Около года назад в Казахстане появился сайт для продажи автомобилей Mycar.kz. Он очень быстро собрал приличную аудиторию и составил конкуренцию аналогичному ресурсу, который появился на рынке на десятилетие раньше. Но для нас интересно не это. Дело в том, что еще в январе прошлого года проекта просто не существовало. Создать масштабную, рассчитанную на сотни тысяч пользователей площадку с нуля удалось за 7 месяцев. И хотя без косяков не обошлось, всё же к осени проект вышел на рынок и начал зарабатывать.
Как вы догадались, разработкой занималась AGIMA. Сейчас расскажем, как работали над проектом и как сложно было успеть в срок.
Когда проекту дали старт, первым делом мы поехали в Казахстан. Нужно было (попробовать местную кухню и погулять по горам) обсудить с заказчиком все нюансы будущего классифайда, начать предпроектное исследование и зафиксировать требования. И главное, хотели понять специфику рынка и выяснить, какая инфраструктура есть у Astana Motors.
Мы рассуждали так: у ребят уже есть налаженные процессы по продаже автомобилей — как новых, так и подержанных. А значит, новый классифайд должен быть интегрирован с их инфраструктурой. Так что за неделю в Казахстане мы поговорили с огромным количеством их сотрудников: руководителями дилерских центров и менеджеров, которые занимаются продажей автомобилей б/у. Потом всю информацию разбивали по фичам: что пойдет в первую очередь, что во вторую.
Нам было важно, чтобы итоговый продукт был не просто еще одним проектом Astana Motors, а чтобы уже сложившийся бизнес и новый сайт работали в единой системе. Поэтому много внимания мы уделили особенностям локального рынка. Скажем, в России почти не встретишь Hyundai Elantra, потому что у нас в этой нише продается модель Hyundai i30. А вот в Казахстане — очень популярная модель. Поэтому при проработке каталога автомобилей это надо было учитывать.
В Казахстане наша команда из 4 человек пробыла неделю. С нашей стороны работал технический архитектор, аналитик и два проектных менеджера. Со стороны заказчика к нам на разных этапах присоединилось еще около 20 человек. Вместе через интервью и опросы мы составили портрет пользователя, для которого делали сайт.
Старались опять же учесть местный колорит. Например, оказалось, что в Казахстане картинки зачастую пересылают скриншотом. Вот понравилась машина — и они ее скринят. Так что картинки на сайте мы делали с мыслью, что их будут скринить, а не пересылать с помощью специальной кнопки, скажем.
Через неделю такой работы нам удалось собрать требования для MVP:
Летом, когда мы уже готовились к сдаче проекта, в MVP добавилось еще несколько пунктов. И тут нужно написать про огонь и вот это все, но мы вместе сочли, что это важные фичи для MVP, поэтому добавили. Вот они:
Дальше мы запустили все основные процессы: начали продумывать архитектуру, разрабатывать брендинг и формировать продуктовую команду. В итоге в ней, кстати, было 36 человек. Это больше, чем среднестатистический школьный класс или больше, чем средняя студия по разработке в регионе. На начальных этапах команда состояла по большей части из наших сотрудников, а со стороны Astana Motors работали маркетолог, технический специалист, аналитик и менеджер. Но в процессе работы количество сотрудников со стороны заказчика росло. В этом был смысл: изначально предполагалось, что мы передадим им готовый и функционирующий продукт, а перед этим научим, как с ним работать и его развивать.
Одной из важнейших задач был брендинг: для классифайда надо было придумать всё — от названия до логотипа. Название придумывали на совместных мозговых штурмах, в переписках — в общем, по-разному. По идее, хорошее название должны легко читать, легко писать, быстро запоминать и моментально понимать. Так что из всех вариантов больше всего зашел Mycar. Соответственно, так появился и адрес сайта — mycar.kz.
С логотипом было чуть сложнее, но и интереснее. С помощью лого надо было:
В первую очередь начали заигрывать с темой лошадей: лошадиные силы, лошади под капотом, степные лошади Казахстана — вот это вот всё. Но вскоре поняли, что рядовому пользователю больше запомнится что-то проще и лаконичнее.
Через ассоциации нам удалось накидать много безумных вариантов: от металлических лошадей и синтезированных автомобильных эмблем до привязок к казахским национальным символам. Но в нашем digital-мире важна приятная и доступная визуализация на экране в виде комфортной на эмоциональном уровне иконки. Все сложные кони с длинными ногами остались в стойле. А вот безмятежное чувство удовлетворения от выезжающего на зеленый свет новенького автомобиля вызывает улыбку. Воображение продолжило семантический ряд получившегося логотипа, навеяв нам образ лобового стекла.
Григорий Коченов, креативный директор AGIMA
В итоге главным элементом логотипа стало лобовое стекло, напоминающее улыбку. Выполнен он был в зеленом цвете: во-первых, это разрешающий сигнал светофора, а во-вторых, цвет безопасности и надежности.
Выбор дизайн-концепции был обусловлен функциями будущего сайта. Концепт получился простым, удобным и интуитивно понятным.
Концепт потребовал совсем небольших доработок. После их внедрения:
Версии мобильного приложения Mycar для iOS и Android сразу входили в MVP. Astana Motors понимали, что большая часть пользователей будет продавать или покупать машины через «сотку» (так в Казахстане называют мобильные телефоны, такая вот местная особенность).
Из особенностей: в мобильной версии сделали больший акцент на фото — их с экрана смартфона должно быть хорошо видно. Они перелистываются по свайпу, их легко скринить (помните же про скрины?=)) и отправлять кому-то.
Мы позаботились о том, чтобы посетителям сайта было комфортно на всех этапах.
Главная функция этого сервиса — сделать процесс продажи и выбора автомобиля максимально комфортной для пользователя. Поэтому мы создали простую и понятную карточку объявления, в которой:
Чтобы узнать основную информацию об авто, не нужно переходить к карточке — самая важная информация об автомобиле автоматически выносится в превью. Благодаря этому удобно сравнивать похожие предложения — не нужно открывать несколько карточек в разных вкладках браузера.
Вернемся к нашей хронологии. Запустить итоговый и полностью работающий продукт мы должны были в июне. Полностью разработать масштабный проект за 4 месяца, как вы понимаете, практически невозможно — так что реальный срок сместился на конец лета. Но когда на горизонте уже замаячил финиш, заказчик расширил MVP.
В итоге запустили Mycar в сентябре. Посчитаем: февраль, март, апрель… сентябрь. Получилось 7 с небольшим месяцев. За это время команда со стороны заказчика существенно выросла, и мы готовы были передать им полностью работающий проект. В конце прошлого года, когда мы активно следили за статистикой, на сайте ежедневно было 7000 активных объявлений. Активных — то есть не старше 2-х недель.
Давайте подытожим, что же удалось сделать за 7 месяцев:
И главное правило — исследуйте рынок, на котором работаете. Это могут быть как сайты и приложения, так и игрушки для детей или кровля для домов. Делитесь в комментариях вашими историями создания цифровых продуктов на других рынках, с удовольствием подискутируем на этот счет.