Под стартапами часто понимают красивые венчурные истории, когда на рынок приходит гений с революционным продуктом-единорогом и меняет правила игры. Звучит красиво, но это не единственный способ сделать свой стартап. Альтернатива: воспроизвести уже существующую идею, и отстроиться по 1-2 параметрам, например, по цене.
Мы сделали как раз такой проект — сервис для подписания документов онлайн e-Signature project. Взяли действующий продукт, собрали такой же свой (а может и лучше) и вышли на рынок с более низкой ценой. Меня зовут Анастасия Енина, я руководитель проектного менеджмента Purrweb, расскажу, как можно скопировать чужой продукт и отвоевать долю рынка.
Начать придется с условностей и формальностей: мы подписали NDA и исправно его соблюдаем, поэтому не можем раскрыть имя заказчика и реальное название проекта. Договоримся называть его e-Signature project.
Проект начался примерно 1,5 года назад. Заказчик пришел к нам с идеей сделать такой сервис, в который можно было бы загружать документы, указывать место для будущей подписи и отправлять документ на почту подписанту. Конечно, без «визирования» такая подпись недействительна, поэтому нам предстояло решить вопрос с легитимизацией этого процесса.
Мы знали заказчика, заказчик — нас. Без долгих вступлений мы приступили к работе.
В качестве основного референса мы ориентировались на HelloSign. Основной отстройкой от конкурента стала стоимость — заказчик был готов давать доступ к сервису по цене ниже, чем HelloSign. В остальном наш сервис очень похож: легален более чем в 60 странах, также можно сохранять подписи и получать уведомления.
Кому-то демпинг может показаться не очень «благородной» стратегией. Но она работает и дает результат. Например, Uber, чтобы захватить долю рынка на старте, сильно снижал стоимость поездки и доплачивал водителям за издержки. У нашего заказчика похожий план: занять долю рынка в 2-3%, чтобы проект вышел на самоокупаемость. Вряд ли крупный конкурент, который оброс издержками и получает стабильный доход от большой базы существующих пользователей, будет играть в демпинг и менять свою стратегию.
Подход заказчика показался нам рациональным: не придумывать годами идею того, чего еще нет, а взять готовую и придумать, как перетянуть несколько процентов рынка. Поэтому отстраивались мы только стоимостью сервиса.
Вы скорее всего представляете, как устроен процесс подписания электронных документов: загрузил → отправил ? подписали ? получил. Я расскажу о том, как это было устроено у нас и почему внутри сложнее, чем снаружи.
Сделать интерфейс, в котором можно переставлять поля курсором — для фронтендера легко. Но реализовать такую возможность с учетом размера экрана и ориентации подписываемого документа — задача для фронта нетривиальная.
На бэкенде тоже пришлось потрудиться: например, при загрузке документа мы должны были разбивать его на множество картинок в формате PNG. Вот как все это работало и почему было так сложно:
Также мы предусмотрели возможность подписывать документы в произвольном порядке — так, как нужно пользователю. Либо все подписывают по порядку (CEO, CTO и так далее), при этом каждый следующий участник видит подпись предыдущего. Либо одновременно: все получают документ на подпись и не знают о подписании другими людьми.
Как вы понимаете, просто добавить свою подпись на документ недостаточно. Ему нужна юридическая сила. Правда, это запрещенная вне Хогвартса магия, поэтому работает только в некоторых странах. Например, в России такой сервис не будет иметь юридической силы, а вот в США, Канаде, Великобритании, Китае, Индии, Германии, Франции, Испании, Италии, Японии, Южной Корее, Турции, Швейцарии и Бразилии с таким можно хоть куда: в суд по наследству, или на сделку в миллион долларов.
Мы интегрировались с сервисом Notarius. Но это произошло не легко и не сразу. Мы делали прототип под гипотетический сервис для легализации подписи, предполагая, что купим сертификат и сами соберем движок для подписания документов. И мы даже дошли до покупки, но, конечно, все оказалось чуть сложнее.
Время шло, поддержка сервиса, в котором мы купили сертификат, не отвечала на вопросы. Мы до последнего не понимали, сможем адаптировать купленный сертификат под потребности нашего проекта или нет. Тогда мы начали искать готовые решения.
Начали с анализа конкурентов, смотрели, чем они пользуются для легализации подписей. Присмотрелись к четырем сервисам:
Чтобы принять взвешенное решение, провели переговоры с представителями всех сервисов. На всех переговорах рассказывали о цели нашего проекта и уточняли, сможет ли их продукт решить наши задачи: какие подводные камни встретятся, есть ли поддержка, спецификация и т.д.
По всем пунктам выигрывал Notarius: комплексный подход, поддержка, понятность спецификации, легкая интеграция. Ну и по деньгам он был привлекательнее, а это немаловажно в стратегии заказчика.
Мы заложили достаточно времени на интеграцию и немного на переговоры. Но все сложилось наоборот: интегрировались мы быстрее, чем планировали — за неделю. Но вот по переговорам и оформлению все дедлайны успели выйти.
Все потому, что периодически нам приходилось срочно чинить буквально все. Notarius — сторонний сервис, и иногда он вел себя не так, как нам бы хотелось. Дело в том, что сервис дает свое приложение-прослойку, которое нужно было развернуть на наших серверах. Бэкенд этого приложения взаимодействует с бэкендом нашего сервиса, так обеспечивается конфиденциальность данных и легитимность подписей. И именно в этой части работа иногда сбоила. Помогла смена конфигураций их приложения на нашем сервере. С этого момента сервис стал работать так, как нам хотелось.
В итоге интеграция работает так:
В феврале 2021 года проект выкатили на прод. Сегодня им пользуется около 20 000 зарегистрированных пользователей, это очень хороший показатель для MVP.
Сейчас мы поддерживаем сервис и добавляем новые фичи: первые пользователи почти сразу выдвинули ряд хотелок. Мы сформировали роадмап, выделили команду и летим по плану.
Недавно мы добавили возможность загружать за один раз несколько документов, которые при загрузке “склеиваются” друг с другом. Это удобно: можно отправить на подпись сразу пакет документов: договор и приложения к нему. Такой функционал есть у Hellosign. Кроме того, это позволяет сэкономить на интеграции с Notarius. Сервис берет комиссию за каждый подписанный документ, поэтому объединение документов в один позволяло бы экономить на комиссии.
В теории все это звучит просто, но на деле реализация заняла у нас несколько месяцев:
Для пользователей с бизнес-подпиской мы добавили возможность ставить на документы логотипы компании. Последняя на сейчас доработка — API с Zapier. С ним наш сервис можно использовать без входа в приложение, к примеру можно настроить автоматический перенос клиента вперед по воронке в CRM сразу после подписания договора. Ждем первых пользователей интеграции :)
Менеджмент | Разработка | Тестирование | Контент |
Анастасия Енина | Константин Романов | Татьяна Перина | Антон Кирюхин |
Екатерина Саяпина | Антон Тутолмин | ||
Дмитрий Крыхтин | |||
Тимур Хайрулин | |||
Эдуард Глухов |