Формула мы реализовали специальный интерфейс, чтобы франчайзи могли стандартизировать названия товаров по мастер-базе;
- самый дорогой вариант — сделать сделать свою интеграцию для каждой аптеки, а товары собирать в одну карточку на стороне сайта при помощи специально разработанной таблицы соответствий.
2. Выбор аптеки
Аптек в городе может быть много. Кому-то подойдет аптека с самой низкой ценой, другому — ближайшая к дому, третьему — та, где максимальное количество товаров из заказа в наличии. Кроме того, рецептурные товары нельзя доставлять, можно только забрать из аптеки самому.
Надо показать пользователю эти варианты и дать возможность в корзине поменять выбранную аптеку. Если в заказе есть рецептурные препараты снова дать выбор: предложить забрать заказ самостоятельно, исключить такие препараты из заказа или разбить заказ на два.
Если в аптеке есть не все препараты, надо оформить заказ только на товары в наличии, оставив остальные в корзине, а потом — напомнить о них покупателю.
3. Поиск по сайту
Удобство поиска по сайту напрямую влияет на конверсию.
И с поиском по аптечному сайту стандартный поиск условного Битрикса никак не справится.
У лекарств обычно сложные названия, которые пользователи могут набирать по-разному. Попробуйте сами с первого раза правильно набрать тот же парацетамол.
Поиск на аптечном сайте должен находить товар как по названию с опечатками, так и по синонимам (например, «аспирин» и «ацетилсалициловая кислота»), а в идеале — сразу предлагать аналоги в разных ценовых категориях.
Этого можно добиться, интегрировав на сайт специальный поисковый движок. Мы рекомендуем Sphinx или ElasticSearch.
Евгений Кузнецов, digital-стратег в JetStyle — о важности скорости загрузки

Мобайл прежде всего
По данным Яндекс.Радара, более 60% пользователей ищут информацию с мобильных устройств. А фарма — это довольно интимная сфера, поэтому здесь этот показатель может доходить и до 90%. Это важно учитывать при разработке.
2. Управление скоростью загрузки контента
Так как на мобайл приходится большая часть трафика, а скорость мобильного интернета хуже, чем на десктопах — крайне важно оптимизировать картинки и кэшировать контент, это напрямую влияет на конверсию.
Снежана Аюпова, аккаунт-менеджер в Red Promo — о продвижении лекарственных и нелекарственных средств через торговых представителей

У брендов есть свои маркетинговые отделы, которые заинтересованы в продвижении продукта как в внутри аптечной сети, так и вне её.
Чтобы использовать все преимущества маркетинга от брендов, мы советуем разрабатывать для представителей системы управления контентом.
С их помощью аптечная сеть может выдавать доступы на редактирование карточек товаров бренда. Можно при необходимости включить модерацию для изменений.
На наших проектах бренды активно пользуются этим инструментом, актуализируют инструкции к лекарствам, размещают рекламные фотографии с текущими акциями на препараты.
Также пригодится сервис статистики: он позволяет представителям просматривать статистику по товарам своего бренда. То есть, собирается аналитика по просмотрам, отправке в корзину, покупке лекарств и нелекарственного ассортимента и на сайте аптеки, и в приложении.
Повышение лояльности к аптечной сети действует положительно — представители размещают баннерную рекламу на своих сайтах и в приложениях.
Игорь Повшок, со-основатель и коммерческий директор SLAM — подытоживает чек-лист разработки онлайн-аптеки

По опыту разработки интернет-магазинов для нескольких аптечных сетей у нас сформировался список ключевых вопросов, которые обязательно проговариваются на пресейле.
Не буду останавливаться на вещах, связанных с юридическими вопросами (особенности продажи рецептурных препаратов, минимальный набор точек продаж для открытия интернет-магазина по продаже лекарств и т.д.) — эти вопросы обычно отлично решает юридическая служба заказчика.
Остановлюсь на некоторых неочевидных моментах, которые необходимо прорабатывать как можно раньше.
1. Условия логистики: будет ли доставка до двери или только до аптеки, будет ли доставка с одного склада или сборная доставка из разных точек до пункта выдачи. Эти нюансы будут очень сильно влиять на архитектуру каталога и сам бизнес-процесс заказа.
2. Учетная система (например, 1С) и её готовность выгружать на сайт номенклатуру, инструкцию, цены и остатки.
И как показывает практика, заказчику нужно много времени, чтобы заполнить весь этот контент. Чем раньше вы начнете это делать, тем быстрее будет запущен проект.
3. Предусмотрите на сайте быстрый функциональный поиск, который будет искать не только по названию препарата, но и по действующему веществу, товарам-аналогам, названиям болезней. Названия лекарств — часто сложные, ваш поиск должен понимать ошибки и описки. Используйте поисковые теги и синонимы. Для наших проектов мы используем свой поисковый модуль на базе ElasticSearch, он полностью решает все наши задачи.
4. Продумайте логику доставки, хранения и отпуска для заказов, содержащих термолабильные лекарственные препараты.
5. Обязательно предусмотрите наличие остатков для лекарственных средств из минимального ассортимента, которые должны быть в каждой аптеке. Нельзя давать возможность пользователю покупать последнюю упаковку такого препарата. Это можно решить, например, принудительным минусовым резервом в 1С при выгрузке.
6. Если в вашем каталоге присутствуют товары из разных партий с разными сроками годности, продумайте логику, как вы будете поднимать товары с меньшим сроком годности вверх. Это можно делать за счет настроек поиска и сортировки в каталоге.
7. Предусмотрите все стандартные реализации в каталоге: по алфавиту, по болезням, по категориям.
8. Разрабатывая сайт, предусмотрите в личном кабинете дополнительные инструменты для возврата покупателей. Например, если покупатель имеет хронические болезни, правильным решением будет дать ему возможность сделать какой-то заказ постоянным. Например, ввести функцию «напомнить мне повторить заказ через n-времени» — за указанный период пользователю можно отправить sms или email, где вы напомните, что пора купить следующую упаковку препарата.
Николай Апурин, руководитель Артвелл — можно сказать, что с конкретным предложением

Мы сейчас аварийно замещаем SAP-управление производства упаковки на российские аналоги. Это позволяет фарме не только производить лекарства, но и быть уверенными в том, что упаковка будет соответствовать образцу из разрешительной документации (если не соответствует чуть-чуть — уничтожают всю партию).
С учетом технологий PWA приложение может работать оффлайн и без доступа в интернет.
Так же имеем опыт импортозамещения контейнерной перевозки (на СПО с SAP). Стоит отметить, что такое импортозамещение позволило Заказчику получить экономию в 1 350 000 000 рублей (!), ведь SAP предлагал свое решение за 1.5 млрд рублей.
Другие советы по теме digital-маркетинга для медицины